Но уважаем ваше право выбора…»
В декабре 1992 года компания Gaz de France («Газ де Франц») заключила соглашение о сотрудничестве с «Укргазпромом». Обе эти компании - государственные, и каждая из них в своей державе играет ведущую роль в энергетическом секторе экономики. С той лишь разницей, что, будучи одним из основных плательщиков налогов в госказну, Gaz de France во Франции - естественная монополия, с которой считается правительство, а в Украине, к сожалению, «Укргазпром» оказывается падчерицей.
Есть примечательная деталь во взаимоотношениях «Укргазпрома» и Gaz de France: влиятельная в европейском газовом бизнесе французская компания - одна из немногих, кто не претендует на право собственности не то что на контрольный пакет акций «Укргазпрома» (чего жаждут практически все доселе появившиеся в Украине законодатели европейского и мирового газового бизнеса), но даже на его часть. Лично мне импонирует позиция Gaz de France, которую можно, вероятно, выразить так: «Мы предлагаем - но вы выбираете. Мы готовы помочь, но если нас пригласят…».
На наш взгляд, стратегия французской компании в современных условиях для Украины представляет прикладной интерес. Обо всем этом корреспондент «ЗН» вела речь с Филиппом Ошаром, заместителем директора департамента по добыче и транспортировке газа Gaz de France в ходе международного семинара, организованного
«Укргазпромом».
Группа Gaz de France - один из крупнейших операторов на европейском рынке газа - создана в 1946 году как государственное добывающее и газотранспортное предприятие. В последние годы компания обслуживает около 10,5 млн. клиентов во Франции и за рубежом, сотрудничает с компаниями энергетической отрасли более чем в 20 странах мира.
Gaz de France обслуживает 135 тыс. км газотранспортных магистралей различного диаметра, в т.ч. 27 тыс. км транзитных проводов и 14 подземных хранилищ газа с объемом хранения 9 млрд. кубометров газа в год (свыше четверти годового потребления газа во Франции). Ежегодно компания транспортирует около 33 млрд. кубометров газа.
Для производства и транспортировки сжиженного газа Gaz de France более 30 лет использует как собственные технологии, так и возможности таких компаний, как «Софрегаз» (инжиниринг и консалтинг); «Газтранспор» и «Текнигаз» (проектирование метановозов); а также «Месигаз», «Газосеан Армеман» и «Метан Транспор» (фрахтовка танкеров).
В отрасли добычи и хранения газа Gaz de France сотрудничает с 1994 года с немецкой фирмой «Эрдоль-Эрдгаз Томерн»; с 1996 года - с французской нефтяной компанией «Эльф Акитен».
В компании Gaz de France занято около 25 тысяч специалистов более сотни профессий.
- Господин Ошар, вы участвовали в семинаре представителей диспетчерских служб европейских газотранспортных компаний, организованном «Укргазпромом». Вероятно, его можно рассматривать в качестве попытки цивилизованно решать и предупреждать проблемы единой европейской газотранспортной системы в части оперативного перераспределения и управления потоками газа. И, кроме прочего, вы познакомились с работой объединенного диспетчерского управления «Укргазпрома». Как вы считаете: есть ли смысл в таких мероприятиях, как этот семинар, и каковы ваши впечатления о диспетчерской службе «Укргазпрома»?
- Представителей диспетчерских служб всех основных газотранспортных компаний стран Европы пригласили в Киев на семинар, приуроченный к 30-летию объединенного диспетчерского управления «Укргазпрома». И должен заметить, что совещание подобного уровня - первое и пока единственное. Так что умалить его значение весьма сложно. Более того, это серьезно свидетельствует о стремлении «Укргазпрома» как можно скорее интегрироваться в газотранспортную систему Европы, и мы приветствуем это.
С «Укргазпромом», хотя и опосредованно, наша компания сотрудничает уже более двадцати лет - с тех пор, когда мы стали покупать газ тогда еще в Советском Союзе. Из этого источника газ поступает во Францию по двум направлениям: со стороны Австрии и Венгрии и по газотранспортным магистралям Германии, Словакии и Польши. Поэтому так сложилось, что все, что касается наших коммерческих отношений, а также управление потоками газа на пути к Франции, газотранспортные компании вышеназванных стран взяли на себя.
Но есть вещи, о которых теперь приходится сожалеть, как о том, что до 1992 года мы мало сотрудничали с «Укргазпромом», да, собственно, и с российским «Газпромом». Но в последние годы создается такое впечатление, что все стороны пытаются наверстать упущенное. И цель семинаров, в частности организованного «Укргазпромом», как раз и состоит в том, чтобы увидеть, что и каким образом можно совершенствовать.
А о новом диспетчерском центре «Укргазпрома» могу сказать, что нас, диспетчеров газотранспортных компаний Германии, просто поразило то, как быстро «Укргазпром» создал современное, хорошо оснащенное во всех отношениях диспетчерское управление. Этот центр теперь позволит оперативно решать все возникающие проблемы.
- В связи со сказанным вами логичен вопрос: есть ли шанс у «Укргазпрома» стать не только полноправным членом такой международной организации, как Газовый союз, но и равноправным, весомым звеном единой европейской газотранспортной системы?
- Безусловно, «Укргазпром» уже является полноправным членом Газового союза. Но это все же некоммерческая организация, представляющая собой своеобразный клуб для общения представителей газовых компаний, даже если речь идет о технической политике.
Прежде собственно с «Укргазпромом» у нас не было ни возможности, ни необходимости работать напрямую. Сегодня же «Укргазпром» представляет собой самостоятельную компанию, которая заботится в том числе и об уровне своего технологического оснащения, технической политике и интеграции. Диспетчерский центр «Укргазпрома», как нам объяснили, теперь располагает системой контроля за потоками газа, наполненностью газомагистралей и возникающими неполадками - в режиме реального времени, как и большинство европейских компаний. Это безусловно свидетельствует о том, что «Укргазпром» может быть полноправным партнером в транзите газа и гарантировать беспрерывность и стабильность газопоставок, что и является общей задачей газотранспортных компаний европейских стран.
- Позвольте задать, как я знаю, не самый приятный вопрос для участников газового бизнеса. Российский «Газпром» на многих международных симпозиумах и конгрессах заявляет о несанкционированных отборах газа «Укргазпромом», что якобы отражается на стабильности газопоставок в Европу. Вы могли бы официально подтвердить, что именно такое, по версии россиян, поведение украинских газотранспортников повлияло на стабильность обеспечения российским газом потребителей во Франции?
- Официально сделать заявление подобного рода я не могу. В частности и потому, что российский газ транспортируется во Францию компаниями нескольких стран, и поэтому определить конкретного виновника недопоставок газа, если это случается, иногда очень сложно. Кроме того, Gaz de France имеет единые контракты на закупку и транспортировку российского газа с «Газпромом» и принимает его на границе с Австрией и Германией, и ответственность за соблюдение графика поставок, по сути, несет «Газпром».
Мы понимаем, что и «Газпрому», и «Укргазпрому» сегодня приходится сложно в связи с тем, что они не получают своевременно оплату за поставляемый ими газ. Этот факт усложняет общую ситуацию во взаимоотношениях двух компаний, при том что россияне платят «Укргазпрому» и другим компаниям за транзитные услуги. И кажется даже невероятным, что при этих и других трудностях, газотранспортная система ваших стран еще работает... Но надеемся, что «Укргазпром» и «Газпром» смогут разрешать возникающие проблемы цивилизованно, чтобы это не отражалось на стабильности газопотоков, адресованных другим странам.
- Уверена, что читатели «ЗН» оценят вашу дипломатичность. Но прошу вас ответить прямо на следующий вопрос. Так как ваша компания имеет контракты не с «Укргазпромом», а с российским «Газпромом», приходилось ли вам предъявлять штрафные санкции за недопоставки газа «Газпрому»?
- Недопоставки газа могут случаться, и такие случаи также предусматриваются контрактами... Но я не знаю, кто выиграет, если выносить «этот сор из избы», придавать публичной огласке? Это у вас подобные случаи выносятся на суд общественности. У нас это делается иначе: собираются специалисты, которых это касается, и решают проблему между собой. Клиентов не должно волновать, почему они недополучили газ, - они его просто должны получать...
- Очевидно, что между «Газпромом» и «Укргазпромом» пока, увы, принято решать проблемы иначе, чем во Франции. И этому зачастую способствуют отнюдь не соображения экономической целесообразности. Но скажите, с учетом взаимоотношений этих компаний, не логичнее ли было бы, в свою очередь, импортерам российского газа заключать транзитные контракты непосредственно с «Укргазпромом»? Насколько я знаю, украинская компания уже давно предлагает импортерам российского газа такой подход, а вы сами сказали, что «Укргазпром» вполне самостоятельная компания. Какова же позиция компании Gaz de France по этому вопросу?
- Мы никогда не предъявляли претензий к «Укргазпрому». И насколько мне известно, названный вами вариант транзитного контракта пока не рассматривается. Это логично: мы имеем долгосрочные контракты с «Газпромом», в которых четко оговорены и условия транспортировки газа. До окончания времени действия этих контрактов мы ничего не можем изменить. Кроме того, нам выгодно иметь дело с одним партнером, а не с несколькими транзитными компаниями. Мы исходим из экономической целесообразности…
- Вы говорили о взаимодействии европейских газовых компаний. Какова в этом смысле роль Европейской энергетической хартии, о которой иногда говорят в Украине и России, но мало кто представляет, что она значит на самом деле?
- Я бы сказал, что Европейская энергетическая хартия представляет собой кодекс правил поведения, как, например, свод правил дорожного движения. Это рамочный документ, и я даже не уверен, подписала ли его Франция, так как он заключен главами государств, а не президентами газовых компаний. Однако условия газового бизнеса, тем не менее, определяются конкретными контрактами. Так что я бы не стал преувеличивать значения хартии.
- В последнее время многие ведущие компании в энергетическом бизнесе, например, Shell, серьезно заявляют о своих намерениях приобрести контрольный пакет акций «Укргазпрома». Очевидно, при реализации этих планов может быть скорректирована как минимум и политика транзита газа на Европейском континенте, что может сказаться и на вашей компании. В этой ситуации, позвольте спросить, не намерена ли Gaz de France участвовать в такого рода проектах?
- Сегодня политика Gaz de France (если только она не изменится) не предусматривает вхождение в собственность части других газотранспортных компаний. Сотрудничество в развитии технологий и соответствующих отношений, координация действий - да, но не прямое участие капитала компании. Но, конечно же, если последуют такие предложения со стороны газотранспортных компаний Украины или других стран Восточной Европы к Gaz de France, то они могут быть рассмотрены. Однако на сегодня таких просьб и предложений не поступало.
Вместе с тем, если «Укргазпром» откроет свой капитал, т.е. на рынке появятся акции этой компании и возможность их свободно приобретать, разумеется, Gaz de France не будет всего лишь наблюдать за тем, как эти акции скупают другие компании. И если появится возможность приобрести крупный пакет, скажем, 50% акций, то, наверное, мы не останемся в стороне и не будем молча наблюдать, как эти акции скупает, например, Shell.
P.S. «ЗН» выражает свою признательность господину Виктору Баташову и госпоже Ольге Жуковской за умение и желание преодолеть языковой барьер в общении с представителями Gaz de France.
В следующих номерах «ЗН» подробнее расскажет читателям о системе организации рынка газа во Франции и работе компании Gaz de France в Украине.