ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ СТАБИЛИЗАЦИИ

Поделиться
Сегодня, когда Украина решает чрезвычайно болезненный вопрос «Что нам делать с Россией?», проблема «Где взять деньги на стабилизацию стабилизации?» обретает особую актуальность...

Сегодня, когда Украина решает чрезвычайно болезненный вопрос «Что нам делать с Россией?», проблема «Где взять деньги на стабилизацию стабилизации?» обретает особую актуальность. Уже третью неделю наш премьер вкупе с самыми верными соратниками по борьбе за светлое финансовое будущее выколачивает долги из злостных неплательщиков налогов и других обязательных взносов. Покамест из 9 млрд. грн. суммарных недоимок удалось под угрозой целого букета административных мер заставить «выписать чеки» на пару-тройку сотен миллионов. Но, безусловно, апофеозом праздника, посвященного памяти административно-командной системы, стал призыв Валерия Пустовойтенко как можно шире и глубже распространить инициативу руководимого им аппарата о перечислении в Благотворительный (прежнее название - Пенсионный) фонд половины месячного оклада…

Те, кто отпраздновал в этом месяце свое 60-летие, уж не говоря о более солидных юбилеях, наверняка помнят «добровольные» пожертвования на облигации госзайма, с чьей помощью воплощались в жизнь великие стройки коммунизма и не менее великие планы преобразования природы. На сей раз, как видим, решили обойтись без бюрократизации процедуры изъятия денег у населения. И связано это, возможно, не только с соображениями экономии дефицитных гривен на печатании долговых госрасписок, но и с тем, что, по мнению Валерия Павловича, «руководители предприятий всех форм собственности решают свои вопросы, исходя лишь из корпоративных, а на практике - собственных интересов».

Указанным способом названные выше ответственные товарищи «решают свои вопросы» вот уже лет десять. С тех самых пор как тогдашний премьер Николай Рыжков подписал знаменитое постановление Совмина СССР, разрешившее создавать кооперативы при профильных производствах. Именно с помощью этой новации директора госпредприятий энергично внедряют в жизнь усвоенный в вечерних университетах марксизма-ленинизма тезис насчет первоначального накопления капитала. Поначалу представленный как «обновленный социализм», он затем сбросил социалистические одежды и привел к громадному различию в уровне жизни начальства и рядовых работников, усилению дифференциации уровня жизни населения по отраслям и регионам.

С началом нынешних реформ постепенно выяснилось, что самая радикальная мера переходного периода - приватизация - способствует нерегулируемой, спонтанной реструктуризации ради стремления выжить в новой рыночной среде. Хотя ее отличительной чертой стала заметная диверсификация управленческой деятельности, выразившаяся во внедрении на предприятиях финансового управления, маркетинга, операций с ценными бумагами и т.п., все это, как правило, не вело к финансовой стабилизации из-за дефицита знаний, опыта, развитой рыночной среды, но главное - из-за гипертрофированных «собственных интересов». Кроме того, постепенно меняются состав держателей акций и структура акционерного капитала за счет перераспределения акций рядовых работников в пользу директората и мелких внешних инвесторов.

Как показывает мировой опыт, альтернатива нерегулируемой реструктуризации, которая только и способна вывести предприятие на траекторию устойчивого роста, тесно связана с наличием собственника, способного финансировать эффективное управление и прежде всего - выработку соответствующей стратегии. Ее отличают использование механизмов корпоративного права для введения новых и(или) замены прежних менеджеров, а также концентрация собственности в условиях прозрачности ее трансформации, что только и способно обеспечить взаимное доверие между внутренними и внешними акционерами. Вот почему господство в экономике Украины спонтанной реструктуризации привело к чрезмерно высокой доле в структуре акционерного капитала первых и, как правило, отсутствию стратегических инвесторов среди вторых.

Директорат всеми доступными средствами препятствует переливу акций «за забор», стремясь во что бы то ни стало сохранить свою власть. Еще бы: ведь это позволяет, с одной стороны, большую часть доходов в виде «черного нала» направлять в личные «закрома», а с другой - возложить финансовую ответственность за убытки на всех акционеров. К тому же из-за того, что в большинстве АО не разграничена ответственность акционеров и менеджеров (даже при наличии этого пункта в контракте никто его не контролирует), директора больше боятся местной администрации, налоговых и правоохранительных органов, чем своих акционеров. В итоге задерживается зарплата, не выплачиваются дивиденды, не создается база для развития производства.

Увы, и сами работники, часто владеющие контрольным пакетом акций и, казалось бы, кровно заинтересованные в корпоратизации управления, особого интереса к участию в последнем не испытывают. Сказываются низкий уровень правовой культуры и правосознания, неверие в свои возможности, нежелание тратить время «на пустое дело». Как правило, их интересуют лишь размер дивидендов и выгодная продажа своего пакета акций.

Приведя в одном из докладов, сопровождавших акцию по сбору бюджетно-пенсионных средств, ошеломляющие цифры неплатежей, премьер воскликнул: «Давайте закладывать имущество и вносить предложения о признании таких неплательщиков банкротами. Может таким хирургическим способом удастся привести к управлению этими предприятиями людей, которые смогут обеспечить нормальное их функционирование». Очень правильная и своевременная мысль! Только применяться она должна не как чрезвычайная мера, а как составная часть четко спланированной долговременной политики, куда входила бы и широкая реприватизация.

То, что такой политике уготовано жесткое противостояние, продемонстрировало состоявшееся вчера внеплановое заседание президиума УСПП с повесткой дня «О позиции УСПП в условиях обострения социально-экономического кризиса в Украине». Прошло оно под лозунгом «Берегите директоров - наше национальное богатство», который был сформулирован почетным президентом УСПП Василием Евтуховым. «Жесткость, - заявил он, - не должна переходить в жестокость». В этом его поддержал действующий президент УСПП Анатолий Кинах. Он упрекнул власти в том, что согласованные на предыдущем заседании президиума с участием Л.Кучмы меры по преодолению финансового кризиса были грубо нарушены известной августовской кампанией выбивания налогов и платежей. Использованные при этом методы, по мнению А.Кинаха, лежат вне принципов деловой этики и действующего законодательства (по выражению одного из региональных лидеров УСПП, «переяславско-хмельницкий» этап был не чем иным, как концлагерем).

Вице-премьер Сергей Тигипко заверил директорский актив, что ему тоже не нравятся методы из архива КПСС, но и виновникам не следует себя обожествлять. Все же не совсем ясно, отчего из рядом стоящих предприятий одно более или менее регулярно платит налоги, а другое нет. То бишь чиновников, может быть, и надо менять, но директоров тоже. И вообще в переходный период нужно применять как экономические, так административные методы управления…

Из-за дефицита места мы не приводим другие пассажи, произнесенные в процессе явно запоздалой реакции УСПП на акцию «деньги на бочку». Симптоматично однако то, что ни слова не было сказано о резервах, кроющихся в сегодняшних корпоративных структурах. А ведь чтобы задействовать их, требуется и четкое понимание сути проблемы, и недюжинная политическая воля.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме