ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЗАКОНАХ МЕШАЮТ. И НЕ ТОЛЬКО ЮРИСТАМ.

Поделиться
Слово «коллизия» в словаре иностранных слов имеет два толкования. Первое: столкновение противопо...

Слово «коллизия» в словаре иностранных слов имеет два толкования. Первое: столкновение противоположных сил, стремлений или интересов; и второе, с пометкой «юридический термин»: расхождение или противоречие между отдельными законами, регулирующими одни и те же или близкие общественные отношения. И то, и другое как нельзя лучше подходит к событиям нашей общественной (что не может отражаться на личной) жизни последних лет.

Бурное создание несметного количества неработающих законов достигло своей пиковой точки накануне серьезнейшего для нашей державы события - вступления в Совет Европы. С этим событием связывается реальная надежда на развитие правовой системы Украины, утверждение ее как цивилизованного правового государства.

В конце октября в Киеве проходила международная научно-практическая конференция «Коллизии в законодательстве Украины: проблемы теории и практики». Ее организаторами выступили Комиссия Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики и судебно-правовой реформы, Верховный суд Украины, Высший арбитражный суд, Институт государства и права им.В.Корецкого НАН Украины, юридическая фирма «Юрис», которая взяла на себя организационное и материально-техническое обеспечение конференции. Участниками были Немецкий фонд Международного правового сотрудничества, Фонд содействия правовым и политическим реформам, а также консорциум «Верховенство права» и Ассоциация американских юридических школ.

Всестороннее рассмотрение вопросов преодоления коллизий в законодательстве, анализ причин их возникновения, возможно, могут стать первыми шагами на пути их устранения. Это особенно важно накануне обсуждения и принятия нашим парламентом важнейших законодательных актов: Конституции, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Свой взгляд на проблемы коллизий и пути их устранения корреспонденту «Зеркала недели» высказали трое из участников конференции.

Ф.Г.БУРЧАК, руководитель Киевского регионального центра Академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор:

- Коллизии - результат различных причин. Одна из них - разновременное принятие законов, каждый из которых приспособлен к определенным условиям общественной жизни. Если новый закон устанавливает иное регулирование, чем прежний, возникает коллизия, и надо выработать механизмы, позволяющие ее устранить. Другой вид коллизии - так сказать, территориальный. Одни и те же отношения в разных странах регулируются по-разному. И если такие отношения возникают между субъектами права различных государств, надо знать, какую из двух норм права выбрать, закон какого государства применять. Этот вопрос решают специальные коллизионные нормы. И, наконец, третьим видом коллизий по вертикали являются коллизии между нормативными актами различного уровня: законами, постановлениями правительства, инструкциями министерств. Ясно, что акты высшего уровня имеют большую силу и, следовательно, такие коллизии решаются в пользу этих актов.

Эти три вида коллизий являются естественными, они возникают в силу самого развития права, и поэтому теория и практика выработали правила их преодоления.

Сложнее обстоит дело, когда коллизии являются следствием низкого уровня законодательной техники, небрежной подготовки законов. В таком случае они могут возникать не только в различных законах, но и в рамках одного закона.

Одним из эффективных средств преодоления коллизий является кодификация отдельных отраслей права. Когда идет речь об инкорпорации, т. е. систематизации законов без их качественной, смысловой проработки, коллизии между отдельными нормативными актами могут сокращаться. Кодификация же основана на сведении различных законов в один - в кодекс, предполагает творческую переработку нормативного материала, а, следовательно, и устранение коллизий.

В.Н.СТРЕТОВИЧ, председатель Комиссии Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики и судебно-правовой реформы, кандидат юридических наук:

- Тема коллизий извечна для правовой системы независимо от страны существования, правовых традиций и развития правовых институтов. На этапе становления украинской государственности мы сталкиваемся с этим, я бы сказал, в больших объемах. Сегодня отсутствует система развития законодательств. Наша комиссия называется комиссией по правовой политике, но, должен сказать, что как таковой, правовой политики не существует, потому что нет Основного закона, на основании которого эта политика может быть построена. Хаос в правовой системе приводит к тому, что каждый трактует закон, как хочет, в выгодном для себя свете.

Знаете, когда я стал задумываться над коллизиями в праве? Когда у нас был наложен мораторий на приватизацию земельных участков, а в Указе первого Президента Украины «О приватизации заправочных станций» говорилось о том, что заправочные станции приватизируются вместе с земельными участками.

Пути преодоления коллизий? Их несколько. На мой взгляд, это оптимизация законодательного процесса. Профессионализация парламента. Необходима концептуальная разработка по определенным законам: зачем он нужен, откуда исходит и что призван регулировать - материальное обоснование отсутствует. Я еще не сказал о лоббистских интересах в парламенте, где каждая группа стремится воплотить свой интерес.

Пути совершенствования законодательства - проблема, которая стоит перед нашим парламентом и государством в целом. Сегодня большие надежды связаны с принятием Конституции, которая определит правовые начала нашего общественного устройства. А второй момент - конституция собственности - Гражданский кодекс, под который будут приводиться все нормативные акты. Без этих двух основополагающих документов, думаю, мы не сможем устранить коллизии, как бы нам не хотелось.

Ю.А.ДАЦЮК, генеральный директор юридической фирмы «ЮРИС».

- Мы практикующие юристы, хотя вопросы теории нам также не чужды, о чем свидетельствует состав нашей фирмы. Коллизионность нашего законодательства доставляет нам немало проблем в нашей деятельности. На практике коллизии трансформируются в правовой произвол и беззаконие, - ко всеобщему сожалению, за исключением тех депутатов и чиновников, не всех, конечно, которые стоят у истоков этого беззакония и являются их первопричиной. Поскольку для них важнее политическая, экономическая, другая целесообразность и сиюминутные, конечно же, мнимые, интересы государства, но не законность и принципы правотворчества. Не буду говорить о нашумевшей истории с НДС и акцизом на импортные товары, где наиболее рельефно отразилась борьба закона с целесообразностью и где «победила» последняя. Совсем свежий факт. В октябре Верховный Совет Украины принял Закон Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе». Проектом Закона предусматривалось, в частности статьей 21, что предприятия или закрытые акционерные товарищества, которые были образованы путем приватизации государственного имущества, сданного в аренду с выкупом, подлежат преобразованию в открытые общества. Авторы закона пытались, и им это удалось, провести двойную приватизацию. Что является нонсенсом и противоречит действующему законодательству о приватизации государственного имущества, законам «О собственности», «О хозяйственных товариществах» и другим нормативным актам. На стадии принятия этого закона мы пытались доказать и Верховному Совету, и Кабинету министров, соответствующим комиссиям и подразделениям незаконность подобных положений Закона и возможности появления очередной правовой ошибки, предложили свой вариант редакции. Но... опять сильнее оказались «целесообразность» и групповые интересы, которые прикрываются «государственными интересами», что заставило обратиться к Президенту для возможного наложения вето.

Другой пример. Не вдаваясь в подробности, очерчу его рамочно. В сентябре текущего года Президент Украины издал два указа: «О создании для Фонда расчетов за энергоносители» и «О привлечении в Государственный бюджет Украины на 1995 год амортизационных отчислений», несмотря на то, что они противоречат действующему законодательству, в частности Конституционному договору, Регламенту Верховного Совета, Законам Украины «О системе налогообложения», «Об аренде имущества государственных предприятий и организаций» и другим. Все это далеко не исчерпывающий перечень примеров возникновения коллизий в законодательстве, которые на практике приносят огромный ущерб государству.

Участниками конференции были представители нашей юридической элиты, теоретики и практики, к мнению которых иногда прислушиваются при творении законов и других нормативных актов. Многие из них входят в состав различных комиссий и комитетов нашего законодателя и других учреждений, имеющих право законодательной инициативы. Рекомендации конференции и ее материалы будут опубликованы, и мы постараемся довести их до тех инстанций, которым, в силу их компетенции, необходимо это знать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме