Недавнее обострение в Красном море заставило мировых поставщиков важных товаров задуматься, но это вряд ли единственная проблема, с которой столкнутся крупные перевозчики с началом 2024 года. Об этом пишет Reuters.
Такие гиганты, как Maersk, говорят, что отрасль, на которую приходится 90% мировой торговли, столкнулась с возможностью значительных перебоев - от войн до засух, влияющих на ключевые маршруты, такие как Панамский канал. Сложные графики движения, вероятно, будут выбиваться из ритма для гигантских контейнеровозов, топливных танкеров и других грузовых судов в течение всего года.
Это приведет к увеличению задержек и росту затрат для таких торговцев как Walmart, IKEA и Amazon, а также производителей продуктов питания, таких как Nestle, и бакалейных компаний, включая Lidl.
"Кажется, это новая норма - эти волны хаоса, которые то поднимаются, то спадают. Прежде чем вы вернетесь к определенному уровню нормальности, случается другое событие, которое выбивает все из колеи", - сказал генеральный директор компании Basic Fun Джей Форман.
Дополнительные риски 2024 года включают возможное расширение нападений на суда в Красном море на Персидский залив, что может повлиять на поставки нефти, тогда как потенциальное обострение ситуации вокруг Тайваня также может повлиять на важные торговые пути. Война России против Украины продолжает влиять на торговлю зерном.
В пятницу, 5 января, Maersk присоединилась к другим крупным морским перевозчикам в перенаправлении судов подальше от Красного моря, чтобы избежать атак ракет и беспилотников в районе, ведущем к важному короткому пути Азия-Европа через Суэцкий канал. По этому маршруту проходит более 10% всех морских перевозок и почти треть мировых контейнерных перевозок.
В то время как танкеры с нефтью и топливом для Европы продолжают проходить через Суэцкий канал, большинство контейнеровозов перенаправляют грузы в обход южного края Африки, поскольку йеменские хуситы атакуют суда в Красном море в знак поддержки ХАМАС, против которого воюет Израиль.
Расходы судовладельцев на топливо выросли до $2 млн за рейс в оба конца при обходе Суэцкого канала. Рост расходов может привести к повышению цен для потребителей, хотя Goldman Sachs заявил, что инфляционный шок не должен быть столь сильным, как хаос, вызванный пандемией 2020-2022 годов.
"Первый квартал будет немного безумным для всех", - считает генеральный директор компании OL USA, занимающейся грузовыми перевозками, Алан Баер.
По данным поставщика программного обеспечения для цепей поставок Project44, количество переходов через Панамский канал, являющийся альтернативой Суэцкому каналу, сократилось на 33% из-за низкого уровня воды. Это привело к резкому росту стоимости морских перевозок таких товаров как пшеница, соя, железная руда, уголь и удобрения, в конце 2023 года.
Участившиеся суровые погодные явления оказывают более непосредственное влияние, чем политическая напряженность. Бразилия пострадала от двойного удара: исторической засухи на Амазонке и чрезмерных дождей на севере страны — это привело к тому, что в конце 2023 года в порту Паранагуа образовалась более длинная очередь кораблей, чем обычно, за несколько месяцев до пикового сезона отгрузки соевых бобов.
"Вы всегда можете сказать: "Это разовое событие", но если такие разовые события случаются ежемесячно, это уже не разовые события", - сказал управляющий партнер компании Breakwave Advisors Джон Картсонас.
Ранее авторы FT сделали свой прогноз о том, что ждет мир в 2024 году, а журнал The Economist выпустил традиционный обзор главных тем этого года. Среди топовых остается война РФ против Украины.