Откровенно и прозрачно. СБУ приглашает к разговору о сути и путях демократического контроля за ее деятельностью

30 мая, 2008, 15:07 Распечатать Выпуск №20, 30 мая-6 июня

Украинская спецслужба готова к значительному реформированию и действенному гражданскому контро...

Украинская спецслужба готова к значительному реформированию и действенному гражданскому контролю за ее деятельностью, отметил руководитель СБУ Валентин Наливайченко на Международной конференции «Защита демократических ценностей и соблюдение прав человека в деятельности спецслужб», состоявшейся недавно в Киеве. Это мероприятие — знаковое, поскольку прошло по инициативе самой Службы безопасности Украины и продемонстрировало цивилизованный подход украинской спецслужбы к этим деликатным вопросам.

Дискуссии, собственно, не было — решимость СБУ энергично приняться за самоанализ обезоруживала и настраивала участников на конструктив. Решили, что такие конференции отныне будут ежегодными. Участники же этой пока что сосредоточились преимущественно на иностранном опыте.

С докладами выступили профессор Университета графства Дурхам (Великобритания) Ян Ли, руководитель программ по мониторингу разведывательных структур Женевского центра демократического контроля за вооруженными силами Ханс Борн, эксперт Академии обороны Великобритании Джеймс Шерр, сопредседатель Ра­бочей группы Украина—НАТО по демократическому и гражданскому контролю Бриджит Остин. «Мы с благодарностью принимаем помощь и советы от тех наций, которые уже прошли этот путь», — заметил президент Украины Виктор Ющенко в приветственном письме участникам международного форума. В мероприятии также приняли участие известные украинские эксперты, ученые, представители неправительственных организаций, члены Рабочей группы Украина—НАТО по вопросам гражданского и демократического контроля за сектором безопасности и разведки, народные депутаты, представители СМИ.

Само словосочетание «прозрачность спецслужбы», на первый взгляд, объединяет несовместимые понятия. В.Наливайченко отметил: «В современных условиях развития гражданского общества реформирование Службы безопасности невозможно без таких весомых факторов, как демилитаризация и сотрудничество с общественными организациями. Сейчас первоочередной становится задача создания и отработки механизмов, благодаря которым неправительственные организации, эксперты должны не только быть услышаны, но и иметь право голоса в решении вопросов, касающихся обеспечения прав человека.

Важно осознать, что основным свойством демократического гражданского контроля должна быть его действенность. А этого можно достичь только при условии, если контроль будет иметь не эпизодический, а системный характер.

Сама история напоминает нам о необходимости радикально изменить понимание роли и назначения спецслужбы. Рассекреченные архивы НКВД—КГБ 1917—1990 годов о преступлениях, совершенных карательными органами против своих граждан, дают понимание того, что такой спецслужбы больше не должно быть в истории Украины», — подчеркнул он.

Однако присутствующие прекрасно понимали то, на что намекнула модератор конференции Вера На­нивская, президент Украинской академии государственного управле­ния при президенте Украины и член общественного совета при СБУ, сказав слово «пропасть». Так было охарактеризовано расстояние между тем, как выписан механизм обеспечения прав человека, и современной реальностью в ее деталях.

Эксперт Академии обороны Великобритании Джеймс Шерр заметил, что основной проблемой является создание таких условий, при которых любое давление на спецслужбы, их сближение со структурами теневого бизнеса и организованной преступностью станет невозможным. «Залогом прогресса в защите прав человека должно быть не только создание совершенного законодательства, но и усовершенствование механизма его соблюдения. Довольно легко положить нормы защиты прав на бумагу — сложнее обеспечить их выполнение всеми гражданами».

В любом случае, как в унисон отмечали приглашенные на конференцию международные эксперты, еще несколько лет назад не приходилось даже думать о проведении такого мероприятия в Украине. Более того, вели они дальше, даже напрягая воображение, трудно смоделировать ход такой конференции сегодня в некоторых странах развитой демократии — именно в тех, которые рассматриваются как образец для развития отечественной спецслужбы. В этом — наш очевидный прогресс. Однако радоваться рано — он в определенной степени ситуативен. Дело в том, что западные демократии в условиях спровоцированного международными террористами форс-мажора сейчас находятся в поиске уже новых параметров баланса между концепцией свободы как правовой, философской, морально-этической категории и собственно потребностью общества в безопасности.

Европа времен Канта не видела и представить не могла женщин, перевязанных шахидскими поясами с пластидом. Современный европеец мало что слышал о категорическом императиве, но, уплачивая налоги, он хочет чувствовать себя защищенным в метро, в музее, на улице. Потому, с благословения общества, страны прифронтовой полосы в борьбе с мировой террористической угрозой ищут сегодня уже совсем новый «баланс». Этот поиск сознательный, открытый, анонсированный. Он не требует псевдоинтеллигентских умалчиваний. Кстати, именно потому, что за плечами у этих стран выстраданное и хорошо усвоенное базовое образование по демократическим принципам.

Мы же в своем освоении уроков демократии начинаем с первой ее азбуки, уже испытанной временем. В Украине нет системного терроризма, нам пока что удавалось избегать острых встреч с ним — так что у нас фора. И вот в этой, по сути говоря, начальной школе по обеспечению прав человека как таковых у нас есть очевидные результаты, оцененные мировым сообществом, принявшим Украину в ВТО, идеологически определившимся с перспективами нашего вступления в НАТО на саммите в Бухаресте.

Почему спецслужба сама аж просится на препаровочный столик и обращается к экспертам, научным работникам, правозащитникам, представителям неправительственных организаций за советом? СБУ готова к диалогу и к откровенному обсуждению острейших вопросов. Она не правопреемница прежних органов государственной безопасности, которые широкие слои населения за время существования тоталитарного режима привыкли воспринимать исключительно как структуры, профессионально нарушавшие все без исключения человеческие права и нивелировавшие личность, вплоть до ее физического уничтожения. С первых дней работы Службы основой ее позиционирования было категорическое «Мы — не КГБ!». Впрочем, сегодня, через шестнадцать лет, спецслужба устами ее руководителя подчеркивает, что декагэбизация этого ведомства еще впереди. Это — первейшая задача, которую еще предстоит решить Службе в процессе основательного реформирования, концепцию которого утвердил президент.

Ближе к практике картинка распадается на тысячи отдельных узкопрофессиональных составляющих. Это и задачи приспособления нормативно-правовой базы к стандартам цивилизованного мира, усовершенствования механизма демократического контроля за деятельностью украинских спецслужб, его трансформации в соответствии с требованиями демократического общества с учетом мирового опыта, социальная защита правоохранителей и тому подобное.

Украина не шла спорным путем люстрации, не прибегала к созданию нового органа госбезопасности на пустом месте, и здесь до сих пор считается, что о сотрудничестве честного гражданина со спецслужбой не принято вспоминать «в приличном обществе». По всем законам социальной психологии, на точке создания новой спецслужбы нужен был стресс. Постепенные и бесконечные трансформации СБУ обернулись тем, что в сознании людей никак не зафиксировался ни один значительный переломный момент в существовании отечественного органа государственной безопасности, которого требовало это сознание, а больше — подсознание народных масс, не научившихся бояться, лишнего не болтать и никаких дел «с ними» не иметь.

Между прочим, с самого начала СБУ все делала правильно, чтобы дистанцироваться от прошлого. С первого дня своего существования Служба безопасности Украины руководствовалась в своих действиях законами вместо грифованных инструкций ЦК Компартии, как это было во времена КГБ. Например, в «Законе об оперативно-разыскной деятельности» речь идет и об агентах, и о доверенных лицах, и об использовании специальных технических средств. Законы к тому времени были современными, добротно выписанными и демократическими настолько, насколько это было возможно полтора десятка лет назад. И эти законы выполнялись. И все без исключения руководители спецслужбы заботились о том, чтобы их не обвинили в «возвращении 1937 года».

Однако, как сказал один из них, «СБУ — это не институт благородных девиц». Каждой спецслужбе мира законом позволено использовать специфические методы и средства. Все спецслужбы в интересах защиты национальной безопасности практикуют вербовку, не всегда основывающуюся на человеческих добродетелях. А вот теперь нужно подняться на ступень такого взаимного доверия между спецслужбами и обществом, чтобы ни у одного гражданина не возникло даже тени сомнения, что даже самая горячая оперативная необходимость в ограничении отдельных прав человека с целью предотвращения или изобличения конкретного — сколь угодно опасного — преступления не противоречит букве закона.

Есть достаточный международный опыт в обеспечении гарантий такого контроля со стороны общества. Профессор Ян Ли рассказал, например, что в некоторых странах введены альтернативные процедуры для судебного разбирательства дел людей, обвиняющих спецслужбы в нарушении их прав. От Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров предложил взять на вооружение мировую практику и публиковать статистику судебных разрешений на осуществление специальных технических мероприятий. И вообще, «свобода требует большей организации, чем тоталитаризм», — подчеркнула Вера Нанивская.

Как заметил тот же Е.Захаров, «у нас нет культуры открытости». Можно предположить, что эту культуру необходимо воспитывать именно на основе глубокой осведомленности.

Простой пример. Назрела острая потребность активизировать борьбу с коррупцией среди чиновников, судей, правоохранителей, и СБУ решила обратиться за помощью к общественности. Ведь известно, что доказать в суде факт злоупотребления со стороны чиновника своим служебным положением без убедительных свидетельств потерпевшей стороны — очень сложно, а задержание взяточника для Фемиды наиболее убедительно, если его поймали «на горячем». При этом желательно параллельное видеодокументирование. Было очевидно: нужны доходчивые и точные лозунги о том, что СБУ нужны «сигналы» от населения. Тогда, кстати, с привлечением остроумных журналистов, было создано несколько сотен таких слоганов. И в каждом — в каждом из них, если внимательно вчитаться, — можно было увидеть «нехороший» подтекст о «стуке» из контекста еще недекагэбизированного мировосприятия. Чтобы самим не придумывать новых анекдотов, ограничились вежливо-сухим: мы готовы вас выслушать по телефону доверия. Но ведь это совсем не то, а значит, и результат не тот! Наверное, у той цивилизованной европейской спецслужбы, которую запланировали выстроить из СБУ, таких проблем не будет. При условии, если параллельно со спецслужбой «декагэбизируется» вся страна.

Тогда всей стране придется не только разрушить стереотипы прошлого, но и избавиться от современных мифов об СБУ, которая виновна во всех притеснениях и преследованиях, как та невестка. На фоне всплесков политической активности и обострения цинизма конкурентной борьбы права человека как таковые становятся выигрышной фишкой для того, чтобы повысить рейтинг или отвлечь внимание общества от коррупционных злоупотреблений.

«Кагэбизм» как стиль жизни про­является в использовании гражданами разных вариантов «чекистских» методов. «Караул, СБУ всех слушает!» Но ведь именно Служба безопасности Украины на протяжении последних двух лет обнаружила и изъяла свыше 60 специальных тех­нических средств — радиоизлуча­тельные закладочные устройства, системы скрытого видео- и аудиоснятия информации, в том числе четыре комплекса мониторинга сетей сотовой связи. К административной ответственности судами за это время привлечено 40 лиц, незаконно про­слушивавших своих экономических или политических конкурентов. В рамках конференции широкой общественности были продемонстрированы технические средства негласного получения информа­ции, изъятые подразделениями СБУ из незаконного оборота. Эти устройства изымали в ячейках политических партий, органах местного самоуправления, в служебных кабинетах предприятий и коммерческих структур. В Черниговской области была разоблачена своеобразная частная «спецслужба», которая в интересах коммерческой фирмы успела перехватить свыше 60 тысяч телефонных разговоров. Тайны руководителей органов местной и государственной власти, работников милиции, сотрудников кон­курирующих фирм были перед ней как на ладони. Так что перво­очередным залогом успеха в защите прав и свобод человека является признание их неопровержимой цен­ностью со стороны всего общества...

Способна ли любая, не только наша отечественная спецслужба, учитывая специфику ее практики и ментальности, реформировать саму себя? Способна ли на это именно украинская спецслужба? Стоит ли ее реформировать? Нужно ли реформировать именно ее? Пока ведутся профессиональные, или же дилетантские, или же меркантильные — с определенным прицелом — дискуссии на эти темы, СБУ посылает обществу мощный мессидж, системно рассекречивая архивы советских органов государственной безопасности, ситуативно доставшиеся в наследство архиву СБУ. Пожелтевшие листы бумаги, несколько десятилетий скрывавшие правду, теперь разрушают стереотипы, лежавшие в основе идеологии, которая в свое время была чуть ли не религией. Служба обещает: в ближайшее время каждый гражданин сможет свободно, без бюрократии ознакомиться с рассекреченными материалами о судьбе своих родных и близких, ставших жертвами тоталитарного режима. Это масштабный гуманитарный проект СБУ, также закладывающий гарантии необратимости процессов, начатых в обществе.

Системное реформирование сектора безопасности с учетом тех уроков демократии, которые также постепенно — на протяжении не одного дня —усваивало человечество, обещает нам всем перспективу жизни в современном государстве, которое будет известно в мире своим уважением к демократическим ценностям, уважением к правам и свободам граждан. Мы прокладываем непростой путь от горьких ошибок и общественных трагедий прошлого, когда репрессивный аппарат тоталитарного режима душил личность, закладывался страх на генетическом уровне, — к сознательному и последовательному соблюдению основ прозрачности и общественного контроля в специфической сфере деятельности спецслужб. Хочется надеяться, что этот путь необратим. И в этом — залог защищенной и обеспеченной жизни в свободной стране, с большой ответственностью за ее судьбу и во взаимном уважении.

В работе конференции не была поставлена точка. На официальном сайте СБУ ssu.gov.ua открыт новый раздел, предназначенный для дискуссий, к которым приглашаются все заинтересованные эксперты, ученые, специалисты в области защиты прав человека и деятельности правоохранительных органов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно