Я признателен за возможность высказаться в уважаемом мною издании по проблемам привлечения инвестиций в отечественную экономику. В мае в Киеве пройдет ежегодное совещание совета директоров ЕБРР, и его гостям представится возможность почувствовать на себе некоторые аспекты инвестиционного климата в Украине. Я имею в виду уровни сервиса в аэропорту и гостиницах, организации питания, доступа к средствам связи и т.д.
Если же говорить об общей ситуации в стране, то стагнация производства, нестабильность гривни, огромные неплатежи и многое другое дают повод оппонентам говорить об ошибочности курса, к разработке которого и я имел в свое время отношение. Но к программе такого масштаба должна быть непременно «приложена» команда, способная ее выполнить. При этом профессионализм состава - необходимое, но недостаточное условие для успешной командной игры. Ведь если ты играешь по шахматным правилам, а соперник - «в Чапаева», то на доске вскоре не останется ни одной «тяжелой» фигуры. Эту «чапаевскую» миссию как раз перманентно и выполняла прошлая Верховная Рада.
В моем архиве сохранилась докладная записка периода, предшествовавшего принятию Основного Закона, которую условно можно назвать «Конституция и(или) инвестиции». Так вот, целый ряд условий, которые бы позволили использовать союз «и», еще и сегодня отсутствуют. И в первую очередь это касается большой приватизации. Ведь если бы сейчас она не начиналась, а уже заканчивалась, предприятия обрели, быть может, и не во всем эффективных, но реальных собственников, наняли бы квалифицированных менеджеров, которые, в свою очередь, предложили бы четкие программы выхода из кризиса, нашли стратегических инвесторов. На самом же деле нет не только всего вышеперечисленного, но даже лица, формально ответственного за проведение приватизации. Таковы печальные последствия бесконечных баталий на заседаниях парламента.
Есть страны с более нестабильной, чем у нас, валютой, существенно большими бюджетными дефицитами, менее либеральными внешнеторговыми режимами и... неизмеримо большими объемами привлеченных инвестиций. Их отличает два фактора: сравнительно небольшой госсектор либо авторитарное правление. У нас отсутствует и то, и другое. Еще один важнейший фактор, отмеченный в статье, - решающее влияние на инвестиционный процесс внутренних источников, где первую скрипку играют средства частных физических и юридических лиц. Так, если за 6 лет независимости в Украину пришли лишь $2 млрд. прямых иностранных инвестиций, то, например, около $1,6 млрд. ежегодно тратятся населением только на приобретение новых и подержанных иностранных автомобилей и еще примерно столько же - на автозапчасти.
Таким образом, при годовой емкости внутреннего авторынка в $3-3,5 млрд. и уже имеющейся технологической базе давно следовало позаботиться о налаживании собственной автоиндустрии. К сожалению, вокруг создания СП «АвтоЗАЗ-Дэу» сегодня существует масса спекуляций. Да, первый шаг такого масштаба всегда очень труден для обеих сторон. Поэтому и цена его немалая. Но ситуация такова, что решения остались только плохие и очень плохие: Украине не оставалось, по сути, ничего иного, как ухватиться за последнюю возможность спасти отечественное автомобилестроение.
Точно так же необходимо позаботиться о спасении других высокотехнологичных отраслей. Но если при этом вести речь о централизованных вложениях в предприятия государственной формы собственности, результат наверняка окажется плачевным. А вот разделить ответственность со стратегическим частным инвестором, доказавшим свою способность реализовать другие подобные проекты, государство может вполне.
Не думаю в этой связи, что ЕС хочет видеть Украину лишь в качестве рынка сбыта своих высокотехнологичных и иных товаров и потому требует полной свободы конкуренции. Ведь сегодня это означает, что в Украине будут конкурировать между собой только, скажем, зарубежные автомобили. Но в правилах ГАТТ/ВТО и ЕС имеются исключения для субсидий деградирующим отраслям. Так что спор ведется вокруг поиска максимально приближенных к мировым стандартам процедур подобной поддержки. Тем паче что Украина пока не является членом указанных организаций, а ЕС по-прежнему не считает ее страной с рыночной экономикой. Это резко обостряет антидемпинговые проблемы по отношению к украинским товарам.
Схожие вопросы возникают в связи с законодательством о специальных экономических зонах. Хотя в ЕС принято решение о ликвидации СЭЗ, оно, скорее всего, будет исполняться не один десяток лет и, стало быть, существующие СЭЗ вполне успеют выполнить возложенную на них функцию. Между тем, полноценное правовое обеспечение спецрежимов для инвестиций в Украине отсутствует, не вполне отвечает требованиям и общенациональное инвестиционное законодательство. Для изменения же имиджа страны крайне необходимы успешные проекты или так называемые «success stories».
Когда-то Польша начинала с успешного совместного проекта с тем же «Дэу», а ныне является одной из наиболее динамично развивающихся и привлекательных для инвесторов стран Европы. В то же время год назад на Энергетическом форуме в Хьюстоне (США) был организован специальный семинар по «bad story» закрытия в Украине представительства американской компании «Маратон Ойл». Из-за серьезных недостатков соответствующего налогового законодательства, отсутствия традиций корпоративного управления сложно протекает работа у нас и таких энергетических СП, как Полтавская и Крымская нефтегазовые компании, «Крым-Техас Ойл», «УкрКарпат Ойл», «Борислав Ойл», «Каштан Петролеум». Более удачно развернули свою деятельность телекоммуникационные СП с участием таких известных производителей оборудования и операторов связи, как фирмы «Эрикссон», «Сименс», «Алкатель», «Лусент», «Дэу», «Дойче Телеком» и др.
Подводя итог сказанному, убежден: десяток широкомасштабных инвестиционных проектов способны радикально изменить не только облик страны и(или) регионов, но и серьезно «смягчить» инвестиционный климат.