ГЛАВНОЕ — НЕ КЛАСТЬ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ

Поделиться
Пенсионная реформа по странам и континентам Оказывается, проблема взаимопонимания сытого и голодного обоюдоострая: голодному так же трудно понять сытого, как и наоборот...

Пенсионная реформа по странам и континентам

Оказывается, проблема взаимопонимания сытого и голодного обоюдоострая: голодному так же трудно понять сытого, как и наоборот. В очередной раз это продемонстрировали американские журналисты, пытавшиеся было разобраться, как в разных странах мира справляются с проблемой материального обеспечения стареющего общества. Однако, как выяснилось, в бедных странах общество и не собирается стареть, так как средняя продолжительность жизни там даже не выходит за рамки пенсионного возраста, а детей в семьях рождается более чем достаточно. Зато в развитых странах доля пожилых людей неуклонно возрастает, а показатель рождаемости все так же неотвратимо и стремительно приближается к 1 ребенку на семью.

Вся сложность ситуации наиболее наглядно проявляется в Германии. Подсчитано, что уже в 2030 году треть населения страны будет старше 60 лет - при условии, что на среднестатистическую семью будет по-прежнему приходиться по 1,26 ребенка. Если учесть, что пенсии в Германии достаточно высоки и достигают 70% суммы, которую работник получал перед уходом на заслуженный отдых, то станет ясно, что та система, при которой пенсии выплачиваются в основном из государственных фондов, то есть за счет отчислений весьма незначительной прослойки работающего населения, рухнет под собственной тяжестью. Тем более, что с начала третьего тысячелетия на пенсию будут выходить люди, и так всю жизнь наслаждавшиеся плодами послевоенного «экономического чуда» Германии, а кормить их придется той молодежи, на плечи которой легли все экономические тяготы воссоединения немецких земель. Да и безработицу, которая среди молодежи достигает практически 20%, тоже сбрасывать со счетов не стоит.

Расчеты показывают, что при подобном раскладе отчисления с заработной платы достигнут 25-50% против нынешних 20,3%, которые сообща выплачивают работодатель и работник. С учетом предстоящих трудностей немецкое правительство в прошлом году попыталось поднять процент отчислений до 21, но при этом натолкнулось на такую бурю протеста, что вынуждено было вернуться на прежние позиции.

Следующим шагом правительства должно стать повышение пенсионного возраста для мужчин с 63 до 65, начиная с 2009 года, и для женщин - с 60 до 65, начиная с 2018-го. В данном случае экспертам более приемлемым кажется австралийский вариант, по которому возраст выхода на пенсию для женщин будет повышаться каждые два года на шесть месяцев - вплоть до достижения искомого результата.

Шведы к вопросу реформирования пенсионной системы тоже подошли гораздо более основательно: перед тем, как принимать соответствующее законодательство, они в течение целого десятилетия изучали все возможные аспекты проблемы. Это позволило им определить, что первые серьезные трудности в стране возникнут в 2010 году, когда придет черед выходить на пенсию людям 1940 года рождения. Поэтому рожденные после 1954 года будут выходить на пенсию уже по новым правилам.

Означает это следующее. 18,5% всего дохода в течение всей трудовой деятельности должно будет выплачиваться для финансирования пенсионной системы с фиксированным уровнем отчислений. При этом половина этой суммы будет высчитываться с заработной платы работника, а половину будет выплачивать работодатель. (По старой системе с фиксированной суммой пенсионных выплат большая часть финансового груза приходилась на работника и на государство. - Авт.) 16 из этих 18,5% будут поступать в национальный пенсионный фонд на индивидуальный для каждого субъекта счет, хотя и будет использоваться для выплаты пенсий в текущий момент. Остальные 2,5% перечисляют на резервные премиальные счета. Кроме того, каждый работник может быть застрахован и его страховка может быть инвестирована в самые различные совместные фонды или просто доверена в управление Шведскому национальному пенсионному фонду. После выхода на пенсию каждый получит не только гарантированную пенсию из национального пенсионного фонда, но еще и тот довесок, который он сможет сам себе обеспечить удачным или неудачным размещением своего накопительного счета.

Новая шведская система получила название многоопорной системы и рекомендована Всемирным банком в качестве образца для индустриально развитых стран. В частности, Эстель Джеймс, ведущий экономист исследовательского отдела Банка, утверждает, что Банк поощряет развитие систем, насчитывающих не менее трех опор:

обязательные отчисления, поступающие на общественно контролируемые, финансируемые за счет налогов счета и предназначенные для обеспечения минимальной пенсии;

обязательные отчисления в частные фонды, предназначенные для создания дополнительных накопительных счетов;

добровольные отчисления, производимые только теми гражданами, которые хотят и могут обеспечить себе дополнительные источники финансирования в старости.

Хотя Эстель Джеймс и утверждает, что еще большей устойчивостью обладает конструкция с более развитой второй опорой - на частные пенсионные фонды, однако на данный момент реальной альтернативы шведской системе нет. Даже в Соединенных Штатах, где так много говорят о необходимости развития частных пенсионных фондов, пенсионная реформа отличается гораздо большей консервативностью. Возможно, это обусловлено в первую очередь тем, что демографическая ситуация там пока складывается намного более благоприятно, чем в Европе. Население США стареет медленнее и с первыми серьезными проблемами американцы столкнутся не раньше 2030 года. Тем не менее возраст выхода на пенсию поднимется с 65 до 67 уже с начала следующего столетия, и на повестке дня - принятие решения о возможности инвестирования не менее 40% средств Службы соцобеспечения в акции различных частных компаний.

Естественно, многие экономисты считают эту долю сильно завышенной. Ведь любители рискнуть ориентируются в своих радужных ожиданиях на нынешний уровень доходности ценных бумаг, который многими расценивается как искусственный и поэтому грозящий обвалом. Кроме того, не учитываются значительные расходы, необходимые для такой широкомасштабной «приватизации» пенсионных ресурсов. По крайней мере, пессимисты считают необходимым учесть печальный опыт реформирования пенсионной системы в Сингапуре. Центральный попечительский фонд был создан там еще в 1955 году, однако управление его средствами осуществлялось в условиях отсутствия конкуренции, в результате чего доходность фонда оказалась настолько низкой, что сингапурцы, которые сейчас выходят на пенсию, обречены едва ли не на нищету. Это особенно обидно с учетом того факта, что уровень отчислений за последние годы достиг 40% заработной платы (20% с работника и 20% с работодателя). Поэтому с нынешнего года совет директоров фонда будет приглашать независимых консультантов для повышения уровня доходности средств. Таким образом, само по себе создание накопительных фондов вовсе не является панацеей, для этого требуется еще удачное размещение средств.

Эстель Джеймс считает своим долгом подчеркнуть: «В случае с частными фондами вам грозит риск нестабильности финансового рынка. А в случае государственного распределения пенсий вам может угрожать нестабильность политическая. Поэтому гарантией экономической безопасности пожилых людей может стать неукоснительное выполнение старого правила: нельзя класть все яйца в одну корзину».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме