Биржевая штурмовщина
Когда по всей стране будут наряжать елки и готовиться к празднованию Нового года, почти незаметная прослойка общества под названием «операторы фондового рынка» будет торговаться за акции областных энергораспределяющих компаний.
«Для этих - деньги превыше всего», - подумаете вы. И будете неправы. Потому что основным виновником новогоднего торжества с биржевым молотком в руках является Фонд государственного имущества Украины, который долго думал и решил продавать акции ряда привлекательных государственных предприятий в две последние недели года. По 31 декабря включительно.
«Время для продажи акций выбрано крайне неудачно, - таково мнение заместителя директора департамента торговых операций и продаж компании «Альфа Капитал» Артема Зайцева. - Уже сейчас можно не сомневаться, что цена на биржевых торгах будет ниже, чем на внебиржевом рынке».
«В конце года акции продадутся значительно дешевле, чем они могли быть проданы летом этого года, - добавляет президент компании «Комекс-брок» Дмитрий Сапунов. - С одной стороны, именно летом этого года курсы акций большинства компаний, и особенно энергетических, достигли своего максимума. К началу осени рынок оказался несколько перегретым и цены стали снижаться. А тут еще и страшный кризис на мировых финансовых рынках, обваливший и курсы украинских акций».
За период с начала осени наиболее известные украинские фондовые индексы - ProU-50, KAC-20, Wood-15 - упали соответственно на 43%, 49% и 29%. Проще говоря, именно настолько в среднем снизилась цена всех акций на рынке. Но это, так сказать, сторона объективная.
«С другой же стороны, - продолжает Дмитрий Сапунов,- общеизвестно, что в конце года, в дни рождественских праздников деловая активность снижается до минимума. Иностранные инвесторы в этот период и в хорошие для рынка годы практически прекращают работу. Поэтому на торгах 31 декабря спрос будет занижен».
«Нужно было либо продавать акции летом, либо, коль не успели, ждать, когда ситуация изменится», - советует ФГИ Артем Зайцев.
Не могу ждать
Но дело как раз в том, что ФГИ ждать не может. Не будем спорить, прав ли был в начале весны назначенный и.о. председателя Фонда Владимир Лановой или не прав, начав пересмотр механизмов приватизации и тем самым затормозив ее почти на полгода - это отдельная тема для исследований. Один результат очевиден: ФГИ отвратительно выполнил план по привлечению средств в бюджет от приватизации. Вместо запланированных к концу года 500 млн. грн. в конце ноября правительство имело только 50 млн. грн. Поэтому для Фонда крайне важно в декабре продать за живые деньги как можно больше государственных пакетов акций.
И вот здесь стоит вспомнить, каким образом ФГИ может получить эти самые живые деньги. В начале сентября Кабинет министров утвердил план поступления средств от приватизации с указанием отдельных статей доходов. (Кстати, мировой кризис еще раз доказал, что такие планы могут носить лишь рекомендательный характер.)
Согласно ему 226 млн. грн. должны были принести в декабре коммерческие конкурсы: продажа пакетов размером более 26% уставного фонда за наибольшую предложенную сумму с обязательным условием выполнения зафиксированных ФГИ условий. Но, как и говорили эксперты, провести конкурсы за пару месяцев оказалось невозможным. После индексации уставных фондов или экспертной оценки стоимости предлагаемых к продаже пакетов акций покупатели на малопривлекательные объекты словно испарились. А итоги первых коммерческих конкурсов по продаже акций привлекательных предприятий могут быть подведены только в конце января - феврале 1998 года. Тогда же могут поступить и первые деньги от уполномоченных лиц, которые согласно последнему указу Президента, будут организовывать продажу госпакетов акций на международных тендерах, внеся предоплату.
120 млн. грн. и тоже в декабре должны были поступить от некоммерческих конкурсов. Все их отличие от конкурсов коммерческих в том, что вместо максимальной предложенной суммы покупки при определении победителя учитывается максимальная предложенная сумма инвестиций. Да и размер предлагаемого на продажу пакета должен превышать 51% от уставного фонда. По словам заместителя председателя ФГИ Александра Бондаря, при желании любой коммерческий конкурс можно сделать некоммерческим и наоборот. Отсюда и общие проблемы при их проведении.
Короче говоря, о 346 млн. грн. поступлений от проведения конкурсов придется забыть. Остается 74 млн. грн., которые должна принести льготная продажа, и
86 млн. - продажа акций на фондовых биржах и во внебиржевой фондовой торговой системе. Ясно, что пока компенсационный сертификат будет стоить на рынке
3 грн. при номинале 10 грн., только не совсем нормальный руководитель или работник предприятия будет оплачивать акции деньгами. По мнению участников рынка, до конца года курс КС расти не будет, а значит, ФГИ и бюджет так и не увидят этих запланированных 74 млн. грн.
Последняя надежда Фонда…
Вот и выходит, что единственным реальным источником получения живых денег остается продажа акций на фондовых биржах. Сегодня доступ на биржевые торги открыт для всех желающих физических и юридических лиц. Следует только внести формальную предоплату в размере номинальной стоимости пакетов акций, которые вы желаете приобрести (никто не запрещает купить акций больше).
Как считает Александр Бондарь, который непосредственно отвечает за это направление работы ФГИ, «продажа акций на биржах является наиболее прозрачным механизмом приватизации». Но тут же добавляет, что это является препятствием для выставления на торги сколько-нибудь значимых пакетов акций: «Я могу провести максимум 5% акций привлекательных предприятий для продажи на биржевых торгах. Тут же появляются какие-то предложения министерств, какие-то квоты. У нас не любят прозрачных механизмов».
Наглядным примером является ставшая уже историей попытка продать интересные пакеты акций ряда крупных предприятий Харьковской, Луганской и Донецкой областей для сбора средств для восстановления харьковского очистного коллектора. Был даже принят указ Президента, предписывающий выделить эти пакеты. Однако благодаря усилиям министерств и иже с ними до продажи пакетов акций крупных предприятий дело так и не дошло. По непонятным причинам были сняты с торгов и акции Харьковского тракторного завода.
В результате на торги попадали акции малопривлекательных объектов или мизерные остатки (по нескольку десятых или сотых процента от уставного фонда, не проданные на сертификатных аукционах). Пока уставные фонды предприятий не были проиндексированы, ФГИ еще худо-бедно удавалось сбывать пакеты акций (в единичных случаях предложения привлекательных предприятий цены продажи доходили до 50-100 номиналов и даже выше). Но когда началась индексация уставных фондов, многие пакеты стали просто «зависать». Новое руководство Фонда не учло, что на аукционах действует обратный закон: чем ниже начальная цена, тем выше конечная. «Зависшие пакеты акций можно будет продать только тогда, когда Верховная Рада разрешит продавать акции во время приватизации по цене ниже номинальной», - считает Александр Бондарь.
Пока ход выполнения Фондом плана биржевых продаж является малоутешительным. Вместо 86 млн. грн. по состоянию на 24 ноября на биржах было продано акций на сумму 13,9 млн. грн.
…и фондовых бирж
Продажа госпакетов акций на фондовых биржах является последней надеждой не только ФГИ, но и для самих фондовых бирж. На небольшой украинский рынок их у нас создано уже четыре: Украинская фондовая биржа (УФБ), Украинская межбанковская валютная биржа (УМВБ), Киевская международная фондовая биржа (КМФБ) и Донецкая фондовая биржа (ДФБ). Для всех из них, кроме УМВБ, живущей за счет валютных торгов, торги ФГИ являются практически единственным средством для существования. А потому борьба за выделение пакетов акций той или иной бирже идет не на жизнь, а на смерть, отнимая огромные силы, которых подчас не хватает для работы бирж по другим направлениям, могущим обеспечить достойное будущее.
Как ранее заявлял Александр Бондарь, первоначально продажа пакетов акций крупных предприятий будет вестись равномерно (насколько это возможно) на всех биржах, кроме Донецкой. Последняя, по словам зампредседателя ФГИ, имеет региональное значение и не может работать с большими объектами. Позже Фонд проанализирует, как каждая биржа справилась с заданием, и будет учитывать это, предлагая последующие пакеты акций. По мнению Александра Бондаря, наибольший потенциал возможностей у УМВБ, вместе с тем УФБ обладает гораздо большим опытом.
Попробуем кратко охарактеризовать, что же представляют собой фондовые биржи Украины.
УФБ. Безусловно, любой рассказ об отечественном биржевом фондовом рынке начинается с УФБ. Прежде всего потому, что эта биржа - старейший участник рынка ценных бумаг Украины (она зарегистрирована 29 октября 1991 года). Долгое время именно УФБ выступала движущей силой фондового рынка, получала государственную и донорскую поддержку. Созданная в форме акционерного общества, УФБ насчитывает почти 100 акционеров, в ее структуру входят 29 региональных центров и филиалов, на ней зарегистрировано более 200 брокерских контор.
Тем не менее, созданная раньше самого рынка биржа не смогла нормативно закрепить в Украине централизованную модель его развития, как это, например, было сделано во Франции или Польше. В результате она оказалась неподготовленной к бурному развитию децентрализованного рынка и ориентированной на него инфраструктуры, появлению бирж-конкурентов, а также созданию нового руководящего органа на этом рынке - Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Последние события показывают, что ГКЦБФР не согласна отдать УФБ роль локомотива украинского биржевого рынка, что техническая помощь оказывается не УФБ, а внебиржевой фондовой торговой системе ПФТС, что финансовые ресурсы привлекаются под создание депозитария «Межрегиональный фондовый союз». Бирже не удалось развить ни одного проекта за последние пару лет: не была создана фьючерсная площадка, прекратились торги векселями, акциями «с голоса», электронные торги. Все силы брошены на то, чтобы «выбить» себе акции из ФГИ. Но лоббистские действия, типа известного поручения о выделении бирже на продажу госпакетов акций в рамках создания Национального фондового индекса, уже ни к чему не приводят.
То есть хочет того УФБ или нет, ей придется на время отложить свои амбициозные планы, перестать говорить о своей богатой истории и какое-то время жить по рыночным законам. И для этого придется приложить немало усилий. Тем более что ФГИ уже несколько раз ожегся, работая с УФБ: то биржа пыталась по дешевке продать акции «Укрречфлота», то она не могла обеспечить перевод средств Фонду из-за банкротства расчетного банка...
КМФБ. Второй фондовой биржей в Украине стала КМФБ. Старт к ее созданию был дан еще в 1992 году, однако тогда усилия группы ее организаторов во главе с г-ном Лановым не увенчались успехом, причем не без помощи УФБ. К 15 мая 1995 года, когда КМФБ все же была зарегистрирована в Кабмине, она олицетворяла собой альтернативу УФБ: негосударственная биржа, которую создали сами торговцы ценными бумагами, неудовлетворенные деятельностью УФБ. Однако для успешной работы на рынке этого было мало.
Будучи зарегистрированной на три с половиной года позже УФБ, КМФБ появилась все же ранее становления настоящего рынка ценных бумаг в Украине. В итоге - те же торги акциями приватизированных предприятий (до последнего менее привлекательными, чем достающиеся УФБ) и торги векселями Национального диспетчерского центра. Ясно, что в этих условиях попытка привлечь к себе участников рынка только более низкими, чем на УФБ, комиссионными к большому успеху привести не может. Ничем закончились усилия по организации на КМФБ торгов ОВГЗ и фьючерсами. Некоторую известность на рынке КМФБ приобрела благодаря организации на ее площадях Межрегиональной торгово-информационной площадки (МТИП) по торговле компенсационными сертификатами, на что не решилась более консервативная УФБ.
Однако в целом КМФБ уступает УФБ и по лоббистским, и финансовым возможностям. (Можно услышать и более резкое мнение: КМФБ просто опоздала к распределению государственной и технической помощи фондовым биржам, а потому вынуждена почти все делать за свои средства, которых не так уж и много.) Поэтому ее шансы на лидерство на биржевом рынке по-прежнему оцениваются очень невысоко. В то же время это вынуждает КМФБ занимать более гибкую позицию на рынке, искать новые инструменты для работы, предлагать клиентам более выгодные условия. Возможно, руководство биржи выберет тактику последовательного завоевывания небольших сегментов рынка (вексельного, рынка муниципального займа, фьючерсов и т.п.). Об этом можно будет судить уже буквально через несколько месяцев, когда появится возможность сравнивать биржевые торги векселями НДЦ на УФБ и КМФБ. Кроме того, Киевская международная открыта для инвесторов, что очень немаловажно.
ДФБ. 9 января 1996 года Кабинет министров принял постановление, согласно которому украинский фондовый рынок пополнился третьей фондовой биржей - Донецкой. Идея о создании биржи в юго-восточном регионе витала давно. Создавалась она при большом содействии со стороны администрации Донецкой области и самого Донецка. В состав учредителей вошли 24 компании, которые в основном представляют Донецкий регион.
Несмотря на то, что ДФБ не претендует на звание центральной, позиции ее в случае развития отечественного рынка ценных бумаг от неорганизованного к организованному (идея, постоянно проповедуемая ГКЦБФР) могут быть достаточно сильны. Дело в стратегии, выбранной создателями биржи. По их мнению, ДФБ должна прежде всего стать региональной фондовой биржей. Такая постановка вопроса фактически лишает ДФБ конкурентов (хотя в Донецке и есть филиал УФБ).
Несмотря на короткую историю биржи, этот вывод уже можно подкрепить реальными фактами. Во-первых, биржа поддерживается местным руководством. Поэтому всевозможные проекты муниципальных займов почти наверняка будут реализованы при ее помощи. Во-вторых, Донецкая фондовая часто получает от ФГИ более привлекательные предприятия, чем КМФБ. Безусловно, это предприятия Донецкого региона, но ДФБ в соответствии со своей стратегией другого и не надо. В-третьих, ДФБ вполне может пойти на контакт с любой столичной биржей, так как вряд ли кому-то в Киеве придет в голову самостоятельно соваться в Донбасс, а этот регион всегда вызывал и будет вызывать интерес со стороны инвесторов. В-четвертых, пример развития Харькова показывает, что рынок может существовать даже в небольших территориальных пределах, если только в них сосредоточены значительные финансовые и промышленные ресурсы. А Донбасс под это определение очень даже подходит.
УМВБ. Появление УМВБ в компании фондовых бирж неслучайно. Валютный рынок понемногу сосредотачивается на межбанке, поэтому валютной бирже следует занимать другие, соседние ниши: сначала - рынок государственных ценных бумаг, обязательно - рынок срочных контрактов, а потом, если того потребует ситуация, и рынок корпоративных ценных бумаг, считают в руководстве УМВБ. Кроме того, учредителями биржи являются банки, которые сегодня активно ищут новые сферы деятельности. И четкие приоритеты УМВБ (в отличие от трех других универсальных фондовых бирж): в первую очередь - государственные ценные бумаги и срочные контракты и лишь затем - корпоративные бумаги - направлены как раз на удовлетворение этих требований банков (и, частично, НБУ).
Одновременно со статусом фондовой биржи УМВБ получила звание главного конкурента УФБ на биржевом рынке. И получила весьма обоснованно, так как шансы УМВБ стать лидером на рынке госбумаг и срочных контрактов оцениваются гораздо выше, чем шансы УФБ.
Нельзя не сказать и об основном конкуренте бирж на организованном фондовом рынке - внебиржевой фондовой торговой системе ПФТС, работающей в режиме реального времени. Благодаря мощной финансовой поддержке американских доноров, она уже успела занять значительную долю рынка. Только за 1997 год объемы сделок, зарегистрированных в системе, превысили 250 млн. грн. Особенно важно, что эта система понятна для иностранных инвесторов и пользуется среди них большим доверием.
Поэтому ПФТС не могла остаться в стороне от процесса приватизации. Хотя пока реальных продаж госпакетов акций на ней не было (нет пока даже порядка их проведения), трудно сказать, удастся ли ПФТС сделать это лучше, чем фондовым биржам.