или НЕТЛЕННЫЕ МЕЛОДИИ СОЦИАЛИЗМА
В прошлом номере «ЗН» уже писало о напряженной ситуации, сложившейся на украинском рынке сотовой (мобильной) телефонной связи. Вслед за разделом-переделом весьма и весьма доходных рынков нефти, металла, газа наступила очередь телекоммуникаций. На протяжении последних недель в артподготовке к грядущей схватке «больших гигантов маленькой трубки» приняли посильное участие практически все ведущие отечественные масс-медиа.
Увы, слишком многое в перипетиях разгорающейся битвы напоминает наше совсем недавнее темное для одних и светлое для других прошлое. И прежде всего такой вот закон реального социализма: персональная голова тем разнится от персонального компьютера, что сколько раз вводишь в нее новые программы, ровно столько же раз получаешь один и тот же результат. То бишь ежели вы желаете ввести в тот или иной высокопоставленный мыслительный аппарат «радикальные экономические реформы», то должны рассчитывать исключительно на застойный соцпродукт. Как, например, постановление Кабинета министров Украины № 1135 «Об усовершенствовании механизма использования радиочастотного ресурса» от 17 сентября с.г.
В чем усовершенствование? О, здесь уже берет свое природа в лице второго закона термодинамики. Согласно его статьям, в окружающей нас среде все удивительнейшим образом балансируется. Если, к примеру, в одном кармане чего-нибудь прибудет, в других карманах непременно случится прямо противоположное. Отсюда и вытекает новая временная плата за использование радиочастот национальным оператором сотовой (мобильной) связи стандарта GSM-900. Теперь она будет составлять примерно 65 млн. долл. в год.
То, что это несколько многовато, доказывать, по всей вероятности, не нужно. Но вот то, что данная цифра в 13 раз превышает максимальную «мзду», запрошенную когда-либо в Европе, уже впечатляет. И это при том, что сделавшая заявку на 5 млн. долл. Румыния имеет пока 0 абонентов. В то время как Венгрия, имеющая 240 тыс. абонентов, не рискнула запросить более 3 млн. долл., а Литва и Латвия при 10-12 тыс. пользователей сотовой сети установили для оператора годовые тарифы менее 100 тыс. долл. В Украине же мобильной связью, да при этом в технологически отсталом аналоговом стандарте NMTi-450, охвачено чуть более 27 тыс. человек, т.е. примерно 0,05 % населения - самый низкий показатель в Европе.
В связи с изложенным нововведением хотелось бы обратить внимание читателя еще на два момента. Во-первых, засилье в последнее время разнообразных временных норм в отечественной экономике говорит, видимо, о непреходящем временном статусе большинства наших должностных лиц. А во-вторых, в оной экономике полностью сохраняется высшая партхозактивная математика: хочешь получить «лимон» - требуй десять.
Однако упомянутое постановление КМ обладало еще и весьма любопытным приложением, а точнее, примечанием к нему. «В случае ограничения количества лицензий и наличия нескольких заявок, - говорится в нем, - лицензия выдается на конкурсной основе или по результатам аукциона».
Если перевести этот высший бюрократический пилотаж на простой рабоче-крестьянский язык, то он подразумевает возможность взвинтить еще более приведенный выше «стартовый размер платы» из Книги рекордов Гиннесса. Но чего только не сделаешь ради безнадежно пустой казны! Во всяком случае, во исполнение постановления, 14 ноября в газете «Урядовий кур'єр» появилось объявление о конкурсе - правда, почему-то без указания сроков его проведения и предмета спора (конкретных диапазонов радиочастот). Но главный сюрприз содержался в заключительном абзаце напечатанного анонса: «Положение о порядке и условиях конкурса можно получить по адресу...».
Когда заинтересованные лица поинтересовались у адресата - Минсвязи - «что? где? когда?», или, проще говоря, содержанием «Положения», то немедленно убедились в том, о чем догадывались и раньше: совок-чиновник бессмертен! Он одинаково уверенно вводит поборы обратного действия, подает проект бюджета с налоговой базой «воспоминание о будущем» и объявляет официальный тендер, положение о котором официально не зарегистрировано. На сей раз акт регистрации имел место в Минюсте спустя всего лишь две недели после газетной публикации. Правда, согласно указу Президента Украины от 3 октября 1992 года «О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов исполнительной власти», любой акт такого рода вступает в силу лишь на 11-й день после регистрации. Так что теперь читатель сам может решить несложную арифметическую задачку: сколько будет 30 - 14 - 11 = Х, где 30 - объявленный срок (в днях) подачи заявки на конкурс, а Х - фактический срок.
Кстати, организаторы тендера, по-видимому, последний параметр тщательно прогнозировали. Об этом свидетельствует тот факт, что предоставление участникам нормативных конкурсных документов было задержано ровно на Х=5 дней.
При рассмотрении ситуации, складывающейся на рынке телекоммуникационных услуг в Украине, следует руководствоваться и другим хорошо сохранившимся за 5 лет независимой рыночной трансформации законом реального социализма. Он является комбинацией двух правовых норм: с одной стороны, план - закон, а с другой, план - не догма, но руководство к действию.
Переходя непосредственно к сфере сотовой телефонной связи, обнаруживаем следующую правовую диспозицию. В Украине сегодня имеют лицензию на сей вид деятельности два провайдера с иностранным капиталом - «Украинская мобильная связь» и «Украинские радиосистемы». Однако, в соответствии с общепринятой мировой практикой, уже само предоставление операторской лицензии предполагает и разрешение на использование соответствующих диапазонов радиочастот. Кроме того, согласно тому же мировому опыту, в Украине нецелесообразна выдача более двух лицензий на создание общенациональных сетей сотовой связи. Это обусловлено как ожидаемым объемом рынка услуг, так и чрезвычайно высокой стоимостью внедрения системы и ограниченными частотными ресурсами. Посему само по себе оглашение в создавшихся условиях указанного выше конкурса - не что иное, как родимое пятно социализма, иллюстрирующее тезис: закон - не догма. Это, в частности, относится и к принятому весной текущего года Закону об иностранных инвестициях в Украине.
В его концепцию заложены три рамочных условия - когерентность, прозрачность и стабильность. Первое свойство подразумевает взаимосвязанность между всеми компонентами украинского законодательства - валютного, налогового, торгового, касающегося распоряжения и владения собственностью, приватизации, судопроизводства и т.д. Прозрачность законодательства означает доступность оценки зарубежным инвестором своего правового положения. Наконец, необходимость стабильного законодательства проистекает из того обстоятельства, что крупные инвесторы действуют из расчета средне- и долгосрочных амортизационных сроков - чаще всего в пределах 3-15 лет. Поэтому решающим фактором для них являются не столько условия инвестирования, сколько возможность их прогнозирования на весь расчетный амортизационный период.
Именно из этих соображений, наверняка, исходил иностранный партнер СП «Украинские радиосистемы» - крупнейшая американская компания «Моторола» - при объявлении своей инвестиционной программы в Украине: 30 млн. долл. в 1996 году, 120 млн. - на протяжении последующих четырех лет, 500 млн. - на реализацию всего проекта создания общенациональной системы мобильной связи GSM-900. Как следует из описанных выше акций, украинское правительство серьезно нарушило провозглашенную им же триединую концепцию подхода к иностранному инвестированию.
Можно, конечно, принять во внимание бытующую в компетентных кругах версию о том, что резкое повышение Кабмином цен на лицензию связано с битвой в эфире между системами глобальной космической связи «Иридиум» и «Глобалстар». В числе совладельцев первой как раз числится «Моторола», а со второй тесно связано спецподразделение госконцерна «Укртелеком» - «Укрсвязьспутник». Однако за всеми этими политико-экономическими играми наши «друзья народа» как-то выпустили из виду сам объект своей «дружбы». Если в Европе годовая плата за пользование частотами GSM колеблется от 1 до 20 долл. на абонента, то при расчете по методике Кабмина стартовой цены и начальной клиентской базы в Киеве, равной 1000 человек, с каждого пользователя придется взимать в месяц более 400 долл. Да и то, если исходить из минимальной зарплаты в 10 долл.
Словом, остается напомнить нашему правительству афоризм Сократа: у солнца есть один недостаток - оно не может видеть самое себя.