Вскоре после того, как 18 ноября 1996 года решением Фонда государственного имущества Украины со своего поста был уволен председатель правления АО «ЛИНОС» Владимир Пчелинцев и на его место был назначен председатель Лисичанского совета народных депутатов Вячеслав Лобач, события вокруг этого предприятия начали развиваться гораздо динамичнее.
Как известно, Кабинет министров принял решение о продаже на некоммерческом конкурсе 45% акций открытого акционерного общества «Лисичанскнефтеоргсинтез» («ЛИНОС») и обязал Фонд государственного имущества внести изменения в план размещения акций «ЛИНОСА». Конкурс должен был пройти до конца 1996 года и его условия должны были быть согласованы с комиссией по акционированию стратегически важных предприятий. Но свое «весомое» слово сказали комиссии Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, по вопросам экономической политики и управления народным хозяйством и парламентская контрольная комиссия по вопросам приватизации, которые на совместном заседании приняли решение рекомендовать Верховной Раде добиваться отмены правительственного постановления.
С той поры «ЛИНОС», который на сегодняшний день имеет $230 млн. долга, находится в подвешенном состоянии. С одной стороны - вроде бы АО, а с другой - вроде бы и государственное предприятие. Вот в таких условиях новое руководство завода приступило к работе, решив что в первую очередь следует выплатить заработную плату и начать разбираться с долгами.
Первыми в этой очереди стоит Westdeutsche Landesbank (долг равен $100 млн.), за ним следуют отечественные кредиторы, желающие вернуть $130 млн. Долг немецкому банку образовался вследствие невозврата кредита на строительство производства полипропилена под гарантии правительства Украины, «а свои» пострадали в тот момент, когда в 1992 году Лисичанский НПЗ передал народному хозяйству Украины нефтепродукты в объеме 640,7 тонны, изготовленные из давальческого сырья.
Возврат $230 млн. не кажется новому руководству невыполнимой задачей, но при условии, что в течение семи лет по 6 млн. тонн нефти будут поступать на переработку ежегодно. Тогда, судя по экономическим расчетам АО «ЛИНОС» сможет погасить все долги вместе с той структурой, которая (независимо от национальной принадлежности) выиграет некоммерческий конкурс.
Но все это пока в теории, а на практике в 1996 году завод переработал всего 2,2 млн. тонн нефти. Проектная же мощность - 23,5 млн. тонн нефти в год, хотя об этой цифре приходится уже забыть. На сегодняшний день реальна цифра 16 млн., так как за три года «работы» одну установку уже успели списать. Чтобы подобное списание не проходило и дальше, Вячеслав Лобач попытается уже в феврале добиться отмены решения ВР с тем, чтобы было получено разрешение на проведение некоммерческого конкурса. Дело будет нелегким, так как, по словам директора «ЛИНОСА», «у очень многих представителей депутатского корпуса есть заинтересованность в том, чтобы завод не работал. С тем, чтобы в дальнейшем коммерческие структуры смогли купить его за смешную цену. Именно поэтому мы против предложенного отдельными депутатами проекта создания консорциума. Согласно этого проекта, Westdeutsche Landesbank предоставляет консорциуму кредит. Консорциум закупает нефть у россиян и передает на завод, который ее перерабатывает и получает за это деньги, погашая таким образом внешний долг. Но мало того, что завод будет перерабатывать нефть, но в консорциум входить не будет, никто не собирается рассчитываться за внутренний долг. И при этом надо будет отдать в управлении не 45% акций, а все 75% сроком на 12 лет.»
Так ли обстоят дела, мы узнаем уже в самое ближайшее время, когда парламент рассмотрит вопрос по «ЛИНОСу», а пока предприятие стоит в режиме ожидания своей судьбы больше 45 дней. Кстати, каждый день простоя завода приносит убыток в 200 тыс. гривен.