ОБЪЕДИНИТЬСЯ, ЧТОБЫ ОТДАТЬСЯ

Поделиться
25 февраля в «секторе газа» произошли два знаменательных события. Говорят, что утром Президент Леонид Кучма подписал указ «О реформировании нефтегазового комплекса Украины»...

25 февраля в «секторе газа» произошли два знаменательных события. Говорят, что утром Президент Леонид Кучма подписал указ «О реформировании нефтегазового комплекса Украины». А в обед его потчевали «инвестиционным меню» в обществе представителей компании Royal Dutch Shell, которая представила свои официальные предложения правительству Украины по участию в инвестициях в развитие газотранспортной системы страны.

На первый взгляд, это если не взаимоисключающие, то разнополюсные события. Тем не менее они стоят в одном ряду и касаются одного - будущего нефтегазовой отрасли...

Случилось

Итак, то, о чем уже несколько месяцев судачили (кто с опаской, а кто и с надеждой), случилось. Реформаторский, как подразумевается, для нефтегазовой отрасли указ Президента Украины должен послужить точкой отсчета для начала тотальной реорганизации нефтегазовой отрасли страны и создания единой государственной национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины».

Согласно указу, основу компании составят 100% акций государственных акционерных предприятий, созданных путем преобразования предприятий нефтегазового комплекса, не подлежащих приватизации, а также пакетов акций ОАО нефтегазового комплекса, которые в соответствии с действующим законодательством оставлены в государственной собственности.

Официально целью создания «Нефтегаза Украины» декларируется «повышение уровня энергетической безопасности государства, обеспечение эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса, более полного удовлетворения потребностей промышленных и бытовых потребителей в сырье и топливно-энергетических ресурсах».

В указе определен срок, до которого должны быть урегулированы все организационные моменты (в том числе те, о которых речь пойдет ниже), и собственно создана эта компания - до 1 апреля 1998 года.

Конкретнее о ее целях и частично о путях достижения таковых «ЗН» писало 6 сентября 1997 года, когда была представлена одна из реформаторских идей для нефтегазового комплекса. Рабочее ее название было «Госкомитет Украины по энергообеспечению и энергосбережению». Но, как вы понимаете, не в названии дело, хотя эта рабочая версия подробно отражала задачу создания такой организации. Активно пропагандировал эту идею народный депутат Игорь Бакай, назначенный первым заместителем председателя Госнефтегазпрома Украины. Затем об этой же идее довелось услышать от главы нефтегазового комитета Михаила Ковалко. Частично принципы, на которых, видимо, будет базироваться стратегия компании, содержатся и в проекте, разработанном совместно экспертами Всемирного банка и рабочей группой, созданной для этого Кабмином. Этот проект «Первоочередных реформ в газовой промышленности» был представлен на заседании в Кабмине 12 февраля и его поддержал и представлял вице-премьер Анатолий Голубченко.

Все вышеназванные фамилии называются в коридорах власти среди основных претендентов на роль президента создаваемой компании «Нефтегаз Украины». (Между прочим, зачем было вносить в название компании имя державы? Ведь не для нефтегазового комплекса Британии или России она создается?) И, вероятно, от того, кто конкретно будет назначен главой этой компании, слишком многое зависит. Может быть, и в этой связи все руководители и работники нефтегазовой отрасли последние три дня находятся в легком шоке?.. Тем более, что И.Бакай поехал с Президентом в Москву... Впрочем, это может еще ничего и не означать, так как в указе сказано, что и наблюдательный совет, и главу компании, его замов, а также членов правления компании в течение двух месяцев должен утвердить Кабмин. Хотя, с другой стороны, трудно представить, чтобы премьер не учел пожеланий Президента. Как и трудно представить, чтобы глава государства не имел таковых на чей-то счет...

Случалось

Ирония судьбы, но аналогичная ситуация в нефтегазовом комплексе Украины уже была. Тогда инициативу создания единой компании в нефтегазовом комплексе поддержал Леонид Кравчук. А самым активным ее пропагандистом был опять таки первый заместитель председателя нефтегазового комитета, но только не Игорь Бакай, а Евгений Сухин. Но главой нефтегазового комитета и тогда был Михаил Ковалко...

В моем архиве сохранились уставные документы и пояснительные записки, а также указ Президента о создании НАКа. Цели и задачи создания той национальной акционерной компании холдингового типа - НАК «Укрнефтегаз» - декларировались аналогичные. Разница в том, что время было другое, и ситуация намного отличалась от нынешней. Во всяком случае о приватизации нефтегазовой отрасли тогда еще только думали, да и то «не вслух».

Однако, вскоре после того, когда Е.Сухин был назначен главой НАКа, его срочно заподозрили в массе «неприглядный дел» и быстренько изолировали - на 15 месяцев в СИЗО СБУ. Только через два года после ареста и суда все убедились, что он ни в чем не был виновен... Но во время его ареста назревали президентские выборы (и вообще творилась такая каша!..) и трудно было представить, что идея реорганизации нефтегазового комплекса, поддержанная Л.Кравчуком, не будет впоследствии отвергнута Л.Кучмой. Так и произошло. Без выяснения причин (или, вернее, до выяснения таковых) НАК «Укрнефтегаз» был аннулирован, идея не то забыта, не то повисла в воздухе... Как оказалось - до востребования.

В феврале 1998 года она снова материализовуется. Заметьте, даже время года почти совпадает. Разница в том, что теперь на носу парламентские выборы и разгар большой приватизации…

Случится

Итак, «Нефтегаз Украины» может быть создан. В этой связи поговорим сначала о ФОРМЕ.

Если не следовать дословно порядку перечислений в тексте указа, то следует начать с предприятий, не подлежащих приватизации. Их велено в срочном порядке сделать государственными акционерными компаниями и передать 100% их акций в уставный фонд «Нефтегаза Украины».

В этот же фонд передать следует все госпакеты акций тех предприятий отрасли, которые уже акционированы. Заметим, что на сегодня их если не большинство, то добрая половина, особенно в сфере переработки, хранения, транспортировки и реализации нефтепродуктов (к этому мы еще вернемся).

Кабмин вместе с Фондом госимущества должен также определить пакеты акций каких АО должны быть переданы в новую компанию. А также, какие именно трубопроводы и хранилища энергоносителей, которые не подлежат приватизации(!), будут переданы в пользование новой компании и порядок такой передачи. Это в общем.

Если же конкретно, то вот о чем речь. Судя по всему, такие ГАКи (государственные акционерные компании), как «Укргазпром», «Укргаз», «Укрнефтепродукт» и иже с ними оставляют за собой только названия. Благо, они формально уже акционированы и с ними больших проблем не будет - все пакеты, принадлежащие государству, будут переданы в «Нефтегаз Украины». Проще всего с «Укргазпромом», так как его подразделениям так и не позволили начать приватизацию реально. Заодно с ним, вероятно, в новую компанию передадут право пользоваться всей газотранспортной системой страны, которая к имуществу «Укргазпрома» не относилась (то есть права собственности на нее «Укргазпром» не имел, а только эксплуатировал ее). То же самое случится, вероятно, с региональной газотранспортной системой «Укргаза». Те немногие региональные гор-, райгазы и другие, кто в свое время успел частично продать свои акции не государству, войдут в единую компанию госпакетом акций. Но в большинстве таковых за государством остались контрольные пакеты, так что с ними особых проблем не будет (они уже решены в ходе создания ГАК «Укргаз»).

С «Укрнефтепродуктом» (нефтепродуктопроводы, переданные ему в пользование, нефтебазы и нефтехранилища...) несколько сложнее. Когда недавно взялись в этой когда-то единой системе нефтепродуктообеспечения страны создавать ГАК, выяснилось, что очень многие предприятия уже большей частью негосударственные, а в другой части системы - государству остались небольшие пакеты. Например, из общей схемы «выпадают» практически все предприятия нефтепродуктообеспечения в западном регионе страны, а также в значительной мере в Одессе, Суммах, Полтаве, Виннице. С ними придется повозиться...

Зато не будет проблем с транспортными нефтепроводами. Правда, вряд ли директора нефтетранспортных предприятий «Дружба» и Приднепровских нефтепроводов обрадуются тому, что теперь их прибыль будет направляться в общий компанейский котел... Но, видимо, их об этом не спросят.

Не спросят, видимо, и акционеров «Укрнефти» о том, согласны ли они с передачей основного пакета акций в фонд «Нефтегаза Украины». Со своими тремя десятками акций их, конечно, трудно заставить расстаться, а вот большую часть - госпакет - передать будет легко. Тем более, что управляющим этим пакетом является И.Бакай. И даже если он не станет президентом «Нефтегаза Украины», он сможет претендовать на пост члена правления или наблюдательного совета. А, значит, его могут уполномочить передать госпакет «Укрнефти» в управление новой компании. Вряд ли он станет возражать...

Есть еще нефтегазодобывающее предприятие «Черноморнефтегаз». С ним легко поступить в смысле передачи акций в новую компанию - это госпредприятие.

Далее - НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), с которыми, видимо, будут разбираться индивидуально. Например, не ясно пока, как поступят с Лисичанским НПЗ - АО «ЛиНОС», о продаже 31% акций которого Фонд госимущества уже сообщил. Не ясно до конца и то, как поступят с Кременчугским НПЗ, входящим в АО «УкрТатнефть». В отношении остальных, правда, известно, что большая часть их акций пока еще остается за государством. Государством, которое призывает российские компании вкладывать деньги в украинские НПЗ. Зачем - теперь не ясно.

Ко всему вышеперечисленному стоит добавить отраслевые НИИ, лаборатории и т.п.

Остается еще «социалка». И с ней придется повозиться в ходе создания новой компании. Но, вероятно, как-то разберутся...

Теперь - о содержании. Из текста указа: «обеспечить выполнение организационных мероприятий по (внимание!) разделению функций добычи нефти и природного газа, транспортировки и хранения нефти и газа, реализации нефти, газа и продуктов их переработки».

Вот где зарыта, как говорят, собака (первая). Как ни доказывал «Укргазпром», что функции его добывающих и транспортно-хранилищных подразделений уже давно разделены и счета у них разные, и каждое занимается своим делом, и имеет должную самостоятельность - «Укргазпрому» не поверили. Мало, видать, было отделить так называемый большой транзит от малого. Судя по всему, «Укргазпром» останется только в качестве оператора потоков газа. Денежный поток, видимо, будет теперь не его заботой.

Произойдет?

Стоит заметить, что такое разделение приятно и Всемирному банку. В России иностранным экспертам разделения единой газодобывающей и газотранспортной системы добиться не удалось. Формально «Газпром», конечно, «развел» добычу, транзит и реализацию. Но практически - нет. В Украине, судя по всему, призывы экспертов были услышаны... Процедура эта весьма непроста и заслуживает отдельного рассмотрения. Сегодня же отметим, что и противники разделения газовой системы, и те, кто это предлагает сделать, имеют аргументы. Правда, свести их воедино трудно.

Но легко будет иметь дело с отдельно взятой газотранспортной системой. И «Газпрому» это может оказаться легко, и мощнейшей в мире компании Shell, которая давненько присматривается к транзитным магистралям Украины.

Напомним, что очередная встреча Леонида Кучмы с представителями Royal Dutch Shell состоялась в день подписания указа о создании «Нефтегаза Украины». А еще 16 февраля Госнефтегазпром и «Укргазпром» подписали с подразделением этой компании протокол о сотрудничестве. Не знаю, правда, как с учетом появления указа решится судьба самого Госнефтегазпрома и специальных комиссий, созданных по решению его главы М.Ковалко для работы с представителями Shell , но подписанный протокол предусматривает полугодичную совместную работу по оценке системы транзита газа Украины. В ходе работы двух экспертных групп, результаты которой должны быть подвергнуты оценке третьей - независимой, стороны должны определить конкретные объекты газотранспортной системы Украины и объемы работ, которыми впоследствии могут заняться совместно с Shell. Окончательное решение о том, как будет выглядеть конкретное инвестиционное предложение этой компании, вероятно, будет принято осенью. А принимать его или же нет - это уж потом будет решать правительство.

Известно, что Shell интересуется газотранспортной системой, по которой через территорию Украины экспортируется на Балканы и Запад российский газ. Известно, что «Газпром» имеет совместные контракты, а возможно, и планы насчет транзита с Shell. Известно и то, что идея «Газтранзита» не первый год витает в околоукраинском и украинском политическом пространстве. Известно также, что среди стран-транзиторов российского газа в Восточной Европе, пожалуй, только в Украине «Газпром» еще не успел создать газотранспортного СП...

Формально при выборе партнера между двумя вышеназванными претендентами на участие в судьбе газотранспортной системы Украины выбирать предстоит между реальными инвестициями Shell и зачетом украинских долгов «Газпромом». И то, и другое может быть взносом в газотранзитное СП с Украиной.

Неформально Украине предстоит сделать куда более сложный выбор...

Если учесть молниеносную реакцию «Газпрома» на весьма неконкретные предположения латвийского премьера о том, что и прибалтийские государства, и Украина могут в перспективе рассчитывать на норвежский газ, так как они слишком зависят от российских - ненадежных - газопоставок (глава «Газпрома» Рем Вяхирев тут же заявил, что латыши так рассуждают из-за свой вечной боязни попасть в зависимость к России, а не потому, что россияне - ненадежные поставщики...), то очевидно, что «Газпрому» не безразличен украинский рынок сбыта своего газа, а заодно и судьба транзита.

Приблизительно в то же время в ходе встречи с российскими бизнесменами, которые, вероятно, приехали прицениваться к украинским предприятиям, прозвучало заявление премьера В.Пустовойтенко о том, что в настоящее время «открылось широкое поле деятельности для создания СП в топливно-энергетическом комплексе». Правда, он акцентировал внимание на нефтеперерабатывающей отрасли.

Но в тот же день вице-премьер С.Тигипко на вопрос корреспондента агентства «Интерфакс-Украина» о возможности создания СП с «Газпромом» ответил, что, «исходя из действующего ныне законодательства о финансово-промышленных группах, создание этого СП в больших масштабах невозможно».

А если не брать «большие масштабы», а брать во внимание только так называемый большой транзит, да еще только определенную часть из всех этих 34 тыс. км магистралей? Тогда как?..

Впрочем, есть и третий вариант партнерства. Пока он еще менее обозначен, нежели в связи с «Газпромом» и Shell. Но ведь транзитом может заниматься и «Нефтегаз Украины». Причем, если учесть, что эта компания, кроме прочего, предполагает заняться и управлением денежными потоками, то и реконструкцией газотранспортной системы, возможно, сможет заняться самостоятельно - в финансовом смысле? Но сегодня вряд ли кто-либо возьмется рассуждать на сей счет.

Очевидно одно: во всех случаях прежде всего речь идет о политической воле Украины, а точнее о воле очень конкретных и очень немногих людей, уполномоченных решать судьбу страны. Какой она будет в отношении «Нефтегаза Украины», предложений «Газпрома» и Shell ? Какой она прежде всего окажется в отношении Украины?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме