Судя по событиям последних недель, битва вокруг пакета законопроектов, составляющего костяк «Программы экономического роста», перемещается в центр политической и экономической жизни страны. Тактические маневры, начатые в конце прошлой недели на пресс-конференциях председателя комиссии ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Виктора Суслова и членов правительства во главе с вице-премьером Виктором Пинзеником, переросли в открытое столкновение на пленарном заседании парламента 3 декабря вокруг проекта закона «О платежах на территории Украины». Законопроект был «освистан» и отправлен на доработку в Кабмин.
В данном случае мы опускаем вопрос о качестве представленного документа и заинтересованности в его провале или принятии определенных лоббистских групп. Ведь в пылу межклановых сражений как-то забылось, ради чего разгорелся весь этот налогово-платежный сыр-бор. Так вот напомним: ради наполнения реальными гривнями бюджетного кармана в 1997 году. Ну а если карман этот окажется дырявым - что тогда? Будем по российскому образцу создавать ВЧК?
То, что проблеме «черной дыры» уделяется существенно меньше внимания, чем, условно говоря, проблеме «черного нала», было заметно уже в докладе премьера о Программе деятельности Кабмина. В нем Павел Лазаренко назвал два главных условия погашения огромного госдолга по зарплате, пенсиям и другим социальным выплатам - наведение элементарного порядка в использовании бюджетных средств и принятие радикальных мер по привлечению дополнительных денежных средств в казну. Однако основное внимание премьер уделил расшифровке радикальных мер, элементарный же порядок по существу свелся к сокращению численности госаппарата и уменьшению ряда статей бюджета. Между тем, отвечая незадолго до этого события на вопрос автора данной статьи о главных причинах невыполнения бюджетных задач текущего года, Павел Иванович, в частности, сказал:
«К сожалению, моя новая команда оказалась заложницей многих накопившихся проблем. Это и колоссальная задолженность по зарплате, когда 80% бюджетных поступлений направлялись на их выплату, и необходимость обслуживать разросшиеся внешние долги. При этом я пока затрудняюсь ответить, куда испарилась значительная часть кредитов Запада. К тому же, в пикейном жилете государства оказалась уйма потайных карманов в виде внебюджетных фондов. А сколько сил и финансовых ресурсов отняли угольщики! Ведь не секрет, что в первом полугодии из отрасли исчезли 27 трлн. крб.»
Несколько приподнимают завесу над тайной исчезновения этих и других казенных средств данные НБУ: ежедневно в цепочке «плательщик-банк плательщика-уполномоченный банк-Нацбанк» находятся 60-100 млн. грн. неиспользуемых бюджетных средств, а на текущих счетах министерств и ведомств пребывает месячная сумма поступлений в бюджет. Эти ежедневные отчеты являются единственным источником информации, которые позволяют контролировать процесс исполнения бюджета. Главный же финансовый агент государства - Минфин - «пасет задних», не имея полномочий и реальных рычагов управления казенными ресурсами.
В связи со сложившейся ситуацией в деле исполнения бюджета ВР летом этого года утвердила резолюцию, которой обязала Кабмин направить до 25 сентября на рассмотрение парламента проект Закона Украины «О казначейском исполнении государственного бюджета». Предполагается, что в результате его принятия вместо открытых в коммерческих банках спецсчетов предприятий, использующих в своей деятельности бюджетные средства, будут открыты особые лицевые счета в органах вновь созданного госказначейства. При этом оплата расходов распорядителей госкредитов будет осуществляться на основании документов, подтверждающих их целевое использование. Назначенная дата просрочена более чем на два месяца, а искомый документ застрял на одном из перевалочных пунктов Кабмина. Говорят, отсутствует виза главного заинтересованного лица - министра финансов. Случайность? Типичная бюрократическая волокита?
Думается, достаточно развернутый ответ на эти вопросы дает информация, предоставленная автору председателем комиссии ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Григорием Омельченко:
«С 1991 по 1994 гг. …произошло перераспределение сфер влияния между различными региональными кланами и откровенно криминальными группировками и установилась та самая «финансовая стабилизация», к которой мы так активно стремимся, но, разумеется, в плане распределения нелегальных сверхдоходов. Нераспределенной осталась лишь одна кормушка - госказна, а точнее, госбюджет. В начале 1995 г. наша комиссия провела соответствующий анализ и предупредила руководство государства и правоохранительных органов о том, что экономическая преступность сместила свой акцент в сторону расхищения бюджетных средств. Все эти так называемые целевые вложения в базовые отрасли, АПК и некоторые другие сферы народного хозяйства, исчисляемые в миллиардах гривен, идут ведь не напрямую к адресатам, а через посредников в виде уполномоченных коммерческих банков и «благотворительных» фондов. Полученные в течение 1-3 месяцев дивиденды затем «по-братски» распределяются…
Очевидно, по коррумпированности Украина находится сейчас на самых «передовых рубежах» в мире - в окружении таких признанных лидеров наркобизнеса, как Колумбия и Венесуэла. Причем находятся эти страны в таком состоянии лет уже примерно сто, отнюдь не решая проблемы, аналогичные нашим. Страны же, которые действительно решают схожие задачи - скажем, Польша и Чехия, - вовсе не ходят в передовиках по коррупции. И отличает нас от них один небольшой нюанс: если парламент, пресса или какой-либо общественный орган поднимают там вопрос, связанный со злоупотреблениями чиновников, за этим немедленно следует парламентское или служебное расследование.
В Украине же сложилась абсолютно уникальная по цивилизованным меркам ситуация. Пресса может писать практически все, что пожелает. Журналистов в подавляющем большинстве случаев никто не преследует, какой бы разоблачительный материал они ни опубликовали. По одной простой причине - никого из власть имущих это не волнует. Вот лишь один пример, приведенный тем же Г.Омельченко.
«1 июля прошлого года (как сейчас помню, это была суббота) я был на приеме у Л.Кучмы и вручил ему письмо с приложенными документами о злоупотреблениях в использовании Минсельхозпродом госкредитов «под урожай», т.е. для закупки зерна, семян, сахарной свеклы и т.д. Речь там шла о том, что из полученных в 1994 г. бюджетных средств 6 трлн. крб. были перечислены различным коммерческим структурам. Созданная 31 июля правительственная комиссия установила, что на нецелевые нужды были использованы более 4,5 трлн. крб., причем почти 200 млрд. ушли «на сторону» по личному распоряжению тогдашнего министра Ю.Карасика. 2 ноября Е.Марчук информировал о выводах комиссии Президента. Причем это была не единственная подобного рода «операция» Минсельхозпрода: в 1995 г. он получил на те же цели госкредит в $80 млн., однако с мая до конца ноября не закупил ни единого зернышка. В конце концов, Ю.Карасика снимают с должности министра и... назначают советником Президента по агропромышленным вопросам, а вскоре и главой администрации Херсонской области. Ну совсем как в известной басне: и щуку бросили в реку.»
Думаю, не один Омельченко владеет информацией о коррупции. В правоохранительных органах наверняка есть честные специалисты, которые знают очень многое о подобных делах, включая и крупные политические убийства. Почему они молчат? Потому что не имеют никакой политической поддержки. Если в Италии или Японии из-за коррупции идет постоянная смена правительств, то у нас эта болезнь слывет всего лишь легкой простудой, если не хорошим тоном. Не дай Бог, нам предстояло бы сейчас строить не второй, а первый саркофаг в Чернобыле: мы его сейчас никогда бы не построили. Просто потому, что львиная часть денег, выделенных из бюджета на его сооружение, по назначению так бы и не дошла…