определиться с местом на мировом рынке украинскому товаропроизводителю помогают сотрудники СБУ
Когда бойкий заезжий торговец в базарном ряду по каким-то своим соображениям сбросит цену, у него очень скоро наступают неприятности - таков неписаный базарный закон. За дешевый товар другие продавцы ему могут запросто устроить скандал с мордобоем или хуже того - пожалуются молодцам, которые «держат» базар. Не исключено, что бедолаге придется вытаскивать злополучный «ассортимент» из грязной лужи, держась за свой уже опустошенный карман...
Если отвлечься от представительского бизнес-лоска деловых переговоров на орбитах международной торговли, то суть их закулисья та же.
Мариупольский металлургический комбинат «Азовсталь» с полным циклом производства, выпускающий более 20 наименований готовой продукции и являющийся одним из столпов промышленной отрасли Украины, более 60% своей продукции экспортирует почти в 50 стран мира, исправно отчисляя за счет этого в госбюджет десятки миллионов гривен в год. Однако и здесь порой складывается не все гладко. Даже такие, казалось бы, доки в международных торговых отношениях попадают в весьма досадные ситуации. В 96-м году вдруг возникли претензии к «Азовстали» с американской стороны, грозившие перерасти в чреватое серьезными экономическими потерями антидемпинговое расследование по поводу обстоятельств продажи украинским предприятием обрезного углеродистого листа. Жесткие санкции предполагали «убийственный» ценовой барьер и суровые ограничения объемов продажи. Вполне реальной становилась перспектива потери этого рынка на долгие годы. Однако, благодаря вмешательству сотрудников подразделений контрразведывательной защиты экономики СБУ, их кропотливой работе с руководителями украинских предприятий, с трудом удалось снять остроту вопроса. Официальное подписание «Соглашения о приостановлении антидемпингового расследования» между Украиной и США все же состоялось. Сейчас, год спустя, можно сказать, что этот рынок для Украины сохранен: за десять месяцев экспортировано металлопродукции на сумму более 40 млн. долларов.
За украинскими товаропроизводителями, робко выходящими на мировой рынок, и теми, кто зарекомендовал себя на нем еще в прежние времена, зарубежные конкуренты следят в оба, выжидая малейшего неточного действия с их стороны, например в виде продажи товара по заниженным ценам. В этом случае украинцев обвиняют в демпинге, о котором зарубежные средства массовой информации написали столько страшных историй, что ими впору пугать доверчивых зарубежных детей. Получается, что коварные украинские промышленники устраивают чуть ли не в ущерб себе жестокие интервенции своей продукции на рынки расслабившихся в условиях устоявшихся капиталистических отношений стран, лишь бы подавить и разорить местных производителей аналогичной продукции и внести сумятицу в структуру промышленного комплекса своих жертв. За разыгранной, как по нотам, шумихой в прессе следуют антидемпинговые расследования с применением к Украине жестких международных санкций в торговой сфере.
Для справки: экспортная цена считается демпинговой, если она ниже установившейся на внутреннем рынке страны, куда ввозится товар, и это причиняет ущерб национальному производителю аналогичной продукции. Эти данные весьма условны, подвижны, связаны с региональными особенностями производства, энергозатратами, входящими в себестоимость товара и т.д. На практике такое большое количество параметров для исчисления «приносящей ущерб» цены предоставляет широкие возможности для варьирования ее «роковой» величины в ту и другую стороны, что вносит в определение демпинга изрядную долю субъективизма. Впрочем, высокая цель, как-то: соблюдение пострадавшими своих государственных интересов в области внешней торговли, действительно в глазах мирового экономического сообщества оправдывает некоторую предвзятость.
Только в настоящее время в отношении украинских субъектов внешнеторговых экспортных операций - прежде всего это производители черных металлов, ферросплавов, магния, цинка - проводится более 50 антидемпинговых и специальных расследований. Результатом «торговых сражений» могут быть достаточно жесткие меры наказания. Например, в результате применения США с 1997 года антидемпинговых ограничений к украинским экспортерам черных металлов отечественные товаропроизводители ежегодно недополучают более 100 млн. долларов валютной выручки. В начале 90-х годов антидемпинговые расследования проводились в связи с обстоятельствами поставки в Европу и США продукции ОАО «Запорожский титано-магниевый комбинат» и ОАО «Запорожский завод ферросплавов». В 1996-98 годах были возбуждены антидемпинговые преследования против украинских производителей в Индонезии, Индии, Таиланде, Чили, Мексике, Венесуэле, Колумбии. Всего же за последние годы Украина вынуждена была ввести «добровольные» ограничения на экспорт по более чем 50 категориям отечественных товаров.
В положении Украины есть одна особенность. На международной арене Украину официально воспринимают как страну с нерыночной экономикой, поэтому за конкретные факты так называемой демпинговой продажи чаще всего несет ответственность не отдельный производитель, как свободный субъект свободной торговли, а вся страна в целом. Таким образом, частная ситуация может обернуться реальной угрозой экономической безопасности государству, так как последствием антидемпинговых расследований становится частичное или полное вытеснение наших товаров с традиционных рынков сбыта. Реабилитация после такого экономического удара протекает долго и болезненно. Достаточно напомнить, что антидемпинговая мера, введенная США против продажи титановой губки украинского производства еще в 1968 году (тридцать лет назад!), действует и поныне.
Руководство государства возложило на Службу безопасности Украины задачу, говоря профессиональным языком контрразведчиков, оперативного сопровождения непростых процессов интеграции Украины в мировое экономическое сообщество. Те подразделения контрразведки СБУ, которые сориентированы на широкий спектр проблем защиты национальной экономики, в пределах своей компетенции анализируют внешнеэкономические связи, изучают ситуацию на мировом рынке, защищают и поддерживают законопослушного национального товаропроизводителя. Факты из области международных торговых взаимоотношений свидетельствуют, что слишком либеральный подход к установлению и осуществлению внешнеэкономических связей, который сформировался в предыдущие годы стихийно в условиях активного заявления о себе на мировом рынке, без соответствующих корректив украинских законов, без законодательно гарантированной защиты отечественных товаропроизводителей, грозит большими проблемами для нашей внутренней экономической ситуации и серьезными ударами по имижду нашей державы на мировом рынке товаров и услуг.
Занижение цен на вывозимую продукцию продавцу выгодно - так он меньше платит в госбюджет, возникают лазейки для припрятывания валютной выручки за рубежом. Правда, не всегда за такой ситуацией кроется злой умысел. Товаропроизводителей часто подводит недостаток выверенной информации о наличии платежеспособных потребителей их продукции за границей. Пользуясь этим, множество посреднических структур диктуют свои цены и выгодные для них объемы товарооборота. А в случае начала антидемпингового расследования они моментально бросают украинских товаропроизводителей на произвол судьбы и просто перепрофилируются на товар другого государства.
По мнению специалистов СБУ, антидемпинговые расследования провоцируются и весьма распространенными так называемыми реэкспортными поставками, суть которых заключается в том, что фирмы, приобретающие металлопродукцию непосредственно у предприятий-производителей для ее продажи на внутриукраинском рынке, умудряются получить лицензии на реализацию ее за рубеж без согласования с изготовителем. При этом нередко закупки производятся по взаимозачетным схемам, что в конечном итоге позволяет коммерческим структурам реализовывать продукцию по ценам даже ниже, чем у производителя. Таким образом на рынок какой-либо страны выбрасывается дешевый металл, а у возмущенных тамошних производителей, сравнивающих эту бросовую цену со средней по Украине, появляется веский аргумент против украинских металлургов.
Оценка внешнеэкономических договоров ряда крупных отечественных предприятий показала, что при заключении большинства контрактов даже не предусматривались штрафные санкции для трейдеров за изменение ими указанных в подписанных бумагах регионов поставки продукции. Из представленных статистических материалов только таможни США следует, что на рынок США трейдерами были поставлены десятки тысяч тонн украинской металлургической продукции, предназначавшейся не для него. Кто-то получил немалую прибыль, а Украина вынуждена искупать чужие грехи.
- Важно, что у Службы безопасности Украины и Межведомственной комиссии по вопросам антидемпинговых расследований в отношении экспорта товаров украинского производства нет разногласий на этот счет, - считает заместитель председателя СБУ, начальник департамента контрразведывательной защиты экономики государства генерал-лейтенант Анатолий Беляев. - Тяжесть антидемпинговых санкций должна ложиться на недобросовестного трейдера, ему надлежит возмещать убытки, к нему в случае некорректной торговли должен применяться режим индивидуального лицензирования, налагаться штрафы за реэкспорт...
СБУ предоставляет органам исполнительной власти упреждающую информацию о склонности отдельных отечественных товаропроизводителей к рискованному экспорту по демпинговым ценам, помогает крупным предприятиям-экспортерам высоколиквидной продукции определиться в стихии мирового рынка, вносит предложения в МВЭСиТ для принятия решения о специальных санкциях относительно ненадежных трейдеров.
Кроме того, стремится предупредить попытки иностранных государств использовать антидемпинговые расследования против украинских товаропроизводителей как рычаг давления на Украину при ее вхождении в мировые и европейские экономические институты.
Первое же антидемпинговое разбирательство, в котором фигурировали украинские металлопроизводители (речь шла о поставках листовой углеродистой стали МК «Азовсталь» в Канаду в 1993 году), было с треском проиграно украинской стороной. Этот факт стал тогда неожиданностью для шапкозакидательски настроенных отечественных промышленников и послужил сигналом к экономической атаке для других стран, накопивших к тому времени претензии к Украине.
Все проблемы, которые высветил тот процесс, актуальны и сейчас. Это отсутствие опыта международной торговли, дефицит квалифицированных консультативных услуг и нескоординированная государственная стратегия в области экспортных цен на продукцию черной металлургии. И если СБУ оказывает помощь отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности безвозмездно, защищая национальные интересы, то отечественные адвокатские конторы запрашивают за свои услуги в процессе антидемпингового разбирательства сотни тысяч долларов с одного украинского предприятия.
И еще один урок, который вынесли отечественные товаропроизводители из описанных злоключений: антидемпинговые разбирательства, если они не сопровождаются дополнительными эмоциями конкурентной борьбы, - совершенно нормальное в мировой практике явление. Они происходят и, по всей вероятности, будут происходить во всем мире и впредь. Это своеобразный компонент рынка.
А посему нечего и нам тушеваться. Не призывно-плакатной, романтической, а реальной защитой нашего украинского товаропроизводителя должно послужить принятие Антидемпингового кодекса, необходимость которого назрела уже давно. Такая законодательная база, направленная на защиту интересов собственной промышленности от поставок импортной продукции, имеется уже во многих странах мира, как экономически развитых, так и не очень. В конце октября этого года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении пакет из 6 законопроектов, регламентирующих эти процедуры. Информируя отечественные институты власти о насущных проблемах в экономической сфере, СБУ поддерживает мнение экспертов о том, что затягивание с принятием таких защитных мер, тем более в условиях активной подготовительной работы по присоединению Украины к ГАТТ и вступлению ее во Всемирную торговую организацию, сулит весьма негативные последствия для развития внутреннего рынка, который уже сейчас страдает от издержек товарной интервенции других стран. Разумеется, крупные импортеры не в восторге от перспектив регулирования их присутствия на нашем рынке рамками будущего закона. Исподволь, при посредничестве отдельных отечественных «деятелей» происходит настойчивое лоббирование их интересов. Не потому ли Антидемпинговый кодекс существует пока лишь на бумаге?
Засилье некачественного дешевого заморского ширпотреба, вытеснение отечественных товаров бытовой химии иностранными подделками продукции известных фирм без каких-либо признаков сертификатов качества, декларация импортерами на границе минимальной стоимости ввозимой к нам продукции с целью уклонения от налогов и уменьшения таможенных сборов - если удастся разрешить на правовой основе все эти и подобные ситуации в пользу украинского товаропроизводителя, то, помимо удовлетворения национального самосознания, это принесет державной казне вполне реальные денежные средства. И сохранит сами предприятия, которым пока сложно без государственной поддержки у себя же дома конкурировать с иностранными трейдерами. Так и зарождается цивилизованный рынок.