экономика

30 августа, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 35, 30 августа-6 сентября 1996г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, доктор экономических наук, профессор Прошло ровно два года со времени введе...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, доктор экономических наук, профессор

Прошло ровно два года со времени введения в действие Указа Президента Украины «О совершенствовании валютного регулирования», подписанного 22 августа 1994 года. Автор этих строк был свидетелем того, с какой скрупулезностью отрабатывались положения этого, одного из первых, Указа Президента Л.Кучмы по вопросам экономической политики. Ведь речь шла о формировании принципиально новой, отвечающей логике рыночных преобразований системы валютных отношений, которая должна была прийти на смену обанкротившемуся режиму фиксированного валютного курса, просуществовавшего более года - с августа 1993-го по октябрь 1994-го.

Сейчас можно со всей уверенностью сказать: сфера валютных отношений - одна из наиболее развитых в постепенно утверждающей себя рыночной экономике. Сформировалась в определяющих параметрах инфраструктура валютного рынка, осуществлены конкретные шаги его демонополизации (расчленение на два взаимосвязанных сегмента - Украинскую межбанковскую валютную биржу и внебиржевой межбанковский рынок), заложены институциональные основы дедолларизации денежного оборота. В контексте осуществляемых перемен особо значимым является постепенное приближение валютного рынка к состоянию экономического равновесия, создание основ не только взаимного покрытия спроса и предложения, но и сближения номинального и реального курсов национальной валюты. В настоящее время месячный оборот валюты в Украине превышает 2 млрд. долларов. Позитивные преобразования в валютной сфере стали лидирующим фактором макроэкономической стабилизации. Укрепление валютного курса карбованца оказывает весьма существенное воздействие на ценовую стабилизацию, рост нормы накопления, увеличение притока иностранного капитала, повышение доверия к осуществляемым в стране экономическим преобразованиям.

Какие меры должны быть реализованы НБУ и правительством с целью дальнейшего укрепления этих процессов, придания им необратимости?

Конечно, первоосновой этого является продолжение жесткой финансово-денежной политики. Нужно понимать, что денежная стабилизация - это не «манна небесная». Она досталась нам очень дорогой ценой. За нее мы расплачиваемся сокращением производства, падением рентабельности, кризисом неплатежей, социальным напряжением. Поэтому нужно сделать все, чтобы не только сохранить достигнутые результаты, но и сполна воспользоваться ими для дальнейшего углубления стабилизации общеэкономических процессов и перехода на этой основе к этапу экономического роста.

Наряду с этим, есть сфера собственно валютных отношений, которая содержит в себе достаточно обширный пласт дальнейших преобразований. О каких преобразованиях идет речь и как привести их в действие? Особую актуальность приобретают эти вопросы в связи с предстоящей денежной реформой. Как создать наиболее оптимальный режим валютного функционирования гривны? Этот вопрос особо волнует сегодня специалистов денежных отношений, иностранных экспертов.

На первый взгляд, кажется, что лучше всего сохранить действующую систему отношений. Зачем ломать то, что работает? Тем более, что у гривны потенциал валютной стабильности будет существенно выше, чем у отживающего последние дни карбованца.

Но есть и противоположные доводы. Их суть сводится к следующему: в развитии экономической политики нельзя останавливаться, делать передышки. Опираясь на достигнутое, необходимо создать предпосылки для более устойчивой стабилизации. Пока же, по своей сути, она еще весьма относительна. С учетом этого необходим переход к управляемому валютному курсу, его временная (6-9 месяцев) привязка к одной из твердых валют или введение режима так называемого «валютного коридора», устанавливающего предельные границы валютных колебаний.

Мировой практикой денежных реформ накоплен достаточно большой опыт именно такого решения вопросов валютной стабилизации новой денежной единицы. Управляемый курс, по своей сути, не имеющий ничего общего с его административной фиксацией (то, что у нас было), создает основу столь необходимого доверия к новой денежной единице, снимает возможный риск. Это - одновременно действенное средство защиты гривны от возможного политического давления, дополнительный стимул к снижению процентных ставок, привлечению иностранных инвестиций.

Но система «управляемого курса» имеет и свои недостатки. В условиях сохранения в экономике Украины достаточно высокого инфляционного потенциала (по прогнозным оценкам - 30% в 1997 году и 20% - в 1998-м) и дефицитности платежного баланса необходимы солидные валютные резервы для осуществления валютной интервенции и защиты обменного курса. Можно, конечно, использовать специальный кредит МВФ, но это дополнительная, весьма солидная нагрузка на государственный долг. Плавающий курс национальной валюты в этой связи значительно экономней.

Вторая сторона вопроса - управляемый валютный курс не выгоден экспортеру. Он ведет к завышению стоимости национальной валюты по сравнению с внутренней инфляцией и требует в связи с этим дополнительных мер по защите внутреннего рынка, а также осуществления весьма жесткой ограничительной денежно-финансовой политики.

Нужно ли в таком случае «ломать копья»? Мое мнение, как ученого, много лет занимающегося проблемами денежных отношений, однозначно: нужно. Мы подошли к такому этапу развития, когда простые решения экономической политики просто не существуют. Сбить инфляцию с гиперинфляционных значений до контролируемого уровня в 40-50% в год значительно легче, чем до более низких показателей. Здесь сохраняется угроза срыва и развития новой инфляционной спирали. Как показывает мировой опыт, такая опасность, когда речь идет о новой, еще не окрепшей денежной единице, весьма реальна. В этой связи необходимы серьезные предупредительные меры. Система «управляемого курса», о которой идет речь, - одна из них. Иное дело, что переход к управляемому курсу можно осуществить не сразу, а спустя 3-4 месяца после реформы.

Вместе с тем, необходимо понять и следующее: названная мера может дать ожидаемый эффект лишь в комплексе с другими стабилизирующими действиями. Разделим их на два взаимосвязанных направления: это - дополнительные меры стабилизации, касающиеся, с одной стороны, собственно валютных, с другой - макроэкономических отношений.

Что здесь имеется в виду?

При определении режима валютного обращения гривны, помимо привязки ее курса к одной из твердых валют (доллару США или немецкой марке) или установления режима «валютного коридора», необходимо, на мой взгляд, осуществить: а) ревальвацию нового валютного курса (теоретически доказано, что нынешний номинальный курс карбованца занижен по сравнению с реальным в 2-2,5 раза); б) дополнительные меры по либерализации валютных отношений - отменить норму обязательных продаж на валютном рынке валютных поступлений и ввести полную конвертируемость гривны по текущим операциям, провозгласив при этом присоединение Украины к статье VIII Устава МВФ. Страны Балтии взяли на себя обязательства по свободной конвертируемости своих валют еще в 1994 году, Восточной Европы - в 1995, Россия - в текущем году.

Эти действия могут оказаться эффективными при условии реализации, повторяю, целого пакета мер макроэкономической стабилизации. Учитывая особую значимость для Украины - не только экономическую, но и политическую - стабилизации новой денежной единицы, я бы предложил ввести решением Верховного Совета сроком на 6 месяцев специальный режим экономического регулирования. Думаю, что такая мера была бы встречена общественностью с пониманием. Мы буквально кровью выстрадали введение гривны, и обеспечение ее стабильности - дело нашей национальной гордости. Думаю, что только с таким настроением, с такой решительностью можно идти на проведение денежной реформы.

Специальный режим экономического регулирования - это комплекс жестких мер денежной и в особенности финансовой стабилизации; это - опять-таки жесткая политика регулирования цен и доходов; это - шестимесячный мораторий на стачки и проч. В комплексе с введением управляемого валютного курса такая мера могла бы стать серьезной основой дальнейшей общеэкономической стабилизации.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК