«Разбор полетов» сегодня...
Речь о ветке нефтяной, приворотной - «Одесса-Броды». 3 декабря руководители двух парламентских фракций (НРУ и НДП) распространили заявление о том, что первый вице-премьер Анатолий Голубченко остановил строительство магистрального нефтепровода «Одесса-Броды», сооружаемого специально под будущую азербайджанскую нефть. Заявление подписали Анатолий Матвиенко и Вячеслав Черновил. Согласно тексту, Анатолий Голубченко, угрожая увольнением директору управления нефтепровода «Дружба» Леониду Буняку, заставил последнего разослать телеграммы всем подрядчикам, что работы должны быть немедленно прекращены. Столь крутой поворот событий «имел место» 24 ноября, в тот день, когда премьер Валерий Пустовойтенко уехал в командировку в Хорватию. Через несколько дней после остановки строительства тяжелая техника ушла на Закарпатье…
В контексте нашумевших политических событий заявление руководителей фракций прозвучало совсем как объявление о вступлении в права вр.и.о. премьера. Явный политический подтекст заявления, видимо, произвел довольно угнетающее воздействие на первого вице-премьера. Он категорически отказался комментировать сложившуюся ситуацию, а встреча (без прессы) первого вице-премьера с представителями двух фракций (среди них не было ни одного «подписанта») продолжалась вместо предусмотренных 30 минут почти два часа. Участники разговора свидетельствуют, что речь шла практически обо всем: был задан даже вопрос, правда ли, что одна из российских коммерческих структур выкупила долги Игоря Бакая (очевидно, долги коммерческой структуры, которую ранее возглавлял председатель НАК «Нефтегаз Украины»)?
В «выяснении отношений» принимали участие три представителя Руха (Александр Гудыма, Дмитрий Чобит и Васыль Червоний) и три представителя НДП (Михаил Ковалко - председатель парламентского комитета ТЭК, Тарас Стецькив и Александр Емец). О результате встречи наиболее красноречиво свидетельствует тот факт, что через два дня Александр Емец с заметным раздражением пытался установить, «какое такое радио» сообщило со ссылкой на бывшего вице-премьера эпохи конституционного договора, что кого-то нужно поменять в правительстве.
Депутаты-руховцы в лице одного из самых пробивных своих товарищей - Васыля - заявили, что, благодаря их принципиальной позиции, Анатолий Голубченко согласился не прекращать полностью финансирование строительства нового нефтепровода. А первый вице-премьер после столь длительной встречи, как свидетельствуют очевидцы, выглядел более умиротворенно, чем до нее. Конфликт исчерпан, хотя намеки на резкое усиление влияния первого вице-премьера Анатолия Голубченко по-прежнему «на устах»...
Ситуация сложилась более чем странная: лидеры двух фракций ударили в набат, и этот звон, естественно, не мог не быть услышан, поскольку речь идет о «приворотной» трубе для азербайджанской нефти, на которую возлагается так много надежд. Но все комментарии официальных лиц сводились лишь к разговорам о том, насколько важно такое строительство. Чиновники из правительства и депутаты парламента, действительно владеющие информацией, от разговоров уклонялись всеми доступными им способами по причине иной (которая, впрочем, как оказалось, также может повлиять на ход событий) - строительство остановил первый вице-премьер, полномочия которого Конституцией четко не определены, да к тому же он практически единственный из чиновников такого ранга, не член президентского Совета по безопасности и обороне. Любые комментарии «самочинных» действий Анатолия Голубченко со стороны представителей партии, заявившей о готовности поддерживать премьера Валерия Пустовойтенко в качестве кандидата в президенты, превращаются в заявления на тему, кто сегодня у руля и кто этот руль на самом деле вращает. Административный парадокс заключается в том, что реальные решения, взволновавшие депутатов, принимаются не на уровне президентского Совета безопасности, а на уровне председателя наблюдательного совета НАК «Нефтегаз Украины», каковым является «имманентно опальный» первый вице-премьер.
В чем причина «исторически сложившейся» неприближенности «ко двору» Анатолия Голубченко? Наблюдатели по этому поводу ссылаются лишь на высказывание премьера, осадившего на памятном (с участием Президента) ноябрьском заседании Кабмина министра промышленности Василия Гуреева: мол, не говори, что у нас нет рычагов давления на Россию, ведь у нас в конце концов есть в руках ветка аммиакопровода... Анатолий Голубченко, по крайней мере до прошлого года (по некоторой информации), был в числе ключевых фигур украинской компании, осуществлявшей эксплуатацию аммиакопровода, и логично предположить, что он и сейчас знает, когда на какую «кнопку» нажимать на этой флейте украинско-южнороссийских интересов, в которую превратилась ныне труба аммиакопровода.
На самом деле, по мнению ряда специалистов, никакого практического значения решения Анатолия Голубченко не имели. Нефтепровод «Одесса-Броды» строился, чтобы быть переданным в собственность или распоряжение международного консорциума и прежде всего тех компаний, которые участвуют в добыче азербайджанской нефти. Если управление нефтепровода «Дружба» построит его весь за свой счет, то оно же будет и его единоличным владельцем. Александр Емец заявил, что проблемы международного консорциума и привлечения крупных иностранных компаний - это вопрос будущего.
Игорь Насалик, председатель нефтегазового подкомитета, в адрес Анатолия Матвиенко высказался вполне прозрачно:
- Самая большая проблема в нашей стране, в нашем парламенте та, что у нас делают больше политических заявлений, которые не имеют никакого экономического обоснования...
По словам г-на Насалика, комитет настаивает на бюджетном финансировании строительства (300 млн. грн. в 1999 году). При этом управление нефтепровода «Дружба» еще пока определяется в отношении своего участия в финансировании. Итог разбирательств таким образом может быть в перспективе вполне конструктивным: до сих пор Леонид Буняк - директор управления нефтепроводом «Дружба», насколько можно судить, финансировал строительство за счет собственной прибыли. Никакого распоряжения об использовании прибыли от транзитной деятельности на строительство нефтепровода «Одесса-Броды» нет. Если в бюджете появится строчка о строительстве «приворотной», действия Буняка будут уже вполне законными.
Впрочем, существует и проект запасного решения: финансирование строительства будет продолжаться в любом случае, но не бюджетными деньгами, а трубами и другими материалами. По словам участников «стрелки» у первого вице-премера, такое решение вступит в силу, если не удастся «пробить» использование прибыли нефтепровода «Дружба» на эти цели.
«Разбор полетов» завтра...
Искушенный читатель уже заметил, что причина конфликта - деньги за транзит российской нефти на Запад. Объемы российского экспорта не так уж велики, хотя заинтересованность в таком экспорте постоянно возрастает из-за падения курса российского рубля. Управление Приднепровских магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов, судя по всему, зарабатывает на переброске (даже не экспорте) российских энергоресурсов в российские же южные области неплохо. Этих денег хватило на сооружение газопровода «Донецк-Мариуполь». Однако после первого января наступающего года после окончания так называемого переходного периода, определенного соглашением о партнерстве с ЕС, Украина не сможет устанавливать «специальные ценовые механизмы в торговле некоторым сырьем и полуфабрикатами». Делегация на высшем уровне, ездившая осенью в Вену с целью продлить срок переходного периода, своего, похоже, не добилась. О том, как это отразится на высших этажах киевского Олимпа власти, мы, видимо, будем узнавать по очередным заявлениям лидеров парламентских фракций...