ТОРГОВЫЙ МИР С РОССИЕЙ

21 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 47, 21 ноября-28 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

Право на существование Радостные лица президентов Украины и России после встречи в Завидове, кото...

Право на существование

Радостные лица президентов Украины и России после встречи в Завидове, которые могли наблюдать все граждане наших стран на экранах телевизоров, свидетельствовали, что более чем годовая «торговая война» завершилась. Совсем иное впечатление произвела хмурость российского премьера Виктора Черномырдина, который реально представляет последствия решений президентов стран - стратегических партнеров и возможность торгового примирения.

Как известно, основным итогом встречи называют «полную отмену налога на добавленную стоимость на взаимные поставки продукции». Кавычки в данном случае обозначают цитату: эту формулировку нельзя переиначивать, потому что она вдруг может оказаться более ясной. Сейчас в Украине сложно найти человека, который расшифровал бы эту фразу полностью однозначно. Эксперты украинского Министерства внешнеэкономических связей и торговли говорят, что пока не поступит официальный документ из администрации Президента, они не знают, что придется отменять. А посему возможны лишь догадки, что кроется за президентской формулировкой. Причем в основном прогнозы, мягко говоря, не оптимистичны.

Пока окончательно не определено, какие же НДС отменяются, попробуем спрогнозировать ситуацию при действительно полной отмене, а именно: украинский налог на российский импорт, российский НДС на ввоз-вывоз товаров. Сразу напомним, что с 1 сентября прошлого года Россия применяет по отношению к Украине уникальное законодательство. В торговле со странами СНГ Москва практикует налог на вывоз своих товаров, со странами так называемого дальнего зарубежья - НДС с импорта, и лишь по отношению к стратегическому партнеру, каковым является Украина, - налог и на ввоз, и на вывоз товаров.

Полная отмена НДС, конечно же, благотворно скажется на взаимной торговле, даже слишком благотворно. Украино-российские товаропотоки значительно вырастут, и мы счастливо будем лицезреть изобилие продукции соседа на своем прилавке. Правда, возникает маленькое «но». Отечественные товары, выпускаемые для внутреннего потребления, автоматически станут неконкурентоспособными по сравнению с российскими, ведь с них по-прежнему будет взиматься 20-процентный НДС. Причем, если учесть, что около половины внешнего товарооборота нашей страны приходится на РФ, масштабы подавления нашего рынка можно себе представить.

Есть и второе «но». НДС с импорта «честно» поступает в казну нашего государства. Лишиться значительной его части за счет российских товаров для нашего бюджета окажется слишком накладно. Грусть Виктора Степановича после указанного заявления президентов также вполне объяснима. Хотя для РФ наш товаропоток менее значителен, в очередной раз пересеквистировать бюджет придется. Причем российские потери в абсолютных цифрах окажутся большими, так как ранее Москва хищнически сдирала НДС и со своих товаров при экспорте в Украину (одни газ и нефть чего стоят!), и с наших при ввозе на свою таможенную территорию.

Третье «но». Вероятно, самое существенное и которое делает идею отмены НДС практически мертворожденной. Прекрасно представив грядущую ситуацию на украинском рынке, при которой российские товары практически господствуют, необходимо вспомнить о других партнерах. Еще куда ни шло, что отечественные товары поставлены в неравное положение по отношению к продукции РФ, но ведь и продукция, скажем, Китая, Германии и США окажется в проигрышном положении.

Хотя вопросы внутреннего налогообложения (а НДС относится именно к ним) и являются личным делом каждого государства, очень слабо верится, что мировые лидеры не обратят на это внимание. Вспоминается негласное давление на Украину со стороны международных организаций и конкретных стран, когда мы начали применять «неунифицированные» ставки акцизного сбора. Проще говоря, взимать с импортного товара акциз больший, чем с отечественного. А между тем сбор - также внутреннее дело каждого государства.

Если уж отменять НДС, то необходимо это делать по отношению к импорту со всех стран мира, что нереально по бюджетной причине, да и вообще абсурдно с точки зрения мировой практики.

Вероятно, произнося историческую фразу, президенты имели в виду что-то иное. Например, для Бориса Николаевича очень бы хотелось отменить только налоги на импорт. В этом случае РФ оставила бы экспортный НДС и в конце концов заставила бы нашу страну ввести аналогичный симметричный налог и прийти к схеме, которая использовалась при торговле между нашими странами года четыре назад. Причем этот вариант не более абсурден, чем вышеописанный. Россия давно возмущалась украинским НДС на импорт и ввела в прошлом году свой аналогичный именно в отместку, только для нашей страны. Для Украины такой ход событий просто окажется регрессом, ведь вводя несколько лет назад НДС на импорт, наше государство действовало в соответствии с мировой практикой и одновременно по отношению к товарам всех стран, не прибегая, как северный сосед, к делению на «ближние» и «дальние» зарубежья.

Оптимальным выходом было бы принятие Россией нашего давнего предложения. Сразу после введения Москвой НДС на импорт товаров с нашей таможенной территории Украина предложила РФ отменить налог на экспорт, что сделает законодательство обеих стран симметричным и соответствующим общепринятой практике. Надежды на это были, однако к настоящему времени практически растаяли: сначала россияне говорили, что это эксперимент, который завершится до конца 1996 бюджетного года. Весь текущий год Украина вела безуспешные переговоры об отмене, отечественные чиновники постоянно переносили сроки, когда это может случиться. Однако в последнее время разговоры постепенно сошли на нет. После того, как стало известно, что поступления от налога на экспорт в Украину внесены в проект бюджета россиян, причем они запланированы и на последующие годы.

Борьба за отмену экспортного НДС уже стала делом чести нашей страны, соответственно, и россияне бились до конца. Заявление президентов на этом фоне, без сомнения, делает честь главам государств и доказывает, что они болеют за хорошие торговые отношения между нашими странами. Одна лишь незадача: воплотить в жизнь их декларацию будет крайне сложно. И единственный выход, чтобы полностью не дискредитировать историческое заявление об отмене НДС, - отменить хоть что-нибудь, а именно российский экспортный налог, с которым косвенно и связано начало торговой войны.

Варианты трактовок заявления двух президентов мы попросили прокомментировать члена немногочисленной украинской делегации, сопровождавшей Леонида Кучму в Россию, а именно - заместителя секретаря Совета национальной безопасности Александра Разумкова.

- Заявление двух президентов было четким и ясным. Оно сводилось к тому, что НДС в торгово-экономических отношениях на экспортно-импортные операции и с российской, и с украинской стороны должны быть сняты. В данном случае анализируются последствия такого решения и сложности, с которыми столкнутся правительства и парламенты этих стран при его реализации. При этом, мне кажется, некоторые выводы не совсем корректны. В первую очередь усматривается ущерб для Украины, например, в отмене НДС на российские товары, которые экспортируются в Украину. На самом деле это совершенно не приведет к повышению конкурентоспособности российских товаров в Украине и снижению украинских, хотя бы потому что структура экспорта российских товаров такова, что примерно на 80% состоит из нефти и газа. Украина энергоносителями, как известно, обеспечивает себя в незначительной степени. Поэтому конкуренции на внутреннем рынке, конечно, эти товары не составят. Если мы добываем около 20 млрд. кубометров газа, примерно около 4 млн. тонн нефти, а потребности наши исчисляются 80 млрд. газа и 20-25 млн. тоннами нефти, то о какой конкуренции идет речь?

Кстати, снижение цен на российские энергоносители в конечном счете приведет к снижению цены товаров украинского производителя, которые преобладают в украинском экспорте в России. Это обеспечит дополнительные возможности присутствия нашего производителя на российском рынке. Кроме того, решение по НДС несомненно улучшит платежный баланс между двумя странами. Торговля оживет. Даже та же квота на сахар увеличит товарный поток в Россию и позволит лучше рассчитываться за потребляемые энергоносители и иные товары.

Что касается украинского бюджета, то, думаю, что и здесь особенных изменений не предвидится, поскольку энергоносители относились к критическому импорту и НДС не облагались, за исключением, правда, газа. Отмена этого налога приведет, как я уже говорил, к удешевлению российского газа и как следствие - отечественной продукции. Иными словами, можно предположить, что реальных потерь от снятия НДС у нас не будет. Более того, подобный шаг благотворно скажется и на российском рынке, поскольку от увеличения товарооборота увеличатся поступления в бюджет, чем будет компенсирован ущерб от отмены НДС.

Вместе с тем, реально глядя на сложившуюся ситуацию, можно сказать, что преодолеть проблему НДС будет непросто, в первую очередь для парламентов обеих стран, поскольку поступления предусмотрены проектами бюджетов. Поэтому необходимо найти компромиссное решение, которое в начальный период создавало бы минимальные сложности для доходной части бюджетов Украины и России. И это сделать можно. В этой ситуации могут быть использованы временные отсрочки и ряд иных мер. Главное - это проявленная политическая воля, которую необходимо в обязательном порядке реализовать, хотя бы исходя из того, что в мае этого года в нормативно-правовом режиме было закреплено стратегическое партнерство в политической части между двумя странами. Экономические же, материальные показатели взаимоотношений между двумя государствами в этом году ощутимо упали, зафиксировав снижение товарооборота на 2 млрд. долларов. А на самом деле только реальная экономика создает основу для стратегического партнерства, ибо политическая конъюнктура может достаточно часто меняться.

Взаимовыгодное переплетение экономик - это более серьезно. Это надолго и это совершенно иная мотивация поведения и восприятия государства в системе международных отношений.

- Известно, что в России реакция на заявление двух президентов была куда более острой, нежели в Украине. Сегодня Борис Ельцин свое традиционное радиообращение к народам России посвятил украино-российским отношениям. Вы, как человек, знающий, о чем шла речь в Завидово, не могли бы сказать: скорректировал ли Борис Ельцин свою позицию под давлением поднявшейся бури?

- Переговоры проходили один на один, и в полном объеме знают, о чем шла речь, только два президента. Но в данном случае, исходя из официально обнародованных итогов, можно сказать, что морально-психологическое давление на президента России, которое имело место, возымело обратный эффект. В его обращении очень убедительно и твердо сказано о значении российско-украинских отношений. Не думаю, что так часто происходят обращения российского президента к стране по поводу отношений с каким-то другим государством. Борис Ельцин очень четко обозначил свое отношение как к политическим, так и к экономическим перспективам сотрудничества. Он напомнил «некоторым российским политикам, которые частенько ездят в Украину с зажигательными речами», что «внешняя политика - это прерогатива президента. И никому не позволено ссорить Россию и Украину». В отношении итогов неформальной двусторонней встречи Борис Ельцин еще раз подтвердил, что оба президента поручили своим правительствам урегулировать вопросы налогообложения при экспорте и импорте, заявив, что «когда торговать станет выгодней, появится работа у предприятий».

Мне кажется, что в этом заявлении отражены не только глубинные моменты, связывающие украинский и российский народы, но и, в конечном счете, подчеркнута патриотичность занятой позиции, поскольку принятые решения выгодны и для России. Если абстрагироваться от политического предубеждения, то совершенно ясно, что России абсолютно не выгодно иметь слабую Украину, а Украине - нестабильную Россию. Долгосрочное взаимодействие государств можно обеспечить, в первую очередь, на основе взаимного перетока капиталов.

Нужно снять политические предубеждения, которые имеют место, и пустить российский капитал в Украину, по крайней мере в те сферы, которые не функционируют и разваливаются. Я имею в виду, в первую очередь, нефтепереработку, которая на сегодня загружена всего лишь на 20%, а все остальное превращается в металлолом; электроэнергетику, которая в настоящее время функционирует в полсилы. Если нам не удастся в ближайшее время договориться с россиянами и обеспечить такие условия взаимодействия, которые гарантировали бы интересы национальной безопасности Украины и выгоду для России, то мы потеряем половину нашей энергетики, значительную часть нефтеперерабатывающего комплекса. Я уже не говорю о потерях в сфере высоких технологий, где уровень кооперации чрезвычайно высок. Это будет цена неиспользованных возможностей.

В первой половине этого года в украинскую экономику было инвестировано 335 млн. долларов, чуть больше 7 млн. из них - российские. Следовательно украинский рынок не особенно привлекателен для российского капитала, по крайней мере - легального. Но к вышеназванным сферам все же ощутимый российский интерес пока сохраняется. Для нас важно не просто отдать кому-то стратегически важные объекты, а обеспечить условия их функционирования. И здесь должны быть предприняты меры по защите национальных интересов, например, такие, как передача в совместное управление тех или иных объектов с правом последующей приватизации, если стратегический инвестор выполнит взятые на себя обязательства. Наряду с этим очень важно создать условия, при которых иностранный капитал, в том числе и российский, приходил бы в украинскую экономику легально, совершенно открыто здесь функционировал и платил налоги.

- Насколько усиление экономического взаимодействия между Украиной и Россией может отразиться на независимости политической линии Украины на мировой арене, и в частности в СНГ?

- Мне кажется, что нестабильная экономика и ограниченные материальные ресурсы, которые имеются в распоряжении политического руководства Украины, сейчас делают его на порядок более зависимым, чем сильная экономика, которая кооперируется с экономикой какой-то другой страны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК