НА РЫНКЕ ТРУДА — ТОЛЬКО РЫНОЧНЫЙ ТРУД

13 марта, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 11, 13 марта-20 марта 1998г.
Отправить
Отправить

Правда, в ассортименте Штиль с подводными камнями Феномен украинского рынка труда долгое время будоражил умы экспертов из Международной организации труда...

Правда, в ассортименте

Штиль

с подводными камнями

Феномен украинского рынка труда долгое время будоражил умы экспертов из Международной организации труда. Их вводила в заблуждение аномалия, а вернее, несовместимость некоторых социальных явлений в нашей стране. Экономика пребывает в кризисе, уровень жизни падает, население теряет рабочие места, а с ними - и средства к существованию, однако за государственной помощью (материальной и моральной) в центры занятости очередей нет. Более того, официальные статистические отчеты из квартала в квартал указывают на фактическое отсутствие «лишней» рабочей силы.

Подобный штиль стабильно держался два-три года. И лишь в прошлом году по украинскому рынку труда пошли небольшие волны. Уровень официально зарегистрированной безработицы в Украине на 1 января 1998 года составил 2,33% от трудоспособного населения (трудовой ресурс нашей страны исчисляется в 22 млн. чел.). Этот показатель вырос почти вдвое по сравнению с январем минувшего года. По прогнозным оценкам Госкомстата, уровень незафиксированной безработицы сегодня составляет около 10%.

В течение 1997 года только по официальным данным на улице оказались 370,6 тысячи тружеников. Жаждущих работы (безработных и тех, кто желает поменять предыдущее место приложения сил на более доходное) в Украине 677,9 тыс., а рабочих вакансий, на которые эта армия претендует, - лишь 35 тыс.

Как сообщили в Государственном центре занятости, показатели спроса и предложения на рынке труда в регионах неоднородны. Как известно, западные области страны во все времена испытывали наибольший дефицит рабочих мест. То же и сейчас: например, в Ивано-Франковской области зафиксирован 191 претендент на одну вакансию, в Волынской области - 112. Тогда как в Днепропетровске этот показатель составляет 10 человек на место.

Заплаты на платье голого короля

В связи с изменившейся ситуацией на рынке труда государство несколько откорректировало свою политику в сфере занятости населения. Летом 1997 года Верховная Рада, озаботившись усилением социальной защиты трудящихся, приняла изменения к закону Украины «О занятости». В статье 5 закона «забронировано» конституционное право на труд для социально незащищенных слоев населения. Конкретно: женщины с детьми до шести лет, матери-одиночки, воспитывающие детей до 14 лет и детей-инвалидов, выпускники общеобразовательных школ и ПТУ, дети-сироты, молодые люди, которым исполнилось 15 лет (согласно действующему законодательству, они имеют право работать по согласию одного из родителей), пользуются бронью рабочих мест на предприятиях всех форм собственности. При получении рабочего места приоритеты - теоретически! - срабатывают также для граждан предпенсионного возраста и для лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

С начала нынешнего года планировалось ввести новшества и в систему финансовой помощи безработным, частично переложив тяжесть выплат выходных пособий с предприятий на плечи государства в лице центров занятости населения и специального фонда содействия занятости. Сейчас выходное пособие в размере трех стопроцентных месячных окладов сокращенному работнику должно выплачивать предприятие. Однако из-за отсутствия средств эти пособия часто не доходят до адресата. Дабы гарантировать гражданину получение выходной компенсации, предлагалось поделить ее между собственно предприятием и фондом: месяц платит предприятие, два - фонд. Однако на реализацию этих благородных порывов необходимо в год 264 млн. грн. А для этого необходимо либо увеличить сбор на безработицу (сегодня этот налог составляет 0,5% с труженика и 1,5% - с предприятия), либо брать средства из бюджета.

Увы, изыскать эту сумму пока не представляется возможным, поэтому «порыв» перенесли на 1 января 1999 года. Впрочем, участь «долгого ящика» закономерно и последовательно постигает все мало-мальски хорошее в сфере занятости, что требует денег. Так, идея статуса «частичного безработного», который бы давался и, соответственно, оплачивался работникам, вопреки своему желанию пребывающим в долгих отпусках за свой счет, не была поддержана в Кабинете министров по причине кризиса государственных финансов.

По словам заместителя начальника Государственного центра занятости Петра Василенко, нынче пособия по безработице выплачиваются населению с опозданием в один-два месяца. Согласно действующему законодательству, безработные, которые успели в течение семи дней после увольнения зарегистрироваться в центре занятости и получить официальный статус, имеют право на получение в течение трех месяцев 100% средней зарплаты от предприятия, в течение последующих двух месяцев - 100% средней заработной платы (но не большей, чем та, которая сложилась в регионе, и не меньшей, чем установленная минимальная, - 16 грн. 60 коп.) от Государственного центра занятости, еще три месяца - 75% и семь месяцев - 50%.

Если раньше гражданам, не имеющим трудового стажа и впервые ищущим работу, государство помогало в размере 75% от минимальной установленной в стране зарплаты, т.е. 12 грн.50 коп., то сегодня эта категория получает по полному минимуму - 16 грн.60 коп. Бывали случаи, когда работники государственных центров занятости вылавливали своих нечестных клиентов, которые, нанявшись в коммерческие структуры, не гнушались и пособием по безработице. Их журили, востребовали с них обратно государственные денежные выплаты, а затем заносили в «черные списки» - в случае повторной потери работы путь в центр занятости обманщикам закрыт.

Работы

по ликвидации безработицы

До 1995 года с безработицей как новым социальным явлением, не знакомым нашей доселе благополучной экономике, пытались бороться в основном экстенсивными методами - путем создания дополнительных рабочих мест. По мнению специалистов Минтруда, эта практика оказалась эффектной, но неэффективной.

- Не до жиру, быть бы живу! - так лаконично прокомментировал ситуацию Петр Василенко. - Мы не отрицаем эту практику, но она сегодня приемлема лишь для негосударственного сектора экономики, малого и среднего бизнеса.

Нынче же государственная политика занятости строится преимущественно на пассивной констатации факта: регистрация новоприбывших «лишних» людей, рекомендации к выплате пособий и переобучение… Последняя «терапевтическая» процедура проводится за государственный счет с учетом потребностей народного хозяйства, а также, как во всеуслышание заявляется, негосударственного сектора(!?). Нынче на бирже труда котируются бухгалтера, референты, маркетологи, менеджеры, водители, электросварщики, строители. В минувшем году на переобучение было потрачено около 20 млн. грн.

А основная масса незанятого, но трудоспособного населения тем временем самоустраивается на базарные рабочие места. Можно считать эту деятельность малым бизнесом в мире большого сервиса. Экономический туризм, торговля товарами народного потребления, борьба за место под солнцем - вот из чего состоят будни нашей торгово-базарной элиты. При этом специалисты теряют квалификацию, налоги минуют государственную казну и пополняют теневую, а сами торговые индивидуалы почти так же бесправны и беззащитны, как и год, и три назад. Несмотря на все это, большинство «лишних» людей страны предпочитает базар, а не статус безработного.

У безработицы - женское лицо

без косметики

По данным статистики, прекрасный пол составляет более половины всей рабочей силы в украинской экономике. 40% работающих дам имеют высшее или среднее специальное образование (среди мужчин этот показатель составляет 35%). Как видим, портрет женщины-труженицы довольно привлекателен на общем сером фоне рынка труда. Но, похоже, он не вдохновляет работодателя.

В январе 1998 года службами занятости было зарегистрировано 416 тысяч женщин. Вдвое сократился уровень занятости женщин в сельском хозяйстве (в основном вследствие перетока рабсилы в частный сектор отрасли) и в общепите.

Неизменным или почти неизменным остается одно - работа по дому. По данным научных исследований, украинская женщина тратит на нее около 40 часов еженедельно. (Для справки: нынче у нас в стране официально, согласно действующему трудовому законодательству, установлена 40-часовая рабочая неделя. При подписании Генерального соглашения на 1997-1998 гг. Кабинет министров, УСПП и профсоюзы взяли на себя обязательства содействовать установлению для работающих женщин, имеющих детей дошкольного и школьного возраста, 38-часовой рабочей недели.) При этом энергетические затраты домохозяйки, вооруженной современным техническим оборудованием, и работника, занятого тяжелым физическим трудом, примерно одинаковы.

Общий вес ежегодных продовольственных покупок, которые тащит в дом в хозяйственных сумках среднестатистическая начальница домашнего «котлопункта», исчисляется в 2,4 тонны. Женщина, выполняя работу по дому, проходит в день 12-13 километров. При этом титанический труд домохозяек не измеряется денежным эквивалентом.

По данным официальной статистики, в минувшем году 72,5% работников могли обеспечить своим семьям достаток, не превышающий прожиточный минимум. В такой ситуации вопрос, работать жене или не работать, в большинстве семей вообще не обсуждается. Женщины рискуют оказаться за чертой бедности в большей степени, чем мужчины. Особенно это касается матерей-одиночек. «Ячеек» социума, где женщина является единственной кормилицей и добытчицей, в Украине около 11%.

Итак, трудитесь дорогие сограждане, кто где может. Ибо труд облагораживает и, кроме мышечной радости, иногда приносит денежное удовлетворение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК