РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ — НА «РУЧНОМ» УПРАВЛЕНИИ

Поделиться
но цены на бензин выросли уже на 30-60 процентов Как только во второй половине октября цены на нефтеп...

но цены на бензин выросли уже на 30-60 процентов

Как только во второй половине октября цены на нефтепродукты, особенно высокооктановые бензины в основном импортного производства, резко «полетели» вверх (так называемые благородные марки бензинов подорожали на 30-60%), операторы рынка заговорили о том, что нынешний рывок цен будет затяжным в силу объективных предпосылок. К ним относили главным образом «грабительские» условия налогообложения торговцев нефтепродуктами. С того времени и до сегодня региональные сводки о динамике цен на рынке нефтепродуктов Украины, ежедневно поступающие в Государственную инспекцию по контролю за ценами, стали походить по духу на боевые сводки.

Между тем, заместитель министра экономики Украины Виктор Кальник не склонен считать ситуацию на украинском рынке нефтепродуктов патовой. Он уверен, что к середине ноября ценовой галоп прекратиться, после чего, конечно, понадобится несколько месяцев для нормализации обстановки. Впрочем, никто не берется предсказывать, каким будет уровень цен после «нормализации» ситуации. Опыт свидетельствует, что после резкого ценового скачка цены никогда еще не возвращались к «доскачковым».

Определенные надежды на урегулирование ценовой лихорадки возлагаются правительством на начавшиеся переговоры с объединившимися импортерами и торговцами нефтепродуктами. Например, такая общественная организация, как Ассоциация работников нефтеобеспечения, хотя и не столь оперативно, как, может быть, и ей самой хотелось бы, но 5 ноября передала правительству свои расчеты о структуре ценообразования на нефтепродукты, реализуемые в Украине, и предложения по урегулированию конфликтной ситуации.

К слову. Представитель вышеназванной ассоциации, присутствовавший 5 ноября на пресс-конференции в Министерстве экономики, был возмущен тем, что уже прозвучали предположения или даже обвинения в адрес торговцев. Катастрофический рост цен, по его мнению, кому-то очень выгодно объяснять организованным противостоянием (сговором) торговцев. Хотя оснований для таких предположений и утверждений нет уже потому, что ни одна из существующих общественных организаций, объединяющих торговцев нефтепродуктами, не представляет интересы даже 40% бизнесменов от бензина...

Однако, заместитель министра экономики Виктор Кальник не разделяет и мнения о том, что причиной ценовой лихорадки послужили исключительно ужесточившиеся условия налогообложения торговцев бензином и дизтопливом. Объективным (и то - временным) «стимулом» для роста цен, но не более чем на 15%, В.Кальник согласен считать то, что предприниматели-торговцы нефтепродуктами (особенно импортными) теперь должны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), так сказать, на условиях предоплаты - до реализации продукции. Естественно, это требует срочного отвлечения оборотных средств или кредитов. В последнем случае предприниматели, естественно, вносят дополнительные издержки (расходы на выплату процентов и самого кредита) в отпускную цену нефтепродуктов. Согласен В.Кальник и с тем, что затянувшиеся парламентские и околопарламентские дебаты о повышении акциза на нефтепродукты стимулируют желание торговцев, так сказать, перестраховаться впрок. Сказалось и требование лицензировать нефтяной товар. Но эти сами по себе объективные факторы вряд ли способны так резко «взвинтить» цены на рынке. Тем более, как сообщил В.Кальник, что внешние факторы не оказали сколь-нибудь серьезного влияния на внутриукраинский рынок. Да и импорт нефтепродуктов в последние месяцы не только не уменьшился, но даже совсем наоборот. Например, в сентябре, по сравнению с тем же месяцем 1996 года, ввоз готовых нефтепродуктов в Украину увеличился на 10,9%, а в июне - на 25%. Так что говорить о влиянии со стороны держав и компаний-экспортеров, считают эксперты Минэкономики, серьезно не приходится.

Но есть и отличная от министерской точка зрения на сей счет. Ведь именно иностранные производители и владельцы нефтепродуктов при желании очень легко могут дестабилизировать украинский рынок. Хотя бы потому, что основная часть нефтепродуктов, реализуемых в Украине - либо сугубо импортируемый товар, либо продукция отечественных нефтеперерабатывающих заводов, получаемая все равно из импортного давальческого сырья. Даже странно, что они не воспользовались (если это так) ситуацией. Или все-таки в современной дестабилизации есть и их доля участия? Так или иначе, но трудно спорить с тем, что для российского (а также белорусского, прибалтийского, румынского) нефтяного бизнеса наиболее привлекателен экспорт готовых нефтепродуктов и нефти. Несмотря на все экспортные ограничения (в том числе и в виде экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты), несмотря на то, что значительная часть мощностей российских НПЗ простаивает. Несмотря на то, что в некоторых регионах России ощущается дефицит топлива. «Бензиновые короли» все равно рвутся на экспорт, в том числе в Украину, где бензинов «высоких» марок вообще не производят, а количество автотранспорта увеличилось за последние годы чуть ли не в два раза.

По случаю бензиновой лихорадки возникает резонный вопрос: а если бы на сегодня был урегулирован конфликт, возникший в том числе и с россиянами, по поводу АО «ЛиНОС», это бы повлияло на ситуацию? Многие политики и бизнесмены уверяют, что повлияло бы. А точнее, нормализация работы отечественных НПЗ в значительной мере позволила бы застраховаться от угрозы столь резкой дестабилизации отечественного рынка нефтепродуктов.

Впрочем, вероятно и то, что под шумок грядущих еще только законодательных перемен некоторые предприниматели (возможно, из числа тех, кто «не потянет» работу по новым правилам) решили перестраховаться. Или, возможно, получить ту прибыль, на которую уже не смогут рассчитывать после изменения правил игры на украинском рынке нефтепродуктов.

Эта версия тем более вероятна с учетом аргументов Георгия Дьякона, начальника Государственной инспекции по контролю за ценами. Он предложил просто сравнить в структуре цены на бензин марки А-76 уровень торговой наценки. 24 сентября 1 литр бензина этой марки продавался по

46-49 копеек. При этом ценовая составляющая в виде торговой наценки продавца составляла в среднем 14%. А вот 24 октября, когда розничная цена на бензин той же марки уже сравнялась, а то и превысила 75 копеек, торговая надбавка в цене бензина (у проверенных Госинспекцией торговцев) вдруг увеличилась до 42%... Так скажите: причем здесь даже объективные предпосылки роста цен (те же условия взимания НДС, лицензии)?

Г.Дьякон, тем не менее, согласился, что объективно сегодня цены на бензин могут возрасти на 15% в сравнении с уровнем сентября-начала октября. Он объяснил это так. При оптовой закупочной цене, например, тот же бензин марки А-76 стоит 40 копеек за литр (при импортной цене 190,5 доллара за тонну). Если предприниматель-получатель импортного бензина для выплаты НДС берет кредит в банке (например, под 5% годовых), то в перерасчете на литр бензина это увеличивает цену на 2 копейки. Уже имеем 42 копейки. В.Дьяков уверяет, что даже подорожание железнодорожного тарифа на перевозку нефтепродуктов цистернами (на 6%) увеличивает цену 1 литра бензина всего на 1 копейку. Получаем 43 копейки за литр. Пошлина (а это с тонны - 4 экю, или около 8 грн.) и дорожный сбор увеличивают стоимость литра бензина в общем не более чем на 10 копеек. То есть в общем объективный уровень надбавок не должен превышать 53-55 копеек.

Впрочем, есть и аргумент, на котором на пресс-конференции в Минэкономики не заостряли внимание. Дело в том, что цепочка от импортера нефтепродуктов до его продавца зачастую многосложна, в ней могут присутствовать несколько операторов, которые, сами понимаете, стараются перенести издержки и заложить прибыль сверх так называемой объективно сформированной цены в конечную розничную цену нефтепродукта.

В.Кальник, приведя показатели инфляции в последние месяцы, утверждает, что повышение на 30% розничных цен на энергоносители в Украине, в том числе и нефтепродукты, однозначно привело бы к резкому росту цен сверх запланированных показателей: на железнодорожные тарифы - на 4,5%, на промышленные товары - на 1,6-1,7%. В итоге дополнительный к прогнозируемому прирост в индексе инфляции составил бы 0,7%. Соответственно при удорожании энергоносителей на 60% индекс возрос бы вдвое. Но ведь этого не произошло, говорит В.Кальник. То есть объективных предпосылок роста цен на нефтепродукты не то что на 60%, но и на 30% - выходит, не было? Нельзя же допустить, говорит В.Кальник, что правительство и Минстат сознательно утаивают или занижают реальный индекс инфляции...

К тому же, как заявил В.Кальник, так называемая бензиновая лихорадка сегодня охватила только 15 регионов Украины из 27, а в 12 областях цены, по его данным, остаются без изменений.

Так в чем же истинные причины, побудившие торговцев нефтепродуктами резко взвинтить розничные цены? Судя по всему, у каждой из сторон бензинового конфликта своя точка зрения, мало в чем совпадающая с мнением остальных. С ответом придется подождать. Никто не решается определенно назвать виновника или причину. Минэкономики и Госинспекция по контролю за ценами заняты многосложным анализом ситуации и обещают, что к началу декабря ценовой галоп прекратится. И что вскоре они найдут причину, спровоцировавшую такую дестабилизацию отечественного рынка нефтепродуктов.

А до тех пор (до 1 декабря) Кабмин решился, образно говоря, на ручное регулирование рынка нефтепродуктов. Виктор Кальник с сожалением отметил, что еще недавно правительство намеревалось применить пример организации свободного ценообразования и самоорганизации рынка нефтепродуктов к другим рынкам энергоносителей. Видимо, теперь этим планам не суждено сбыться. Во всяком случае - в их первоначальном виде. Теперь правительство вынуждено применить не экономические (версия В.Кальника), а административные рычаги регулирования ценообразования на этом рынке. Такого не случалось уже года три...

Админрычаг - постановление Кабмина «Об упорядочении торговли на рынке отдельных видов нефтепродуктов» от 31 октября 1997 года. В.Кальник уверяет, что это мера временная и вынужденная, так как при резком увеличении розничных цен в какой-то группе товаров правительство обязано вмешаться. Итак, при увеличении розничных цен более чем на 15% на такие виды топлива, как бензин марок А-72, А-76, А-80 и дизтопливо, дальнейший рост цен должен быть ограничен. Точкой отсчета для роста цены взят уровень цен на эти виды нефтепродуктов на 10 октября. Госналогадминистрация тем временем должна проверить правильность начисления и уплаты налогов торговцами нефтепродуктов, повысивших цены, а также структуру ценообразования.

Впрочем, в Минэкономики не особо уповают на антимонополистов. Эффективность их работы, по мнению В.Кальника, ниже всякой критики. И то, ведь для возбуждения дела по одному факту злоупотребления монопольным положением или другими нарушениями антимонопольного законодательства, Антимонопольному комитету и его отделениям требуется около полутора месяцев... А в отрасли нефтеобеспечения в Украине работает несколько десятков тысяч (а, может, сотен тысяч?) предприятий...

Сумеет ли правительство за этот срок найти причины резкого роста цен на нефтепродукты и найти общий язык с торговцами бензином и дизтопливом - пока неизвестно. Хорошо, что хотя бы пытается это сделать. А уж потом, вероятно, пойдет речь и о стабилизации рынка нефтепродуктов, в том числе и законодательным путем...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме