Херсонское производственное управление водоканализационного хозяйства (ПУВКХ) с незапамятных времен обслуживает, как ему и положено, городские водо- и канализационные сети. Не только обслуживает, так сказать, в технико-экономическом смысле, но и распоряжается всем, что относится к водоканализационному ведомству. В то же время начальник ПУВКХ Владимир Присяжнюк при передаче социальных объектов ОАО «Херсонский хлопчатобумажный комбинат» (ХБК) городу неожиданно обнаружил, что участок водоканализационных сетей в микрорайоне ХБК на балансе водоканала не числится. Могло ли государственное хозрасчетное предприятие столь длительное время нести затраты по обслуживанию сетей, ему не принадлежащих?
- Дело в том, - очень странно объяснил главный инженер ПУВКХ Владимир Пепель, - что амортизацию на упомянутый участок мы никогда не начисляли, посему можем утверждать, что он нам и не принадлежит. А если это не так, то пусть принадлежность спорных сетей нам документально докажет ХБК. А объект мы обслуживали по доброй воле…
Сказанное больше озадачивает, чем что-то проясняет, ведь при всем желании ХБК может доказать только то, что объект ему также не принадлежит. Но почему надо доказывать? Допустим, по каким-то причинам оказался объект бесхозным. Даже тогда дипломатичнее было бы промолчать и быстренько его оприходовать, пока контролирующие органы не догадались выдвинуть обвинения во многолетнем расточительстве.
Чиновничьи гвозди на кабминовской бумаге
Нескрываемая чиновничья маета происходит во исполнение постановления Кабмина о передаче ведомственной социальной инфраструктуры в муниципальную собственность. Стоит отметить, что бывший гигант легкой промышленности имеет весьма внушительную «социалку»: дворец культуры, пансионаты, профилакторий, стадион, детские дошкольные заведения, парк, сквер, более 70 жилых домов, около 20 общежитий, электрические сети, прочие инженерные сооружения. На балансе ХБК числится даже бюст Тараса Шевченко стоимостью 13,3 тысячи гривен. Городу предстоит стать владельцем солидной части этого обширного хозяйства. Содержать его по нынешним временам предприятию просто невмоготу. Только та часть «социалки», которую предстоит передать Херсону, приносит ежемесячно более 123 тысяч гривен убытка. Власти, естественно, не испытывают радости от перспективы подобного приобретения. Причина та же - безденежье.
Именно финансовые трудности столкнули интересы города и предприятия. Причем конца-краю чиновничьей чехарде не видать. Больше года ОАО ХБК тщетно пытается доказать водоканалу недоказуемое. По всей видимости и к великому счастью для текстильщиков, задача неподъемная и для противной стороны: стоит только ПУВКХ доказать, что спорные коммуникации принадлежат ХБК, незамедлительно последует: представьте исполнительную документацию, приведите запущенные сети в надлежащее состояние, передайте на баланс технику для обслуживания и так далее, и тому подобное. Бесконечное и заведомо невыполнимое…
Просчитать дальнейший ход «забивания гвоздей» не представляет особого труда, ибо по другим разделам ПУВКХ уже крепко заколотил комбинату гвозди помельче: потребовал установить «внутридомовые приборы учета воды и решить вопрос передачи водоканалу расчетно-необходимого количества материально-технических средств и оборудования». И это лишь один из пунктов длиннейшего перечня требований начальника горжилуправления Владимира Рассолова, в котором, в частности, значится и такое: «представить справки в установленной форме и авизо от эксплуатационных организаций (ПУВКХ, ХГКЭ, Облэнерго, Херсонгаз, Горсвет, ГТС) о принятии на их баланс наружных инженерных коммуникаций».
Бумажная война ведется широким фронтом, и конца ей не видно. Впрочем, победы местного значения кое-где наблюдаются. Город быстренько и без всяких «гвоздей» принял на свой баланс зеленые зоны, детские учреждения, дворец культуры и бюст Тараса Григорьевича. То есть все то, что либо не требует больших затрат, либо уже сегодня можно распродать или сдать в аренду.
И ведь пожаловаться некому
С жилым фондом дела посложнее. Содержание жилья для посредников - что ведомственных (ЖКО), что коммунальных (ЖЭК) - всегда было убыточным. Но тогда вся собственность была государственной и принципиального значения не имело, из чьего кармана покрываются издержки. Сегодня же муниципальные ЖЭКи и ведомственные ЖКО оказались далеко не в равных условиях. Речь прежде всего о тарифах на тепловую энергию и газ. Жильцы (которые еще расплачиваются за коммунальные услуги) платят по тарифам для населения вне зависимости от посредника. А вот предприятие оплачивает счета поставщиков услуг по тем же тарифам, что и на технологические цели. Мало того, что ЖКО лишены дотационной компенсации (это те 20 процентов от полной стоимости коммунальных услуг, которые пока дотируются ЖЭКам государством), они поставлены перед необходимостью доплачивать и разницу в тарифах. Только за счет этих двух факторов потери того же ХБК составили в прошлом году более 900 тысяч гривен. Можно представить себе, что это значит для предприятий, работающих от случая к случаю.
Городам, понятное дело, дополнительное бремя тоже в тягость. Вот и полыхает по градам и весям бумажная война…
Клин клином…
Осмелюсь утверждать, что разомкнуть замкнутый круг по варианту Кабмина в обозримом будущем вряд ли удастся. То, что у всей социальной инфраструктуры должен быть единый хозяин, сомнению не подлежит. Как и необходимость снять с предприятий непосильную социальную ношу. Это беда не одного ХБК. Многие предприятия задолжали по указанным выше причинам солидные суммы, и это обстоятельство стало в ряд основных причин, тормозящих реструктуризацию. Явление столь массовое, что вряд ли кто осмелится закрывать на него глаза.
Выходит, куда ни кинь - все клин. Однако к месту тут привести иную мудрость: клин клином вышибают. Ведь если смотреть в корень противоречий, нельзя не признать, что проблема решилась бы значительно проще, если бы и муниципальные ЖЭКи, и ведомственные ЖКО были поставлены в равные условия. Тогда автоматически исчезнут противоречия в интересах предприятия и города. Иными словами, все 100 процентов стоимости услуг должен оплачивать их потребитель. Как это ни грустно - мы с вами.
Именно это готовился сделать в прошлом году Кабмин. Но, убоявшись социальных последствий, вскоре отказался от затеи. С тем и пришли к началу 1998-го.
Нельзя оставить в стороне и вопрос долгов предприятий, так сказать, коммунального происхождения. По мнению специалистов, ожидать их погашения также не приходится. Так что же - будем долги накапливать?