В преддверии очередного Дня Независимости сей проникающий в самые укромные закоулки души вопрос задают себе тысячи и тысячи наших сограждан. Оттого любая информация, опровергающая слухи о преждевременной кончине, вызывает прилив подлинного энтузиазма и неодолимое желание закрепиться на данном рубеже. Что касается нашей газеты, то при оценке сложившейся ситуации она неизменно руководствуется гегелевским положением: истина - не столько результат, сколько процесс. У англичан, например, принято считать, что для торжества реформы важней всего, чтобы она, не дай Бог, не увенчалась успехом, ибо тяготы способны переносить миллионы людей, благополучие - лишь единицы.
После столь исчерпывающей артподготовки мы намерены представить самые убедительные доказательства того неоспоримого факта, что Украина жива не столько реформами, сколько традициями - замечательными творениями своих ученых, конструкторов, инженеров и других человеческих душ. Нет, мы, разумеется, не забыли о знаменитых украинских черноземах и обо всем, что из них добывает, несмотря ни на какие природные и человеческие проделки, наш труженик-селянин. Но почему-то двухметровые черноземы не дают такой отдачи, как израильские пески или супещаные грунты Германии. Ну что ж, будем считать, что это наш стратегический резерв и в вопросе новейших технологий сельскохозяйственная Украина пока «под парами», т. е. отдыхает. Пока же в кладовых оборонки поныне находятся главные наши «полезные ископаемые». Там в первую очередь по праву могут призвать мировую общественность: «Купуйте, українське!» и добавить: «Пока есть возможность…».
Ракетный комплекс «Зенит»
Кто не помнит грозные «игрушки», созданные умом КБ «Южное» и руками ПО «Южмаш»? SS-4, 5, 9, 17, 18, 24... В конце концов они обрели свой законченный вид в ракетных комплексах «Циклон» и «Зенит». Если первый готов забросить на орбиту полезный груз весом в 4 т (a la «Метеор», «Космос» и др. объекты), то второй - все 12, причем делает это экологически безупречно, стартует без рукоприкладства к операциям подготовки и уверенно выходит на заданный курс. Наши бывшие потенциальные противники достойно оценили украинскую «зенитку» и пригласили в СП под кодовыми названиями «Global Star» и «Sea Launch». В первом случае наши «зенитчики» забросят на орбиту 36 спутников связи разных клиентов, во втором - вместе с американским «Боингом», норвежским «Кварнером» и российской «Энергией» будут кидать примерно то же самое, но с морской платформы, т.е. подальше от «земного греха».
В том, что украинские носители в своей «легкой» категории лучшие в мире, ни у кого сомнений нет. Посему так и противятся иные космические державы массовому проникновению «Зенита» на рынок коммерческих запусков - свои-то носители им надо куда-то девать! Ну да ничего: пережили голод, переживем и изобилие. Дотянуть бы…
Самолет Ан-70
Перед вами - вундеркинд АНТК им. Антонова, взятый на воспитание украинско-российским консорциумом «Средний транспортный самолет». Только у него вы можете встретить винтовентиляторную установку, позволившую совместить высокую крейсерскую скорость и малый удельный расход топлива. Только у него - самый большой грузоотсек среди транспортников средней руки. Только он при такой нагрузке способен взлетать с грунтовых площадок длиной не более 900 м. Поэтому, увидев все это воочию на берлинской выставке ILA-98, участники проекта схожего евросамолета FLA немедля поручили парням из Daimler Benz Aerosрace выяснить до 31 января 1999 года, нельзя ли нашего вундеркинда усыновить на более широкой основе. Кстати, не менее сильные родственные чувства возникли и у некоторых европейских чиновников НАТО. Главное теперь, чтобы у семи нянек дитя не осталось без глаза. А украинская казна - без прибыли.
Самолет Ан-140
Мало найдется в Украине авиапутешественников, в свое время хоть раз не сидевших в кресле почти безотказного, на удивление неприхотливого Ан-24. Несколько десятилетий отпахала сия «аннушка» в небе Евразии, Африки и Латинской Америки. Разве что не добралась до Австралии и Антарктиды. Возможно, теперь это удастся ее наследнику «Ан-140». Ибо при том, что новинка менее «упитана» и не столь требовательна к длине разбега, она превосходит старушку по дальности на 75%, по скорости - на 20% и вдвое умереннее по топливному аппетиту. Родители, понятное дело, трудятся на киевском АНТК, а выводить в люди станет недавно отметившее 70-летие, но до сих пор безымянное, Харьковское авиаПО.
Авиационный двигатель Д-27
Чего бы стоили все «Аны» и прочие «Ми-Ту-Яки», если бы «сердце» для них не делали умельцы из запорожского авиамоторного комплекса «Прогресс»-«Мотор Січ»? Сначала то была серия всевозможных «пламенных моторов» серий АИ и Д, пока миру не явился винтовентиляторный красавчик Д-27, поднимающий «на гора» любимца авиапублики Ан-70. Легче перечислить требования к современным авиадвижкам, которым Д-27 не отвечает, чем те, которым он удовлетворяет. А в спину первопроходцу дышат его модификации Д-227, 427, 527, 627, 727. На сегодня продукция запорожских «прогрессивных сечевиков» отработала на воздушных трассах мира около 400 млн. часов, и конца им не видно. Правда, обозначить его (конец) пару раз пытался маршал российской авиации Шапошников, упорно обвиняющий запорожцев в метеоритно-дождевом падении российских самолетов с украинскими двигателями. Но, несмотря на это, караван двигателей на Запад, Восток, Юг и Север все равно шел и доходил даже до «Роллс-Ройса». Возможно, и поэтому тоже маршал принес «Мотор-Січі» свои извинения…
Станция радиоэлектронного обнаружения
Вы незнакомы с американской суперзвездой - самолетом-невидимкой «Стелс»? Думаю, вряд ли. Так вот при большом желании это можно сделать с помощью «брачной конторы», запросто разворачивающейся на том или ином транспортном средстве. С помощью четырех антенн метрового, дециметрового и сантиметрового диапазонов и примкнувших к ним всевозможных электронных и компьютерных примочек немедленно распознаются практически все известные на данный момент радиотехнические средства любых классов и систем. Кстати, обладатели заокеанских псевдоневидимок также могут воспользоваться услугами донецкой холдинговой компании «Топаз», ежели желают обнаружить РЛС метрового диапазона у своего наземного визави.
Танк Т-84
Чем руководствовались военпреды Пакистана, закупая на харьковском заводе им. Малышева партию танков Т-80УД, до сих пор неведомо. Ведь вместе с земляками из КБ по машиностроению им. Морозова (один из творцов легендарного танка Т-34) малышевцы к тому времени уже воплотили в железо едва ли не последний крик мировой бронемоды с порядковым номером «84». С 1927 года, когда на Харьковском паровозостроительном заводе под мудрым руководством партии, правительства и ХКБМ запустили, начиная с №24, серию «Т», народ совершенно справедливо отмечал, что «броня крепка и танки наши быстры». Не стал исключением и Т-84, который нашпиговали последними достижениями в области материаловедения, машино- и моторостроения, артиллерии и радиоэлектроники. Тут тебе и царь-пушка калибра 125 мм, и элементы чапаевской тачанки в виде спаренного пулемета вкупе с зенитным, и шестицилиндровый дизель на 1200 л.с., который дает редкую возможность промчаться по проселку с ветерком в 45-50 км/ч, а по бетонке - так на всех шестидесяти. Ну а внутри, как и положено: три танкиста, три веселых друга - экипаж машины боевой. Но вот какой национальности будет экипаж - пока вопрос. Известно, что не украинской, ведь у нашей армии денег на закупку Т-84 нет. Вот и решают малышевцы вопрос: для какой страны выпускать первую партию машин. А как решат - так и запустят танк в серийное производство.
Суда на любой вкус
Танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, траулеры, балкеры, плавбазы, рефрижераторы, научные суда и доки - таков неполный перечень «плавучих украинцев», которые по мере поступления зарубежных заказов строят четыре николаевских, херсонский, керченский и киевский судостроительные заводы. С их стапелей в разное время сходили фрегат «Святой Николай» и флагманский корабль «Святой Павел», броненосец «Князь Потемкин Таврический» и крейсер «Красный Кавказ», подводный минный заградитель «Краб» и подводная лодка «Щука», транспортный рефрижератор «Сибирь» и китобаза «Советская Украина», авианосцы «Киев» и «Минск», «Баку» и «Варяг» (последний так и не удалось закончить в связи с отказом свыше 1000 предприятий 28 министерств бывшего Союза поставлять комплектующие). По мнению отечественных и зарубежных экспертов, судостроительная отрасль Украины имеет значительный экспортный потенциал, но при условии модернизации основных производств, организации регионального судостроительного комплекса на базе одной или нескольких ФПГ и внедрения типоразмерного ряда судов.
Сплавы с памятью формы
В 1980 году Институтом металлофизики им. Курдюмова НАНУ под №239 было зарегистрировано открытие, названное «эффектом Курдюмова». Суть его заключается в обратимом изменении формы изделия из искомого сплава под действием температуры и(или) поля напряжений в строго определенном диапазоне. Сегодня это замечательное явление природы и человеческого разума находит самое разнообразное применение - от спутниковых систем (например, самораскрывающиеся антенны) до систем пожарной сигнализации и детских железных дорог (автоматические шлагбаумы и т.п.).