Пока в Украине ведутся теоретические дебаты о диверсификации источников поставок и транзита углеводородов, российские экспортеры нефти и продуктов ее переработки практически реализуют свои собственные планы. И в этой переориентации нефтеэкспортных путей Украине в скором времени будет нелегко реализовать свои теории. Тем более, что и внутренний рынок нефти и нефтепродуктов - при современном дефиците аналогичной отечественной продукции - давно освоен импортной продукцией.
Среди шести нефтеперерабатывающих предприятий Украины, как известно, самыми крупными и современными являются Кременчугский и Лисичанский НПЗ с суммарной мощностью переработки нефти около 42 млн. тонн в год. На практике они переработали в 1995 году всего 9,8 миллиона, в прошлом году не намного больше - 12,8 млн. тонн. Предприятия испытывают дефицит с дешевой нефтью. Дорогой-то, по цене более ста долларов за тонну (без учета стоимости транспортировки), было сколько угодно. Глубина переработки на этих НПЗ остается низкой - 54%.
Для сравнения: на омском нефтеперерабатывающем заводе (Россия) глубина переработки 80,5%. Показатель находится на уровне американских предприятий. По этой и другим причинам омский бензин является одним из лучших в России по цене и по качеству, чего пока нельзя сказать о нефтепродуктах Кременчуга и Лисичанска.
Омский бензин везут в Украину за три тысячи километров, платят НДС и немалую вывозную пошлину, и все же он оказывается дешевле отечественного. И его охотно покупают владельцы украинских бензоколонок.
Нефтеперерабатывающие комплексы Украины тем временем не только не улучшают качество выпускаемых нефтепродуктов, но и вообще сокращают производство.
Для вывода двух основных НПЗ Украины из кризиса были организованы украинско-российские компании «Укрнефть» и РУНО на базе соответственно Кременчугского и Лисичанского заводов. Компании до сих пор находятся в стадии становления, и пока рано говорить о каких-либо результатах.
В Омск нефть поступает из Ноябрьска по мировой цене, и тем не менее за счет реконструкции Омский НПЗ добился выдающихся результатов. На какую нефть могут рассчитывать украинские предприятия, если год назад «Татнефть» вошла в состав вертикально-интегрированной небезызвестной структуры «Лукойл». Показатели работы «Лукойла» в 1996 году оказались самыми динамичными среди нефтяных компаний России. Возможно, что к нефтяным источникам в Западной Сибири, Перми, Волгограде и Альметьевску вскоре присоединится и Башкирия.
К сожалению, нефть доставляется многим украинским НПЗ цистернами, что обходится значительно дороже, чем, например, по нефтепроводу «Дружба». Из-за самых сильных морозов в Сибири поставки нефти из этого региона часто отстают от графика, что отпугивает западных потребителей, которые при наличии мощной и развитой сети комплексов нефтепереработки в Европе стараются не только обеспечить бесперебойную работу контролируемых НПЗ, но и наварить на российской нефти солидную прибыль. Поэтому наряду с закупкой больших партий бензина западные компании заинтересованы в приобретении больших количеств сырой нефти по цене 100 - 105 долларов с учетом доставки к месту переработки. Но такая нефть находится в нефтепроводе «Дружба», расход которой расписан на многие годы вперед по межправительственным соглашениям.
В список импортеров российских нефтепродуктов входят почти все европейские страны, в том числе Великобритания (до 10 млн. т), Швейцария (5,7), Чехия (5,2), Венгрия (4) и многие другие. Но и в самой России мощности 28 нефтеперерабатывающих заводов загружены только на 54%. Что делать в таком двусмысленном положении? Самой вести переработку (ведь бензин минимум вдвое дороже сырой нефти)? Но тогда потеряешь покупателей сырой нефти, которые могут переориентироваться на Ближний Восток. Или, ублажая покупателей нефти, держать свои нефтезаводы на голодном пайке? К тому же переход в расчетах на мировые цены заставил потребителей всерьез заняться ресурсоэнергосбережением. К примеру, Минский моторный завод начал выпуск двигателей для Львовского автобусного завода с расходом топлива вдвое меньше, чем у прежних моделей.
Вышеперечисленные и некоторые другие обстоятельства привели к тому, что в последнее время в России и странах СНГ предостаточно нефти и нефтепродуктов, и развернулась настоящая конкурентная борьба за потребителя. эта борьба выплеснулась на Белоруссию и страны Балтии.
В апреле 1994 года при активной поддержке А.Лукашенко было создано белорусско-российское предприятие «Славнефть».
По словам первого вице-президента «Славнефти» С.Алафинова, после трудного процесса приватизации и превращению СП в холдинговую структуру «мягкого» типа (подобную «Сиданко» и «Роснефти») компания намерена заняться реконструкцией НПЗ в Мозыре. «Славнефть» уже приобрел контрольный пакет акций Мозырьского НПЗ. Кроме того в состав «Славнефти» входят два российских предприятия: Ярославльский НПЗ и завод «Нефтегазсинтез».
Другое СП «Росбелнефть» образовано год назад и располагает контрольным пакетом акций Новополоцкого НПЗ. Два белорусских НПЗ «привязаны» к магистральному нефтепроводу «Дружба». Но из этого источника сырья для переработки им достается немного. В значительной мере потому, что Белоруссия рассматривается российскими нефтеэкспортерами как транзитор, а не как покупатель нефтяного сырья. Появление российской стороны среди учредителей «Славнефти» дает белорусскому НПЗ надежду на увеличение объема поставок российской нефти. Российская часть уставного капитала СП разделена между «Лукойлом», «Юкосом», а 26% принадлежит государственному концерну «Белнефтепродукт». Российские компании обязались поставлять Новополоцкому НПЗ ежегодно 7 млн. тонн нефти и гарантировали оплату его кредиторам прежней задолженности в сумме 400 млн. долларов.
Нефтетерминальная лихорадка на Балтике
В тот же период страны Балтии активно взялись за строительство и переоборудование своих терминалов. Наиболее выгодное географическое положение по отношению к российской нефти Латвии, которая имеет крупнейший на Балтике нефтеперевалочный терминал в Вентспилсе (мощность 40 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год). В прошлом году через него перекачано более 20 млн. тонн нефти - 12% от общего объема российского экспорта.
В качестве оплаты за эти услуги Латвия получила 1,2 млн. тонн российской нефти на сумму свыше ста миллионов долларов.
Неугомонная Латвия строит еще один терминал в Лиепае, ведет реконструкцию причалов и углубляет морское дно канала до 17,5 метра. А заодно склоняет Белоруссию к строительству нефтепровода из Полоцка в Латвию.
В свою очередь Литва начала строить свой нефтетерминал в Бутинге, поскольку Клайпедский перегружен. При расчетной мощности в 4,5 млн. тонн в год через него пропускается до 10 млн. тонн, что нарушает экологический баланс в регионе.
Литовский НПЗ в Мажейкяе соединен с отводом нефтепровода «Дружба» и поэтому представляет интерес для «Лукойла». В ближайшее время эта российская компания намерена приобрести часть акций литовского НПЗ. В соответствии с соглашением завод в Литве будет ежегодно перерабатывать 6 млн. тонн российской нефти. А по окончании строительства терминала в Бутинге завод будет соединен с ним 100-километровым нефтепроводом. И таким образом российские нефтяные компании вытесняют местные и финские фирмы с балтийского рынка нефти и нефтепродуктов.
Эстония также стремится не отстать от соседей и строит в порту вблизи Таллинна два терминала с проектной мощностью 20 - 30 млн. тонн (с самой глубокой на Балтийском море бухтой - 18,5 м). Еще один терминал строится в порту Полдиски. В этих эстонских проектах участвуют фирмы Голландии и Финляндии.
В то время пока страны Балтии стараются обогнать друг друга в строительстве морских терминалов, «Сургутнефтегаз» - крупнейший экспортер российской нефти строит большой терминал под Санкт-Петербургом в бухте Батарейная. Суммарная пропускная способность балтийских терминалов в будущем году составит 140 млн. тонн нефти в год. Это в два раза превышает то количество, которое планирует поставлять сюда Россия. Страны северной Европы, Скандинавии и Англия будут снабжаться нефтью через них.
Не так давно поговаривали о создании еще одного трансконтинентального нефтяного пути с учетом украинского терминала в Южном. Предполагается, что терминал вначале позволит получить Украине дешевую иракскую нефть в обмен на продовольствие. Но тут Турция, проливы которой уже экологически перегружены, будет препятствовать. она уже установила лимит на проход танкеров в 50 млн. тонн. В этой связи отношения балтийских стран между собой начали охладевать. Видимо, другого пути, чем стать посредниками между Россией и Западом в поставках сырья, они не видят.
Тем более, что после многолетнего спада уровень добычи нефти в Западной Сибири (71,5% всей добываемой нефти в России) начал стабилизироваться.
А тут еще балтийские рынки начали осваивать местные и современные бензоколонки «лукойла», которые уже потеснили Neste и Statoil.
РАО «Газпром» после приобретения 40% акций химкомбината в Йонаве приобрел пакет акций эстонской Easti Gaz и также присматривается к рынку нефти и нефтепродуктов стран Балтии.
Ценовая политика рынка углеводородного сырья побуждает российские нефтяные и газовые компании увеличивать экспорт нефти и нефтепродуктов, чтобы сохранить валютные поступления на прежнем уровне.
В объеме латвийского экспорта нефтепродукты составляют около 20%. Аналогичные показатели в Литве и Эстонии. И большей частью компании этих государств реэкспортируют нефтепродукты. При этом неудовольствие российских нефтяных компаний и прессы вызывает не этот факт, а продажа странами Балтии российских нефтепродуктов на Роттердамской бирже по мировым ценам. Калининградские и литовские дельцы частенько проворачивают такие сделки. Когда цистерны проходят транзитом через Литву (цена две трети мировой), заказчик из Калининграда отказывается от них, и их содержимое уходит на Запад по мировым ценам. В общем, как говорил один из Рокфеллеров, где «нефть - там деньги, там трюки».
От редакции. В ближайших номерах «ЗН» расскажет о ситуации на украинском рынке нефтепродуктов и положении отечественных нефтеперерабатывающих заводов.