Не увенчавшаяся успехом волна протестов в Верховной Раде по поводу приватизации, в том числе, в одной из самых политизированных отраслей экономики - электроэнергетики - подтолкнула премьер-министра Украины к неожиданным решениям. 12 ноября прозвучало сообщение о том, что правительство намерено в порядке эксперимента передать в управление областным госадминистрациям госпакеты акций некоторых предприятий областных энергоснабжающих компаний (облэнерго).
По личному распоряжению премьера в госсобственность возвращено имущество предприятий облэнерго, доля которой отныне составляет 51% уставного фонда, прежде она составляла 25%. В список «счастливчиков» вошли 8 компаний: «Днепроблэнерго», «Донецкоблэнерго», «Киевоблэнерго», «Крымоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Херсоноблэнерго», «Черновцыоблэнерго». К такому единоличному решению, по словам В.Пустовойтенко, его вынудила болезнь министра энергетики А.Шеберстова (ныне министр восстанавливает здоровье после сложной операции. - Авт.).
Кстати, согласно ранее подписанному договору, госпакеты акций облэнерго и генерирующих компаний были переданы в управление Минэнерго, а точнее, лично А.Шеберстову, который, согласно распоряжению Кабмина, теперь обязан перезаключить договоры с новоиспеченными руководителями энергокомпаний.
Предчувствуя новые проблемы, Кабмин тут же издал постановление об утверждении серии положений о порядке осуществления органами исполнительной власти управления госакциями обществ; об условиях передачи полномочий по управлению государственными корпоративными правами органам исполнительной власти и т.д. Разработкой серии новых документов руководит Олег Таранов - глава недавно созданного Национального агентства по управлению государственными корпоративными правами (УГКП).
Какие же последствия будет иметь распоряжение премьера о передаче в управление обладминистрациям госпакетов акций облэнерго? Ответ можно получить в результате простейших арифметических действий. До особого распоряжения премьера в фондах вышеперечисленных компаний облэнерго доля государства составляла 25% (кроме «Днепроблэнерго» - 51%); 35-40% планировалось продать на конкурсах; незначительная часть акций продана на фондовых рынках; остальные 15-30% акций, по плану льготного размещения причитавшиеся трудовым коллективам, давно ими же проданы финансовым посредникам - из-за отсутствия заработной платы. Увеличить в этих компаниях госдолю до 51% можно только за счет запланированных для продажи на конкурсах пакетов акций, чтобы затем через облгосадминистрации передать их в «нужные» руки. И таким образом обойти нежелание Минэнерго продавать энергофонды финпосредникам, а заодно, и желание энергетиков управлять энергопредприятиями.
Распоряжение премьера фактически направлено на ликвидацию любых видов конкурсов по продаже акций облэнерго, и порождает серию новых проблем и не только в энергетике. В частности, в подписанном правительством Украины с МВФ Меморандуме оговорено, что до 1 января 1999 года должны быть проданы 15 облэнерго, а пока что продано 9. Все бы ничего, если бы правительству не приходилось уповать на третий транш МВФ. Кроме того, ратифицированная украинским парламентом Энергетическая хартия предполагает участие стратегических инвесторов в приватизации энергетики Украины. Напомню, что в качестве главного условия вложения средств в энергообъект стратегические инвесторы выдвигают передачу им в управление 51% уставного фонда компании. В то же время финпосредники, скупившие акции облэнерго, не скрывают своего желания со временем перепродать их (акции) стратегическим инвесторам.
На фоне сложившейся ситуации довольно странно выглядит распоряжение (от 12 ноября) вице-премьера С.Тигипко, призывающего Фонд госимущества, Минэнерго, Минюст, Антимонопольный комитет и других «закончить формальную переписку, срочно завершить согласование и регистрацию в установленном порядке Положений о проведении конкурсов, открытых торгов по продаже пакетов акций ОАО». Вице-премьер не уточнил, какие именно компании он имел в виду. ФГИ, похоже, тоже ничего не подозревал о готовящемся в правительстве нововведении. Буквально через день премьер издает распоряжение от имени правительства еще более ошеломляющее: назначить ЗАО «Украинский кредитный банк» (любопытно, что в Совете банка значится фамилия народного депутата Григория Суркиса) уполномоченным лицом по управлению госпакетами акций (25%) компаний «Кировоградоблэнерго», «Тернопольоблэнерго» и «Херсоноблэнерго». Складывается впечатление, что левая рука в правительстве не знает, что делает правая.
Кстати, инициаторы такого начинания имеют в этих облэнерго приличные пакеты акций. Однако для управления компаниями, а, возможно, и перераспределения финансовых потоков предоставленные 25-процентные пакеты акций будут весьма кстати. Тем более, что и самому банку не мешало бы поправить свое финансовое положение. В этом году его прибыль и рентабельность активов неуклонно снижается. По данным Ассоциации украинских банков, прибыль «Украинского кредитного банка» в 1997 году составила 31,43 млн. грн., а за 9 месяцев 1998-го - 3,8 млн. грн. Любопытно, что справка Кабмина свидетельствует, что большинство министерств, в том числе и Минэнерго согласны с таким решением.
Кстати, недоброжелатели утверждают о существовании весьма тесных отношений между «Украинским кредитным банком», крупным энерготрейдером «Киев-код» и российским концерном «Созидание». Утверждают, что партнеры, при активной поддержке одной из парламентских фракций надоумили премьера поддержать пилотный эксперимент, суть которого - заключить прямые договоры вышеупомянутых облэнерго с генерирующими компаниями, минуя энергорынок.
Лоббировать эту инициативу начали еще в сентябре, когда к премьеру обратились представители АК «Киев-код» с просьбой издать постановление об осуществлении прямых расчетов между генерирующими компаниями и облэнерго, акции которых были приобретены «Киев-кодом» и дружественными ему структурами. Однако тогда это предложение было отклонено, как противоречащее положениям закона «Об энергетике». В основном опасались, что его воплощение приведет к деформации оптового энергорынка Украины, изменит существующий принцип ценообразования.
В середине октября с аналогичной просьбой обратился директор-распорядитель активно действующего в Украине инвестиционного энергетического пула (группы оффшорных компаний?) Александр Вартанян (интересы пула представляет киевское представительство «Корт Холдингз ЛТД»). Свое обращение А.Вартанян аргументировал тем, что пул приобрел контрольные пакеты акций «Сумыоблэнерго», «Прикарпатьеоблэнерго», «Черниговоблэнерго», а также блокирующие пакеты акций еще 5 облэнерго и принимает участие в конкурсах по приватизации еще двух энергокомпаний. Формально действующие на «Энергорынке» правила игры г-на Вартаняна мало интересовали. Справедливости ради отметим, здесь он был не одинок, большинство участников рынка этих правил также не придерживаются. Тем более, в отличии от других, у пула были кое-какие средства и он хотел, чтобы приостановленные по требованию Минэнерго коммерческие конкурсы были возобновлены. Минэнерго же считает, что новые собственники не выполняют взятые на себя инвестиционные обязательства. Кстати, конфликты с новыми хозяевами облэнерго по крайней мере в одном случае уже привели к смене руководства энергораспределительной компании.
19 октября по поручению премьер-министра первый вице-премьер А.Голубченко провел совещание, в ходе которого было установлено множество интересных деталей, проливающих свет на суть происходящего. Например, в процессе приватизации облэнерго победителями коммерческих конкурсов стали посредники, не имеющие опыта работы в энергетике. Их главная задача состояла в том, чтобы права собственности были получены ограниченным кругом заинтересованных структур. В частности, 26% акций «Сумыоблэнерго» попали в фирму, учрежденную тремя физическими лицами. Кстати, именно «Киев-код» представлял на совещании у первого вице-премьера интересы посредников. Он требовал, выполнения условия конкурсов, т.е. предоставления ему в распоряжение госпакетов акций этих компаний. Вот только вопрос выполнения фиксированных условий, взятых победителями коммерческих конкурсов, в его выступлениях как-то стушевался.
Монополизация энергетики заинтересовала представителей парламентского ТЭКовского комитета. Причем, по информации депутата О.Панасовского, материалы о ходе приватизации энергокомплекса переданы в СБУ и Генеральной прокуратуре. Правда, без особой реакции со стороны последних.
Глава Фонда госимущества Александр Бондарь, между тем, считает необходимым «ускорить принятие закона «О внесении изменений и дополнений к закону Украины «О приватизации государственного имущества» (проект находится в Кабмине), что, по его мнению, затруднит возможность невыполнения недобросовестными покупателями акций принятых обязательств». На одной из своих пресс-конференций в октябре А.Бондарь сообщил, что упомянутый инвестиционный пул, после выяснения некоторых обстоятельств на совещании у первого вице-премьера, не имеет больше перспектив участвовать в приватизации электроэнергетики Украины... Как говорится, поживем - увидим.
Краткий итог продажи акций облэнерго. Компания «Корт Холдингз ЛТД» - распорядителя инвестиционного пула - еще в октябре сообщала премьеру, что пул уже консолидировал крупные пакеты акций некоторых компаний, в том числе контрольные. Причем из десяти компаний, где посредники имеют весомые пакеты, в 8 случаях покупки были осуществлены по заказу фонда. Действия пула по формированию пакетов, с точки зрения заказчиков пакетов, можно оценить на «5 с большим плюсом» и поздравить г-на Вартаняна с высокопрофессиональной работой. А вот какую оценку заслуживают причастные к этому государственные органы исполнительной власти Украины?
Наталка ПРУДКА
Справка «ЗН»
По данным Фонда госимущества, к середине октября 1998 года практически завершена льготная продажа акций; продано 22 пакета акций на фондовых биржах и ПФТС на сумму 98,6 млн. грн; 24 пакета акций продано на сертификатном аукционе; 2 пакета акций - через МЦСА за деньги.
Было объявлено 18 коммерческих конкурсов, по итогам которых подписано 9 договоров купли-продажи на сумму 192 млн. грн. При этом коэффициент превышения рыночной стоимости над номинальной составлял 1,53-1,63. Фиксированные условия конкурсов предполагают инвестиции в компании на протяжении 1998-2003 годов на сумму 324 млн. грн. и 13,25 млн. долл. Объем инвестиционных обязательств в каждом случае прямо пропорционально зависел от размера продаваемого пакета акций.