ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕПЛАТЕЖАМИ

Поделиться
Нарастание лавины неплатежей стало кошмаром украинской экономики и главной причиной продолжающегося спада и деградации производства...

Нарастание лавины неплатежей стало кошмаром украинской экономики и главной причиной продолжающегося спада и деградации производства. В задолженностях оседает до половины ежеквартального ВВП. Их груз еще в начале 1997 года превысил ВВП за 1996 год и продолжает нарастать. Периодические попытки запустить механизм платежей результатов не дают. Вспомним хотя бы эпизоды пресечения бартера, введения вексельного обращения и т. п.

Предлагаемый западными консультантами упор на «репрессивные» меры в виде категорической безотлагательной имущественной ответственности без сочетания с другими мерами могут лишь «заклинить» и полностью остановить хозяйственную систему. В поисках выхода правительство и Верховная Рада пошли на реструктуризацию (отсрочку) долгов предприятий бюджету. Широко практикуются взаимозачеты. Это облегчает положение, но для оживления платежей недостаточно. Нужны реальные, «живые» деньги, а списание долгов и взаимозачеты их не прибавляют. Здесь проявляется характерная для экономики комплексность крупных проблем, не позволяющая разрешать их кавалерийскими наскоками.

Цепь неплатежей возникла в свое время из-за недостатка денежных средств как составляющей в оборотных средствах большинства предприятий. Если раньше по отношению к общему объему ВВП денежные средства предприятий составляли 14%, то теперь только 8%. Произошло это по нескольким взаимосвязанным причинам.

Многие предприятия лишились части оборотных средств в 1992 году, когда были нарушены платежи между Украиной и Россией: из России не вернулись деньги за поставленную продукцию или не была поставлена продукция, за которую ушли деньги. Выкачка денег происходила и по другим каналам. НБУ оценивает суммы, вывезенные из Украины в 1991-1993 годах, в 8 млрд. долларов (14 млрд. грн.).

Оборотные средства обесценились и буквально вымылись очень высокими, к тому же скачкообразными темпами инфляции. За время производственно-хозяйственного цикла цены успевали возрастать так стремительно, что предприятию не хватало выручки даже на последующую закупку средств производства и расчеты с работниками по заработной плате, т. е. на простое воспроизводство. Эпидемия неплатежей особенно обострилась после повторного всплеска гиперинфляции в конце 1994 года. Восстановить оборотные средства и нормальную цепь платежей с тех пор не удается.

Давление жестокого денежного дефицита в связи с ограничительной финансово-монетарной политикой быстро сокращало бюджетные ассигнования и объемы кредитов народному хозяйству. Общая денежная масса уменьшилась в 1996 году до 12 % к ВВП вместо нормальных 60-65% в 1990-м и в 80-е. Произошла демонетизация хозяйственного оборота. Это усилило общий дефицит средств обращения, дополнительно обострив проблему реализации продукции.

Специалисты НБУ представляют накопление нереализованной продукции главной причиной дефицита ликвидных оборотных средств и результатом плохой работы и низкой конкурентоспособности предприятий. Конечно, многим предприятиям упреки в несоответствии качества работы требованиям рынка (и по потребительским свойствам продукции, и по излишествам в затратах) справедливы. Но объективные трудности реализации в связи со свертыванием внутреннего рынка имеют более общий характер, ставят на колени даже хорошо работающие коллективы. Бедственное положение с реализацией, а следовательно, и с оборотными средствами, усугубляется ничем не сдерживаемой конкуренцией импортных товаров, особенно потребительских, заполнивших и без того ограниченный рынок.

Хронический дефицит денег в составе оборотных средств, невозможность восполнить его кредитами породили постоянные просрочки в оплате поставок и выплатах заработной платы.

Цепь неплатежей подпитывается и задолженностями бюджета. Добавляют напряженность невозвраты НДС налоговой администрацией, задолженность которой только в первом квартале этого года составила, по данным Счетной палаты, свыше 1 млрд. грн.

Конечно, в обстановке общего дефицита платежных средств большое значение имеет уровень налогов и обязательных отчислений, который желательно понизить. Обещанное правительством ослабление налогового пресса пока не достигнуто: доходы сводного бюджета (вместе с Пенсионным фондом) в 1997 году прогнозируются на уровне 39,26% ВВП против 37,53% в 1996 году. Уровень налогов повышается, что тоже осложняет платежеспособность предпринимателей. Но это предмет особого разговора.

Неплатежи, порожденные объективными по отношению к предприятиям обстоятельствами, осложняет ряд вторичных факторов. Дело в том, что всякое отрицательное явление в экономике вызывает реакцию приспособления и, более того, используется в корыстных целях. Далее происходит его закрепление, оно, как правило, погружается в «тень», пускает там корни и оттуда поддерживается. Так произошло и с неплатежами, которые вызвали к жизни разветвленную систему теневых расчетов. С одной стороны, это в какой-то мере вынужденный способ выживания. С другой - бесконтрольное движение денег открывает для определенных лиц возможность незаконного обогащения.

Видимо, не случайно в прессе проскальзывают сообщения о строительстве директорами некоторых предприятий и их окружением особняков, покупке дорогих автомобилей и т. п., в то время как нет денег не только на закупку необходимого оборудования, но даже на выплату заработной платы. Появились фирмы, зарабатывающие на посредничестве в расчетах, вплоть до перевода наличности за рубеж.

Неплатежи из технической переросли в социально-экономическую проблему национального масштаба.

По оценкам НБУ, вне банковского оборота находятся 4,8 млрд грн. (почти половина гривневой массы) и не меньшие объемы иностранной валюты. Теневой ВВП, с которого государство не получает налогов, оценивается в 50 и более процентов официального. Экономика приобрела полунелегальную окраску. И это результат неконтролируемых и не подчиненных легальным правилам расчетов.

Сложное переплетение объективных и субъективных причин массовых неплатежей требует соответственно и многостороннего, комплексного подхода к ликвидации этого явления.

Почему, например, не дал серьезного улучшения вексельный механизм? Не в последнюю очередь, потому, что далеко не каждый хозяйственный руководитель подпишет вексель, не имея перспективы получить живые деньги на его погашение, так как закладывает этим имущество предприятия, распродает его, что ему не простится. Не заинтересован в получении векселя и кредитор, не видя возможности без задержки превратить его при необходимости в деньги, которые нужны для хозяйственного оборота.

Почему не действуют запреты и ограничения бартера?

В немалой степени потому, что перспективы рассчитаться живыми деньгами нет, а альтернатива - только остановить производство.

Бартер - тяжелая и опасная болезнь экономики.

Здесь появляется возможность неконтролируемого изменения цен и получения теневых доходов за счет фактического ограбления одной, а зачастую и обеих обменивающихся сторон. На многостороннем бартерном «клиринге» паразитируют посредники, в том числе и некоторые коммерческие банки. Выделились даже отдельные товары (металл, электроэнергия), ставшие своеобразными средствами платежа, локальными эквивалентами. Бартер нужно выжигать каленым железом. Но для этого нужно ликвидировать его экономические корни, прежде всего дефицит денежных средств, наладить нормальное денежное обращение.

Любые попытки некомплексного решения с помощью отдельных мер, которые сами по себе правильны, не улучшают ситуацию.

Исходя из сказанного, тактика преодоления проблемы неплатежей и оживления внутреннего рынка должна заключаться в расширении каналов нормального денежного и кредитного обращения и в одновременном «силовом» вытеснении теневого оборота. Действовать нужно сразу по всем возможным направлениям. Отметим некоторые из них.

1. Увеличение объемов кредитования предприятий, кредитной и субсидиционной поддержки эффективных проектов, постепенное увеличение денежной массы и расширение тем самым возможностей включения предприятий в систему нормальных денежных расчетов.

2. Расширение вексельного и чекового обращения. Организовать его необходимо так, чтобы эти платежные обязательства могли обслуживать цепь операций, в конечном счете обмениваясь на деньги. В форму долгосрочных векселей можно превратить долги предприятий бюджету. Стоит подумать и над целесообразностью выпуска казначейских векселей. Краткосрочные и долгосрочные векселя и чеки должны регистрироваться, продаваться и покупаться на фондовом рынке, как другие ценные бумаги.

Если одновременно будет увеличено в нужной мере количество денег в обращении, то превращение долгового обязательства в деньги станет реальной возможностью и векселя, и чеки будут использоваться как средства обращения без предубеждения.

3. Постепенный ввод ограничений на бартерные операции, а в дальнейшем - превращение их в экономически невыгодные.

По мере осуществления указанных выше мер бартерные сделки пойдут на убыль.

4. Пресечение организационно-правовыми методами теневых, в т.ч. бартерных и наличных расчетов. Среди них можно рекомендовать такие, как квоты на кредиторскую задолженность, на объем бартерных сделок с введением их, как условия поощрения и возобновления трудовых соглашений, в контракты директорам-менеджерам.

5. Расширение сферы деятельности прозрачных форм оптового рынка (бирж, аукционов и других) с соблюдением при этом регламентированных законами норм и правил и наличием соответствующих инфраструктур. Государственные закупки тоже должны идти через биржи.

6. Облегчение, наряду с реструктуризацией долгов бюджету, налогового бремени, в особенности для развивающихся предприятий; предоставление налоговых каникул для продукции, вырабатываемой на новых производственных мощностях. Возможна и такая мера, как значительное уменьшение налоговых платежей с прироста объема выпуска или оборота. Это усилило бы стимулы к увеличению производства и относительно уменьшило общий уровень налогов.

7. Усиление бюджетной дисциплины, чтобы не только организации укладывались в лимиты бюджета, но и бюджет не допускал бы недоплат по выделенным ассигнованиям, невозвратов по излишне начисленным налогам, не подливал бы масла в огонь неплатежей.

Необходимо отметить, что движение в желательном направлении началось, и это радует.

Президент Украины предложил внести некоторые коррективы в экономическую политику, в частности, найти средства для кредитной поддержки перспективных производств и проектов. Это знаменует переход к более мягкой кредитно-денежной политике. Банки стали больше бороться за увеличение депозитов, Министерство финансов - за размещение внутренних и внешних займов. Но нужно стремиться к тому, чтобы поступления от ОВГЗ шли не за счет отвлечения кредитных ресурсов комбанков.

По некоторым данным, кредитный портфель коммерческих банков в первом квартале увеличился на 38%. Банковская система практически впервые за последние пять лет обеспечила реальный прирост кредитования (т. е. прирост превышает инфляцию). Видимо, сейчас объем кредитов достигает уже около 7% ВВП. Это еще мало, но положительный сдвиг прослеживается.

Систематически снижается учетная ставка НБУ. Правда, кредитные ставки комбанков снижаются, к сожалению, медленнее. Тем не менее, кредиты становятся более доступными. Похоже, что банковская система начинает поворачиваться лицом к нуждам экономики. Это создает предпосылки для увеличения денежной массы в обращении и монетарную основу для преодоления кризиса неплатежей. В новом законе о налоге на добавленную стоимость существенно сужаются возможности для ухода расчетов в неконтролируемые бартер и наличку. Если это подкрепить возможностью быстро получать недорогие краткосрочные кредиты, то механизм НДС может заработать.

Правда, есть некоторые тревожные моменты. Согласно новому закону об НДС, налоговое обязательство возникает в момент отгрузки товара. Его введение без продуманного переходного режима может остановить экономику. Нужна осторожность!

Большое значение для ликвидации беспорядка в расчетах имеет качественное изменение отношений новых собственников. Нужна не формальная корпоратизация и приватизация, когда ограниченный круг лиц становится фактически бесконтрольным владельцем имущества и доходов предприятия. Нужен постоянный заинтересованный контроль всех заинтересованных собственников: акционеров, арендаторов, государства. Утаивание части платежей и доходов при совершении сделок, присвоение результатов теневых расчетов - все это криминальная основа неплатежей, ущемление интересов и сотрудников, и собственников, и контрагентов, и всего государства. Почему все это процветает и покрывается до сих пор не только на государственных, но и на акционерных предприятиях? Видимо, необходимо развивать общественный и государственный контроль, воспитывать людей. Следует повысить ответственность наблюдательных советов.

Не нужно фыркать при словах «воспитание» и «контроль». Это не только коммунистические понятия. На этой основе поднимали производство крупные организаторы промышленности и в Германии, и в США, в других индустриальных странах. Япония - вообще классический пример заинтересованного участия рабочих в организации и результатах производства, что явилось одним из факторов экономического подъема этой страны.

Успехи многих наших хорошо работающих предприятий основаны, помимо прочего, на сохранении квалифицированного ядра коллектива, на производственной демократии, «прозрачности» действий администрации, постоянной заботе о рядовых тружениках. Здесь проводить корыстные теневые операции просто не дадут. Не следует пренебрегать и простыми известными методами: в контрактах с руководящими работниками в качестве показателей, определяющих большую часть их заработной платы, устанавливать рост реальной денежной прибыли, уменьшение кредиторской задолженности, недопущение задолженностей по заработной плате и т. п.

Ко всему сказанному нужно добавить, что фундаментальной причиной стопорения системы расчетов и стагнации производства стало отсутствие достаточного платежеспособного спроса на конечную продукцию общественного производства - товары народного потребления. Производство и обращение могут нормально функционировать, только ориентируясь на развивающийся совокупный спрос, сердцевиной которого является спрос населения. Несмотря на самоочевидность и даже банальность этого положения, необходимость повышения платежеспособности населения иногда приходится доказывать.

Когда производство пойдет на подъем, начнет увеличиваться заработная плата, экономические процессы начнут воспроизводиться, расширяя свою основу. Трудность в том, чтобы сейчас дать пусковой импульс производству. Для этого нужны специальные меры, о которых мы говорили.

Но нельзя исключать и «внерыночные» методы увеличения платежеспособного спроса на товары: повышение пенсий, пособий, других выплат незащищенным слоям населения, в том числе и за счет эмиссии. Отложить повышение тарифов и цен за коммунальные услуги, электроэнергию и т.п. Верховная Рада, как известно, такой шаг предприняла. Вопрос, конечно, непростой. Но следует помнить, что повышение платежеспособности населения - это не просто благотворительность, а необходимый прием на пути выхода из экономического кризиса.

Не претендуя на исчерпывающие рецепты, хочу еще раз подчеркнуть главное. Практически все причины неплатежей, как и большинства других отрицательных явлений нашей экономики, тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и, самое главное, превратились в самовоспроизводящиеся. Устранить их можно только комплексно, используя все, в том числе и неординарные меры, с участием Верховной Рады, правительства, Национального банка, местных органов, товаропроизводителей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме