ТРАНЗИТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ — ИМИ СТАНОВЯТСЯ,

Поделиться
или Как Украина пытается «замкнуть на себя» один из евразийских нефтетранспортных коридоров Если...

или Как Украина пытается «замкнуть на себя» один из евразийских нефтетранспортных коридоров

Если бы не некая неопределенность ситуации и противоречивость комментариев на сей счет, то впору бы порадоваться, потому что подробное объяснение заместителя председателя Госнефтегазпрома Валерия Шулико намерений и действий со стороны Украины в проектах транспортировки каспийской нефти свидетельствует об их серьезности. И эти действия, похоже, могли бы привести к реальному участию Украины в современной переориентировке трансконтинентальных нефтетранспортных путей. Разумеется, при определенном стечении обстоятельств как в политическом, так и в экономическом контексте. Увы, но за последние шесть лет такого не случалось. И есть масса подтверждений того, что если такое благоприятное стечение все же произойдет, то, скорее всего, вопреки, нежели благодаря... Хотя, конечно, дай Бог!..

Итак, пока в парламенте депутаты делят кресло спикера, Президент издает кардинально ломающие остатки экономики указы, заместитель главы Госнефтегазпрома Валерий Шулико поведал журналистам о том, как он координирует, согласно распоряжению Кабмина от 27 апреля 1998 года, проект транспортировки прикаспийской нефти с участием Украины.

Первое, что он подчеркнул, - изменение философии в отношении транспортировки прикаспийской нефти: сегодня речь идет не о каком-то одном варианте строительства нефтепровода, а о нескольких вариантах, причем дополняющих друг друга. Другими словами, диверсификация транзитных маршрутов, уверяет В.Шулико, позволяет надеяться, что как минимум один из будущих транспортных коридоров для доставки нефти из региона Каспия вполне возможно повернуть и направить через Украину. И это может быть не только воля и согласие президентов заинтересованных стран, но и сухой экономический расчет, который, по мнению В.Шулико, свидетельствует об экономической привлекательности транспортировки прикаспийской нефти через Украину.

Именно в этом убеждал зампред Госнефтегазпрома бизнесменов и политиков от нефти во время международной конференции в Стамбуле 27-29 мая. По его словам, Украина может быть уместным звеном в таком варианте евразийского коридора (смотрите карту-схему): Баку - Супса (это может быть и порт Поти или другой) - нефтепровод по побережью Черного моря до турецкого Самсуна - и через всю Турцию до Джейхана. При этом из порта Супса через Черное море танкерами нефть может доставляться на нефтеперевалочный комплекс (НПК) в Южном (под Одессой) и затем по соединительному нефтепроводу Одесса-Броды транспортироваться транзитом в действующую нефтепроводную систему «Дружба» и уже по налаженной схеме - в Европу.

Россияне, в свою очередь, предлагают доставлять прикаспийскую нефть в порт Новороссийск. Однако, говорит В.Шулико, стоимость транспортировки нефти через этот российский порт и затем танкерами по существующему маршруту в Европу обойдется приблизительно в 28,9 доллара (за тонну нефти), а через Супсу и, соответственно, Украину - 20,4 доллара даже при танкерах дедвейтом 80 тыс. тонн. Если же использовать, скажем, 200-тысячники, то стоимость транспортировки этим путем будет еще меньше. Если учесть, что речь идет о десятках, а затем и сотнях миллионах тонн нефти, то второй вариант явно выгоднее. Кроме того, он отвечает стратегии той же Турции, которая настаивает на том, чтобы новые нефтетранспортные коридоры обходили проливы Босфор и Дарданеллы.

Другим требованием заинтересованных стран и компаний (скажем, проамериканское требование) является то, что новые коридоры не должны проходить через Иран. 6-7 млрд. долларов потенциальных частных инвестиций ожидают своего часа и могут быть вложены в новые нефтетранспортные проекты, и это обстоятельство заставляет прислушаться к так называемому проамериканскому требованию. Но и ему отвечает предлагаемый Украиной вариант транзита нефти через Украину.

Кроме того, вполне понятно, что маршрут или маршруты выбирают конкретно в том случае, если востребован он сам и нефть, которая должна по нему транспортироваться. В этом смысле Украина может предложить не только свои транзитные нефтепроводы (действующие и строящиеся), но и нефтеперерабатывающие заводы, хранилища и собственно рынок сбыта нефтепродуктов емкостью более 15 млн. тонн в год. При всех нюансах шесть украинских НПЗ еще способны переработать 52 млн. тонн нефти. Правда, это мало кого привлекает, пока глубина переработки сырья - не более 55%. Однако если учесть, что украинскими заводами интересуются потенциальные инвесторы, которые могут вложить средства в реконструкцию украинских НПЗ, то наличие заводов можно также рассматривать как аргумент в пользу Украины. В.Шулико говорит, что украинская нефтетранспортная и нефтеперерабатывающая инфраструктура может послужить той долей, в обмен на совладение которой инвесторы могут согласиться принять украинский вариант и евразийского нефтетранспортного коридора. Разумеется, по поводу каждого отдельного НПЗ или трубопровода, или другого объекта нефтяной инфраструктуры еще должны состояться переговоры. Но сейчас речь о самом принципе. Это также новшество в философии, причем, так сказать, украинское. Например, соединительный нефтепровод Одесса-Броды и горемыка НПК в Южном, разве они, по большому счету, не могут быть достроенными за счет только отечественных средств? В.Шулико уверен, что могут, но как раз этого и не нужно делать, иначе кто тогда гарантирует, что и новый терминал в Южном, и нефтепровод Одесса-Броды, да и отечественные НПЗ будет чем заполнить? По его мнению, именно эти объекты могут привлечь уже реальных участников международных концорциумов, созданных для финансирования и строительства нефтетранспортных путей и собственно добычи нефти в регионе Каспийского моря.

Два вышеназванных объекта нефтяной инфраструктуры Украины - терминал в Южном и нефтепровод Одесса-Броды и есть те самые привлекательные объекты для потенциальных инвесторов. Причем вариант с достройкой терминала чуть было не решился в 1995 году, когда ЕБРР согласился финансировать строительство, но попросил точный ответ: «Скажите, сколько это стоит?» Вообще-то история финансирования терминала еще раз свидетельствует о погрешностях прежних стратегий. В 1993-1994 годах уповали на бюджетное финансирование, чего, конечно же, не случилось. Затем появился «Укрнефтетерм», куда кроме государства вошли и предприятия нефтегазовой отрасли. Но государство оставалось крупнейшим участником этого АО с 59-процентной долей и при этом не вложило ни копейки. Все деньги были взяты в основном с нефтетранспортных предприятий, которые в конце концов и спросили: «Где наши деньги, на что их потратили?» Когда уже в этом году взялись считать - на что, выяснилось, что на площадке терминала в Южном выполнено работ почти на 20 млн. долларов (и соответственно, готовность объекта составляет 15%). На 1 июня, по словам В.Шулико, на нефтепроводе Одесса-Броды, где строительство ведется с двух сторон, сварено уже 256 км труб из положенных 670 км (предполагается, что первая очередь нефтепровода позволит транспортировать 14,5 млн. тонн нефти, а с вводом в эксплуатацию и второй очереди годовой объем перевалки увеличится до 30 млн. тонн нефти). Закуплено также еще 312 км труб приблизительно на 75 млн. долларов.

Так что худо-бедно, а нефтепровод сооружается. И нефтетранспортники, в частности Приднепровские магистральные нефтепроводы, вели переговоры с ЕБРР о кредите для этого проекта. И почти уже было договорились. Но вот незадача - теперь нефтетранспортные предприятия переданы под юрисдикцию, а точнее - в состав создаваемой национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины». Зампред Госнефтегазпрома Валерий Шулико уверен, что такие непоследовательные шаги правительства Украины просто низводят на нет все достигнутые усилия предприятий, которым ЕБРР соглашается выдать кредит.

Докладывая 14 мая на заседании Кабмина, В.Шулико, по его словам, представил идею создания международного консорциума, который бы и занимался финансированием и эксплуатацией терминала и нефтепровода Одесса-Броды. А до этого в феврале эту идею он озвучил в Хьюстоне (своеобразной нефтяной столице мира) и говорит, что она вызвала живой интерес у грандов отрасли и что идея заняться инвестиционным менеджментом украинского проекта весьма приглянулась такому лидеру в сопровождении международных проектов, каким по праву считается «Прайс уотер хаус».

Словом, как рассказал В.Шулико, идея международного концорциума в правительстве понравилась и ее инициаторы подготовили соответствующие документы, которые должны буквально на днях вдохнуть жизнь в эту идею. Однако, подчеркнул зампред Госнефтегазпрома, говорить о консорциуме как реальном инструменте возможно только в том случае, если правительство своим постановлением исключит из состава НАК «Нефтегаз Украины» предприятия по транспортировке нефти и передаст, так сказать, в сферу влияния консорциума и южненский терминал, и строящийся соединительный нефтепровод Одесса-Броды.

К слову сказать, на тот же терминал в Южном был завязан и вариант транзита иракской нефти через тот же турецкий порт Самсун. И строительство в рамках этого проекта нефтепровода на территории Турции усилиями и даже с финансовым участием украинской компании «Укрзарубежнефтегаз». Когда у В.Шулико спросили о том, куда девалась эта компания и эта идея, он развел руками (насчет компании). А об идее сказал, что нынешний евразийский вариант - это вторая часть того же проекта. Первая часть как раз и предполагала сначала экспорт в Украину иракской нефти и, соответственно, создание нефтетранспортной инфраструктуры для этого. Теперь она неактуальна, и переключились сразу же на вторую часть проекта, реализация которого позволит впоследствии выйти на источники нефти не только в Прикаспийском регионе, но и в нефтяных странах - членах ОПЕК.

Думаю, комментировать ситуацию излишне. Тем не менее, «ЗН» поинтересовалось у председателя правления НАКа Игоря Бакая: как корреспондируется идея создания международного (назовем его условно - нефтяного) консорциума с идеей финансирования этих проектов «Нефтегазом Украины»? И.Бакая ответил, что ни о каком исключении нефтетранспортных предприятий из состава НАКа и речи не может быть, а нефтепровод Одесса-Броды будет достроен еще в этом году за наши средства и даже на 2-3 месяца раньше запланированного срока? В отношении терминала, в Южном И.Бакай и В.Буняк, директор предприятия магистральных нефтепроводов «Дружба», который, вероятно, в НАКе будет заместителем председателя правления, намерены обратиться к Президенту и правительству с тем, чтобы и НПК был передан в состав НАКа «Нефтегаз Украины».

И.Бакай говорит также, что НАК и другие украинские предприятия обязательно будут участвовать в тендерах, которые будут проводиться на поставки оборудования (компрессорные станции, трубы и пр.) для будущих евразийских нефте- и газомагистралей... Но ни о каком консорциуме, который, по словам В.Шулико, будет создан в Украине для финансирования строительства того же НПК, по мнению И.Бакая, речь не идет.

Между тем, В.Шулико сообщил, что Украину наконец-то официально пригласили участвовать в обсуждении вариантов выбора маршрутов транспортировки нефти из Прикаспийского региона. Идея создания такой комиссии (или группы) была оформлена еще 5 сентября 1997 года распоряжением президента Азербайджана Гейдара Алиева. Украина получила приглашение в начале июня. Аналогичные приглашения Азербайджаном направлены и «странам, по территории которых будут идти трубопроводы». Такая формулировка в отношении Украины, по мнению В.Шулико, говорит сама за себя. Приглашения также направлены Грузии, Турции и России. Причем, подчеркнул В.Шулико, Болгарию и Румынию, которых часто называли среди претендентов в транзиторы, Азербайджан к диалогу не пригласил.

Представители этих стран, вероятно, с заинтересованными компаниями и финансовыми институтами, как сообщил В.Шулико, должны принять окончательное решение о трассах транзитных коридоров до окончания 1998 года. Соответственно, всякие варианты, в том числе и украинский, актуальны ровно до момента окончательного выбора. «Если мы до конца 1998 года будем реформировать нефтегазовую отрасль, то никто нас ждать не будет». То есть украинский вариант евразийского нефтетранспортного коридора так и останется идеей в ряду прежних, теперь уже положенных на дальнюю полку. Или все-таки в этот раз история не повторится уже в виде комедии?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме