Что надо сделать, чтобы люди, которым ты должен деньги, поверили, что долг ты отдашь: не сегодня и не все сразу, но завтра-послезавтра и частями — непременно. Конечно, с ними надо говорить: вначале обаять их, потом убедить. Других лучше вначале убедить, а потом обаять. Собственно, за этим прилетали в Лондон премьер-министр Украины Виктор Ющенко и министр финансов Игорь Митюков — сказать кредиторам такие слова, чтобы обратить их в «нашу веру» и дать Украине шанс провести реструктуризацию внешнего долга.
ПОСЛЕДНИЙ КОЛХОЗ, ГАРМОНИЯ ВЛАСТИ И ЧЕСТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
14 февраля предложения украинского правительства по обмену еврооблигаций начали свою официальную жизнь. Потому 15 февраля в банке ING Barings, что в лондонском Сити, состоялось так называемое «роуд-шоу» (почти то же, что и презентация) на тему «Реструктуризация внешнего долга Украины».
До 15 марта дано время на размышление, в течение которого частные инвесторы — держатели наших евробондов — должны определиться с ответом. 14 апреля — предполагаемая дата завершения обмена и регистрации новых облигаций на фондовой бирже.
Понятно, что успех данного мероприятия — по обмену старых краткосрочных облигаций на новые долгосрочные — будет зависеть от уверенности инвесторов, пару лет тому назад соблазнившихся на украинские долговые обязательства, в том, что уж на этот раз Украина будет в состоянии рассчитаться. Украина же сможет сделать это в одном-единственном случае — проведя реформы и наполнив бюджет.
Поскольку каждое предыдущее правительство достаточно громко декларировало эти самые реформы, то нынешнему не остается ничего, как перейти к действиям. Выступая перед иностранными инвесторами в Лондоне, премьер и министр финансов попытались рассказать, какими методами новый кабинет будет осуществлять реформы и переводить их в плоскость реальности.
Виктор Андреевич, на этот раз существенно снизив образность речи, сконцентрировался на определении главных пунктов правительственной программы, гарантирующих успех реформам, а значит, и Украине, а посему и кредиторам, ожидающим своих денег. Совсем без языковых красот, конечно же, не обошлось, но они вписались в общий контекст хорошо — как особый шарм украинской речи и самого докладчика.
«Поверьте, — говорил премьер, — есть три вещи — успешно проведенные выборы Президента, новый парламент и новый премьер, которые дают мне основания говорить с вами амбициозно и искренне о том, что Украина обладает политической волей сделать эти реформы».
Новая экономическая программа правительства базируется на трех ключевых моментах — жесткая бюджетная политика, прозрачная приватизация, административная реформа и дерегуляция. Ющенко перечислял пункты, по которым уже есть определенные достижения. Их, на удивление, оказалось не так уж мало для короткого премьерского срока: административная реформа и вдвое сократившееся количество министерств и ведомств, отмена всех субсидий отдельным группам предприятий и секторам экономики, почти в пять раз увеличившиеся поступления в бюджет от приватизации в январе 2000 года против января 1999-го, аграрная реформа, предусматривающая введение частной собственности на землю до апреля (и шуточная иллюстрация: «Кто хочет увидеть последние колхозы в Украине, пожалуйста, спешите до 2 апреля 2000 года»). Виктор Андреевич говорил также о целостности госбюджета, о пенсионной реформе. А еще о том, что существующий груз внешнего долга не дает возможности Украине набрать необходимое экономическое ускорение. Затем была высказана надежда, что кредиторы оценят нашу «честную и справедливую» программу предложений по реструктуризации долга.
Итак, «хождение по кредиторам» началось. То, что путь не будет устлан нежным мхом, было сразу понятно. Но дополнительные «колючки» в него неутомимо втыкаeт британская Financial Times. На прошлой неделе — через день, на этой — ежедневно проблеме расходования Нацбанком кредита МВФ в конце 1997 года уделяется обстоятельная (по размерам) статья на «европейской» странице второй в мире финансовой газеты. Кроме рассказов П.Лазаренко и документов МВФ, показанных только людям из FT, пока что ничего больше не «накопали». Но и это, чего греха таить, имиджа стране не добавляет. Хотя подобное регулярное внимание может быть и полезным для тех же британских читателей, которые постепенно усвоят название немаленькой европейской страны. А заодно — и имя журналиста…
Нам не следует, наверное, возмущаться действиями автора и пытаться направить его и газету на «путь истинный» родного масс-медийного образца. Надо понимать, что выгодно в западной прессе можно продать только очень «горячую» информацию (даже если она заказная), и чтобы «пекла» она к месту. (Первую статью, например, подгадать к поездке Президента Кучмы в Давос, вторую-третью — к визиту премьера Ющенко в Лондон.) А продал хорошо — запомнили, что немаловажно для профессионального роста. Говорят же, что именно тщеславие двигало процессом человеческой эволюции. Кроме того, есть и просто тонкости бизнеса.
На брифинге для журналистов вопросы по «кредитному делу МВФ — НБУ», естественно, имели место. Определив само «дело» в разряд «дезинформации», Ющенко, тем не менее, ответил на вопросы, и даже достаточно подробно. В голосе не звучал металл, но уверенность в собственной правоте была. По его словам, очередная аудиторская проверка в НБУ, как и все пять предыдущих, ничего нового не откроют, поскольку нечего открывать...
Кстати. После брифинга команда журналистов от FT в составе трех человек отправилась на специнтервью с премьер-министром, которое, говорят, прошло довольно мирно, в присутствии посла Украины в Великобритании, пресс-секретаря премьера, его советника по прессе, других официальных лиц. Результатом встречи стали статьи за 15, 16 и 18 февраля. Одна из них вполне миролюбива…
«Один министр финансов реструктуризацию внешнего долга дважды не проводит»
— такими словами с определенной долей иронии определил Игорь Митюков свое кредо «реструктуризатора» на том же брифинге в Лондоне. Иными словами, или пан, или пропал.
В ходе «роуд-шоу» функции министра финансов состояли в предоставлении конкретных разъяснений по пунктам экономической программы, сформулированной премьером, а также по программе реструктуризации. Для этого Митюков задействовал, во-первых, цифры, примеры, сравнения, во-вторых, графики и крупный текст на слайдах, в-третьих, свой английский язык. И он, и премьер говорили также о политическом благоприятствовании со стороны нового «большевистского» парламента.
Однако главным образом министр убеждал инвесторов, что не все так плохо, как может показаться. Во всяком случае, не трагично. «Украина — не банкрот. У нее временные проблемы с ликвидностью» — значилось на одном из слайдов. Действительно, в классическом смысле Украина не обременена чрезмерным внешним долгом. Ее текущий внешний долг невысок по отношению к ВВП (в процентном соотношении почти в два раза меньше, чем у России), и не велик как процент от доходов внешней торговли (если у Украины — это приблизительно 80%, то у Аргентины — 500%, у России и Турции — 250%).
Однако проблема ликвидности, по мнению министра, болезненна из-за очень высокой концентрации платежей на 2000—2001 годы. Проблема ухудшается чрезвычайно низким уровнем международных резервов и неспособностью страны рефинансировать (за счет новых заимствований) платежи по погашению долга.
Что ни говорите, а разница, наверное, есть — между «роуд-шоу», рекламирующим новенькие евробонды, и «роуд-шоу», агитирующим за их обмен со всеми сопутствующими этой процедуре атрибутами. В марте 1998 года тогдашний министр финансов проводил в Европе серии презентаций украинских государственных облигаций. Тогда же, в Париже, в интервью для «ЗН» он сказал, что Украина нуждается в быстрых дешевых кредитах, и дать их могут еврооблигации. «В том-то и дело, что евробонды интересны тем, что ничего не надо отдавать в залог — ни нефть, ни зерно, ни предприятия... Это — обязательства суверенной державы. Они соответственным образом юридически оформлены, и основой являются поступления в бюджет, эффективность работы предприятий, валовой национальный доход» («ЗН», 14 марта 1998 года).
Тогдашний министр финансов стоял у истоков открытия Украиной евробондового рынка. Нынешний министр финансов вынужден расхлебывать «кашу» евробондового долга. По иронии судьбы, это один и тот же человек — Игорь Митюков. Однако для правительства это совпадение небесполезное, ибо вряд ли нашелся бы сейчас человек, лучше знающий предмет и могущий потянуть на себе этот груз реструктуризации.
— Скажите, Игорь Александрович, а когда осуществлялись заимствования всех этих краткосрочных кредитов, вы могли предположить, что будет реструктуризация и что проводить ее будете именно вы? — поинтересовался автор этих строк у г-на Митюкова в нынешний вторник в Лондоне.
— Нет. Если бы я тогда это прогнозировал, я бы не был искренен с инвесторами.
— Но тогда уже можно было увидеть, что все выплаты сойдутся почти на один год?
— Да. Это рассчитывается очень просто.
— Значит, вы ожидали иную экономическую ситуацию в год погашений?
— Ну кто же думал о том, что два года уйдут на борьбу с парламентом, вместо того, чтобы делать реформы? Кто мог предвидеть последствия российского кризиса? Если бы не кризис, мы бы имели рост валового производства и валового продукта уже в 1998 году...
Сегодня, надо полагать, мы честны с инвесторами в своих прогнозах до самого конца (вплоть до 2007 года — срока окончания погашения уже новых облигаций). Потому что хоть и не мала Украина, а отступать уже некуда…
Первые выплаты кредиторам просроченных процентов по реструктуризированным бумагам нас ожидают уже 15 марта, если, конечно, за месяц презентаций удастся убедить 85% инвесторов поверить в наши условия. (Хотя рост на международном рынке цен на евробонды, подлежащие реструктуризации, — уже сам по себе положительный сигнал.) Кроме того, 15 июня — первые купонные выплаты по новым облигациям. По мнению экспертов Всемирного банка, именно поступления от приватизации должны стать одним из основных источников обслуживания внешнего долга. Помнится, прошлым летом на экономическом саммите в Зальцбурге министр финансов Украины говорил о том, что правительство планирует получить от приватизации в 2000 году 800 млн. долл. Сегодня он называет «более реальную» цифру — 500—550 млн. долл.
Из каких денег будут производиться выплаты по процентам, не имеет значения, поскольку все деньги, попадая в бюджет, теряют свое происхождение. По словам министра, 15 марта нам предстоит оплатить 280 млн. долл. Что касается ежеквартальных выплат, то Митюков уверен, что к 15 июня средства от приватизации подтянутся, поскольку созданы достаточно привлекательные условия для ее проведения. Например, согласно Указу Президента значительно расширен список предприятий, которые могут быть приватизированы.
Поскольку интервью проходило перед самым отлетом делегации во Франкфурт — после всех встреч, переговоров, шоу, брифингов и проч., — интересуюсь личными впечатлениями министра от двухдневного лондонского «рекламного марафона» и его «предчувствиями» окончательных результатов. Игорь Александрович, с присущим ему оптимизмом, бодро высказывается в том духе, что переговоры предстоят тяжелые, особенно с теми инвесторами, которые пока не соглашаются на украинские условия либо высказывают критические замечания, но надежду вселяет тот факт, что довольно много инвесторов поддерживают нашу позицию. (Последняя группа инвесторов побывала у министра как раз перед нашей с г-ном Митюковым встречей. Но говорить об итогах переговоров он пока отказался.)
Вознаграждение — только по итогам
Презентация, или, как любят говорить в Сити, «роуд-шоу», первый этап которого успешно закончился в Лондоне, — это, собственно, удел банков, уполномоченных Украиной проводить переговоры с инвесторами, доносить до них условия по обмену облигаций и убеждать их дать положительный ответ. А участие в мероприятии премьер-министра и министра финансов — это, так сказать, фактор для усиления кампании. Митюков, кстати, считает, что его ведомству и другим министерствам еще не раз придется в течение месяца приходить на подмогу банкам-менеджерам в переговорах с держателями евробондов.
Четыре банка во главе с ING Barings, вошедшие в синдикат банков-менеджеров, материально заинтересованы в успешном проведении реструктуризации. Их комиссионные, сумма которых не разглашается без их согласия, по словам министра финансов, «будут стандартными и не выше тех сумм, которые мы платили, когда привлекали деньги в предыдущих операциях». Но самое главное, что процент комиссионных определен по типу «success fee» — т.е. зависит только от результата, а не «деньги вперед». Кроме того, дополнительные комиссионные предусмотрены для тех, кто будет работать с малым инвестором — предположительно, самым тяжелым клиентом.
Условия, предложенные Украиной для реструктуризации, довольно заманчивы, что значительно облегчает для банков-менеджеров «кампанию по убеждению». И вряд ли эти уважаемые финансовые институты взялись бы посредничать в деле реструктуризации внешнего долга Украины, если бы считали его бесперспективным (особенно Solomon Smith Barney, входящий в самую большую в мире банковскую группу CityGroup, созданную путем слияния розничного банка CityBank и страховой компании Travellers).
Как сообщил на брифинге Саймон Дрейк-Брокман, управляющий директор ING Baring, на прошлой неделе синдикат уже связался с инвесторами в Европе и Америке. Кроме того, как сообщалось ранее, в Интернете открыта специальная страница для того, чтобы инвесторы могли получать всю необходимую информацию и высказывать свои замечания.
Надо сказать, что выход, найденный украинским правительством из создавшегося положения с евробондами найти было нетрудно — он был единственным разумным, позволяющим не только сохранить лицо страны, но и облегчить этой стране непосильное долговое бремя. Остается надеяться, что 85% инвесторов поверят Украине и согласятся на обмен старых облигаций на новые.
...И в заключение. В рамках визита в Лондон — впервые в качестве премьер-министра Украины — Виктору Ющенко не удалось встретиться с британским главой кабинета Тони Блэром. Говорят, Блэр был очень занят, его время очень плотно расписано на недели вперед. А зря, был повод не на словах, а на деле поддержать реформы и ростки демократии на просторах СНГ.
Но другие встречи состоялись. Перед началом официального «роуд-шоу» по реструктуризации долга премьер-министр побывал в штаб-квартире Европейского банка реконструкции и развития, где он выступил перед советом директоров Банка и провел переговоры с президентом ЕБРР Хорстом Келлером. Банк заверил украинское руководство в своей поддержке и в том, что, несмотря на рекордный урожай финансирования проектов в прошлом году (почти 250 млн. евро), намерен и дальше наращивать объемы своих операции в Украине. Хороший сигнал для еврокредиторов накануне начала реструктуризации…