В то время, когда во всем мире «шоу-сфера» приносит ее участникам баснословные прибыли, в Украине эта область с трудом удерживается на плаву. Почему такие отрасли, как культура, искусство, телевидение, радиовещание и другие, в которых работают сотни тысяч людей, являются убыточными? Потребность в развитии этих отраслей не отпала и не отпадет никогда. Как в данной ситуации разрешить противоречие между необходимостью повышения духовного уровня населения и остаточным принципом финансирования духовной сферы?
Всем, кажется, давно понятно, что перестройку в духовной сфере тоже необходимо начинать с ее экономики. Но что такое экономика духовной сферы? Можно ли рассчитать, к примеру, стоимость результатов работы музея, библиотеки, театра, скажем, за квартал, полугодие или год? Допустимо ли автоматическое перенесение формулы расчетов, применяемых в материальном производстве, на духовную сферу?
Одесский экономист С.С.Христенко, известный как исследователь экономики духовного производства, считает, что ответы на эти и другие вопросы лежат сугубо в области экономических отношений. В своей новой книге «Экономика шоу-бизнеса» он призывает признать духовную сферу как социально-экономическую систему с ее специфическими экономическими результатами и отношениями. По его мнению, пора отказаться от догматического марксистско-ленинского воззрения, что духовная сфера - это часть надстройки общества, где ничего не производится, а только потребляется.
С точки зрения Христенко, причина всех бед заключается в том, что до последнего времени создание духовных благ не находило отражения в экономической теории. В частности, до сих пор нет единой шкалы измерения этой деятельности, не установлено ее место в схемах простого и расширенного воспроизводства, ее влияния на совокупные результаты деятельности общества - внутренний национальный продукт, национальный доход, критерии народнохозяйственной эффективности. В связи с этим, считает Христенко, процессы, происходящие в данной области, чаще всего игнорируются. Разумеется, предпринимались, еще в бытность Союза, некоторые попытки, в частности, по усовершенствованию управления культурой, но они носили бессистемный характер.
Как же экономически оценить результаты деятельности духовной сферы? Рассматривая данный аспект в своей книге, С.С.Христенко приходит к выводу, что при оценке деятельности «шоу-сферы» (именно так называет автор эту область духовной деятельности, куда включает спортивно-зрелищную отрасль, культуру, искусство, церковь, кинопрокат, телевидение и радиовещание) никак не учитывается такой важный аспект, как свободное время населения.
Духовная сфера отличается от материальной тем, что ее услуги без участия потребителя невозможны. Если артист сам для себя играет сонату Бетховена, то он ничего не производит. Превращение в продукт труда происходит в том случае, если это произведение звучит в зале, где есть слушатели. О чем это говорит? О том, что «шоу-сфера» осваивает единственный ресурс - ресурс свободного времени населения.
По мнению С.С.Христенко, ошибка, которая приводит к значительному понижению духовного, а вместе с тем и общего уровня благосостояния населения, как раз и заключается в том, что этот самый освоенный ресурс свободного времени населения экономически не оценивается, так как исключается из стоимости шоу-услуг, а следовательно не включается во вновь созданный продукт. Иными словами, он не включается во внутренний национальный продукт.
В нынешнее время, когда количество свободного времени у населения в связи с сокращением ряда производств резко возросло, это неоправданно уменьшает ВНП (внутренний нац.продукт). А это в свою очередь приводит к серьезным перекосам в экономике. Словом, Христенко считает, если Украина будет включать освоенный ресурс свободного времени населения во внутренний национальный продукт, то последний возрастет до 10-11 процентов.
Как замечает Христенко, в нашей стране любят повторять: «свободное время - это богатство общества», «время - деньги». Однако, кроме крылатых фраз, дело дальше не идет. Между тем в прямом смысле этого слова «время» - это действительно богатство и действительно деньги. По его глубокому убеждению игнорирование данных понятий происходит по причине нежелания ученых отклоняться от представлений, сложившихся за многие десятилетия в экономической теории, а также из-за боязни новизны в суждениях об экономике духовной сферы.
Но тем не менее, каких бы воззрений не придерживались политэкономисты, духовная сфера - это вторая составляющая повседневной жизни. От ее размера, от того, сколько средств выделяется государством на ее развитие, и зависит уровень благосостояния населения. И если он не высок, то такая страна числится в разряде развивающихся. Не случайно еще в Древнем Риме власти знали цену хлебу и зрелищам. Причем, каждый император стремился превзойти своего предшественника по количеству и масштабности организованных для народа зрелищ.
Словом, хлеб и зрелище, как отмечает в своей книге Христенко, - это две главные составляющие внутреннего национального продукта. При этом автор рассматривает и непростой вопрос о соотношении материальных и духовных услуг в ВНП.
В своей книге, насчитывающей 540 страниц, Христенко рассматривает горизонтальную и вертикальную структуру «шоу-рынка», описывает пути решения более 200 проблем «шоу-сферы». В книге 10 глав, в которых автор подробно останавливается на экономических аспектах «шоу-сферы», на вопросах организации, планирования и управления, на распределительных отношениях, на особенностях факторов производительных сил, на производстве и экономических свойствах шоу-услуг, тенденциях на шоу-рынке и других.
Работе над этой книгой он посвятил 10 лет. 43-летний Сергей Христенко также автор 3 монографий и 30 статей. Сейчас он подготовил к изданию еще одну книгу под названием «Экономика военной сферы» (600 страниц).