По последним оценкам ЕБРР на достройку энергоблоков Ривненской и Хмельницкой атомных станций необходимо уже 1,7 миллиарда долларов. Ранее фигурировала цифра в 1,2 миллиарда. Однако «отстегивать» всю эту сумму ЕБРР и не собирается.
В соответствии с последними предложениями, на достройку блоков ЕБРР готов выделить кредит в размере 190 млн. долл., сообщил руководитель проекта дирекции по проектам Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом» Геннадий Сазонов. Остальные средства должны предоставить другие инвесторы. Однако нюанс в том, что у каждого кредитора свои условия предоставления денег.
Например, ЕБРР, который контролирует всю работу по подготовке проектной документации достройки четвертого блока на Ривненской АЭС и второго на Хмельницкой АЭС, требует, чтобы строительство и все закупки материалов проводились на тендерной основе. В свою очередь атомная организация ЕС - «Евроатом», которая (при условии положительного решения ЕБРР о предоставлении кредита) ориентировочно вложит 50% необходимых для достройки блоков средств, считает, что четверть всех услуг должны предоставить страны Европейского сообщества…
Впрочем, это не единственная и отнюдь не самая сложная проблема в долгих переговорах между Украиной и Банком. Недавно ЕБРР прислал новый перечень необходимых для предоставления кредита условий. Он содержит всего… 72 пункта. Причем с некоторыми из них правительство Украины «вряд ли согласится», считает Г.Сазонов. Например, совсем нереальным выглядит предложенный Банком график наращивания в Украине сбора денежных средств за отпущенную электроэнергию. В частности, до конца текущего года предлагается, чтобы уровень оплаты «живыми деньгами» достиг 30%. В то время как, по словам Г.Сазонова, с начала года этот показатель составил лишь 3,4%.
Полностью работы по подготовке проектной документации по достройке энергоблоков будут завершены к декабрю текущего года. И после этого ЕБРР будет принимать решение. Скоро исполнится третья годовщина, как Украина безуспешно пытается добиться кредита, который предусмотрен «Меморандумом о взаимопонимании», предполагающим закрытие Чернобыльской АЭС до 2000 года и подписанным Украиной, Комиссией ЕС и странами «большой семерки» в декабре 1995 года.
То есть три года, которые можно было истратить с большей пользой, ушли впустую. Хотя, откровенно говоря, особых возможностей привлечь альтернативные источники финансирования у Украины не было. Несмотря на переговоры, которые проводились НАЭК «Энергоатом» с возможными инвесторами, успеха достичь не удалось.
Получить кредит под гарантии правительства - достаточно трудоемкая и сложная процедура. Кроме того, он бы увеличил внешнюю задолженность страны, что в нынешней ситуации не совсем приемлемо.
Третьим вариантом могло бы стать получение средств под залог имущества АЭС. Однако, в соответствии с украинским законодательством, в настоящее время атомные станции приватизации не подлежат.
Решение финансовых вопросов собственными силами также оказалось недостаточно эффективным. Напомним, что с 1 января с. г. стоимость электроэнергии, отпускаемой атомными станциями, была повышена с 2,4 цента за киловатт/час до 2,7. Эти 0,3 цента поступали на спецсчет для расчета за уже выполненные работы на РАЭС-4 и ХАЭС-2, закупки оборудования и др. Однако с начала года до середины августа на спецсчет накапало аж 16 млн. грн. Учитывая, что завершение работ на блоках собственными силами (без «помощи» ЕБРР) оценивается в 800 млн. долл., то поступило не так уже и много.
Как видно, прежде разрыв между украинской оценкой стоимости и европейской составлял лишь 50%, сейчас же превысил все сто. И для отечественной экономики это очень немаловажно - обойдется строительство в 0,8 или в 1,7 миллиарда.
Столь существенная разница объясняется тем, что ЕБРР намерен провести все возможные работы сразу, а украинская сторона считает, что необходимо запустить энергоблоки, начать получать прибыль и лишь потом доводить объекты до идеального состояния. Кроме того, Банк внес в смету очень большую сумму непредвиденных затрат. Также он предлагает строить блоки поочередно. По мнению Г.Сазонова, это объясняется тем, что ЕБРР «боится проекта», а посему хочет «потренироваться» на одном из энергоблоков. Как следствие, и сумма страховки, а также проценты по кредитам несколько превышают разумные пределы.
Если реально взглянуть на ситуацию, в которой Украина не набирает необходимых средств самостоятельно, а Запад третий год затягивает предоставление кредита еще и запрашивает астрономическую сумму, то самым логичным был бы поиск «третьей силы». Тем более, что документация, специалисты и все оборудование для атомных станций готовились в бывшем СССР, в основном в Украине и России. Уже проведены два раунда переговоров между Минэнерго совместно с НАЭК «Энергоатом» и Министерством по атомной энергии РФ. По словам Г.Сазонова, «они прошли очень успешно». В настоящее время готовится проект украино-российского межправительственного соглашения об участии Москвы в достройке двух энергоблоков. Ожидается, что на рассмотрение правительств он будет вынесен к октябрю.