Теория, подтвержденная практикой
Рынок должен возникать там, где нужно и продавцам, и покупателям, а не там, куда ткнула на плане рука градоначальника. Бесчисленные дикие, полудикие, полуорганизованные и прочие киевские рынки - лучшее тому подтверждение. И крупнейший столичный рынок именно там, где и обязан быть, - возле станции Киев-Пассажирский, крупнейшей в стране и одной из крупнейших в Восточной Европе.
Идея Привокзального рынка возникла у киевской фирмы «Корн», когда «челночный» промысел стал основным занятием миллионов наших сограждан. Территория бывшей свалки за вокзалом скоро стала золотым дном: с главного и пригородного вокзалов, от станции метро, с двух оживленных магистралей добираться сюда удобно всем. Электрички возят людей минимум из шести областей.
Для превращения свалки в рынок пришлось вывезти шесть тысяч (!) самосвалов грунта и мусора. Для организации нормальных торговых мест нашли оригинальный выход: закупили и отремонтировали без толку ржавевшие в Киевском речном порту трехтонные контейнеры. Расставленные в шахматном порядке, они образовали для каждого торговца и торговое место, и отдельный металлический склад тут же. Модульный рынок стал быстро расширяться - все больше специализированных торговых площадок, огражденных, охраняемых, с неправдоподобно дешевыми автостоянками. Намечается еще и создание колхозного рынка продовольственного на 350 торговых мест. Если...
Если не рухнет мост
от метро «Вокзальная» до образованной рынком Ново-Привокзальной улицы. Для этого не потребуются ни террористы, ни катаклизмы. Пешеходный мост может рухнуть в любой момент от ветхости и хронической опасной перегрузки. Подобное несчастье двадцать лет назад на подмосковной станции убило около двухсот и покалечило почти полтысячи людей...
Потенциальный убийца-мост ни в чем не виноват. Его честно можно считать памятником инженерной мысли в отдельно взятой нищей стране. Построен в 1890 году. Два десятка смен властей в революцию и гражданскую войну мостик не смахнули, но бежавшие из Киева фашисты таки успели его взорвать. Восстановили мост уже к началу 1945-го. В ход пошло все, что оказалось под рукой в разрушенном войной Киеве: металлоконструкции, рельсы неизвестного происхождения и состояния. В 1951-52-м мост удлинили еще на 190 метров и капитально отремонтировали. В 1960-м добавили еще 124 метра - к строившейся станции метро.
Пешеходный мостик над путями и платформами удовлетворял всех: это кратчайший путь к метро для жителей Зализнычного района. Поколения рабочих, военных, студентов меняются, а мостик все тот же. Зато нагрузка на него с появлением Привокзального рынка выросла в пятьдесят раз. С таким потоком, несмотря на все проводимые согласно инструкциям текущие ремонты, мост справиться не может. 47,3 метра моста над фастовскими платформами - аварийные...
Шершавым языком ежегодных актов
«...По нижним связям ферм металлического пролетного строения уложена теплотрасса из двух металлических труб диаметром 278 мм, обложенных теплоизоляционным кирпичом и наружным покрытием, в связи с чем нагрузка на мост увеличилась на 30 процентов. Такая установка труб на связи ферм мешает осмотру связей и окраске. Под тяжестью этих труб часть связей прогнулась. Местами теплоизоляция труб нарушена и кирпичи выпадают, угрожая проходящим под мостом пешеходам... В связи с этим необходимо в 1980 году включить в план проектирования.
Произведенный перерасчет металлического пролетного строения №13 показал, что при полной загрузке пролета толпой в верхних поясах фермы возникают значительные перенапряжения (до 2900 кг на см 2 ), не обеспечивающие надежности работы конструкции».
Из акта 30 января 1980 года.
«...Для нормальной эксплуатации пешеходного моста необходимо:
1. Включить в план проектирования на замену металлического пролетного строения с заменой всех кирпичных опор или капитальным ремонтом, т.е. одеть их в железобетонную рубашку.
2. Заделать выкол в ребре предпоследнего пролетного строения,.. выбитый стрелой работающего железнодорожного крана...
4. Службе пути ЮЗЖД обратиться к руководству Главного управления путевого хозяйства с просьбой о выделении необходимых средств на проектирование и реконструкцию пешеходного моста на ст. Киев-Пассажирский».
Из акта от 9 января 1997 года.
После новогодней сверхперегрузки, едва не кончившейся трагедией, мост закрыли - от греха подальше. Железнодорожников долго просить не пришлось - за мост отвечают они, что случись - первыми под суд. Заварили вход, поставили запрещающие знаки.
Опаздывавшие студенты и очень ленивые покупатели, рискуя жизнью, полезли на щиты. Потом не выдержали военные из Минобороны: не желая добираться к месту службы на плохо курсирующих троллейбусах, они массированно бомбардировали всех и вся жалобами-ходатайствами об открытии прохода.
Запсиховали фирмочки, арендаторы торговых мест на площадках ближе к мостику - тот же товар стали покупать у других, на площадках ближе к трамваю: кто пройдет лишний километр ради нескольких копеек скидки? Зафиксированы анонимные звонки с угрозами и железнодорожным начальникам, и руководству фирмы, владеющей рынком, с требованиями открыть мост. Анонимов «вычислили», но пожалели - им семьи кормить.
Подремонтировав и в очередной раз освидетельствовав, мост открыли. С неохотой и опасениями.
Кому это нужно?
Юго-Западной дороге? Железнодорожники давно съехали из дореволюционных привокзальных слободок. Пассажиров электричек и особенно дальних поездов среди пользующихся мостом - явное меньшинство. Юго-Западная дорога не имеет несколько миллионов гривен на ненужный ей новый мост. Она и без этого задавлена непосильным бременем катастрофически разорительных пригородных перевозок и безнадежными неплатежами грузоотправителей-госпредприятий. Слава Богу, начальник дороги Борис Олейник нашел возможность заказать и оплатить изготовление металлоконструкций для капремонта аварийного пролета.
Зализнычной райгосадминистрации? Не похоже, да и бюджет района хронически пуст. Впрочем, авария моста заодно нарушит и теплоснабжение большой части района - рухнет подвешенная к нему теплотрасса.
Киевлянам и жителям других областей Украины? Определенно да! Благодаря рынку одни могут продать выращенное, другие - купить привезенное за сотни километров, то, чего у самих нет. Я уж не говорю о продавцах, имеющих рабочие места и возможность зарабатывать деньги...
Но пока мы рассуждаем, пешеходный мост на станции Киев-Пассажирский не молодеет. Несчастье висит, как дамоклов меч...
Что делать?
Новый мост!
Причем без промедления. Шесть проектов подготовлены за полтора десятка лет, в течение которых необходимость строительства обсуждается УкрНИИтранспроектом. Варианты разной сложности и стоимости позволяют выбирать и реализовывать оптимальный на сегодняшний день. Сделать все можно достаточно быстро - за несколько месяцев. Главный инженер УкрНИИтранспроекта Юрий Чернявский сообщил: технических и технологических проблем нет. Нет денег!
Но их можно найти. Определенно, более всего в существовании и процветании Привокзального рынка заинтересован его владелец - фирма «Корн». Она готова участвовать в финансировании строительства. При соблюдении разумных условий, возможности контроля за составлением сметы на проектно-конструкторские и строительно-монтажные работы и целевого использования выделенных фирмой денег; долевого участия всех сопричастных сторон - района, города, Юго-Западной дороги; решения Киевсовета, городской и районной администраций, железной дороги о том, что Привокзальный рынок проработает хотя бы лет 12-15, чтобы расходы фирмы на строительство моста окупились. А расходы немалые - около 10 миллионов гривен как минимум.
Координацию усилий сопричастных сторон взял на себя начальник ЮЗЖД Борис Олейник. Он - за скорейшее взаимоприемлемое решение по строительству нового пешеходного моста, находящегося в числе объектов первостепенного значения для всей «Укрзалізниці».
Первый заместитель главы Зализнычной райгосадминистрации Иван Сидоров:
- Фирму «Корн» знаем не первый год. Поддержать инициативу руководства дороги и фирмы перед городскими властями необходимо - крупные вложения и серьезная работа без настоящих гарантий невозможны...
Президент фирмы «Корн» Виталий Кудрявцев:
- В соответствии с решением Зализнычной райгосадминистрации мы готовы вложить средства в строительство моста. Если Привокзальный рынок проработает 10-12-15 лет, эти расходы оправдаются. Думаю, плата в 10 копеек за пользование переходом никого не обременит...
Эпилог
Гром не грянет - мужик не перекрестится. После ЧП всегда находят силы и средства для ликвидации последствий, выплат пострадавшим и семьям жертв, сооружения монументов погибшим...
Наверняка новый пешеходный мост обойдется дешевле, чем ликвидация последствий от обвала старого. Но пока его судьба будет решаться, не ленитесь, идите в обход. Дольше проживете...