Грязные игрища вокруг помощи Украине. Что дальше?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Грязные игрища вокруг помощи Украине. Что дальше? © EPA-EFE/MICHAEL REYNOLDS

Вопрос принятия помощи Украине в Конгрессе США стал заложником двух факторов — стремления республиканцев получить уступки со стороны демократов по миграционному законодательству и желания кучки трампистов полностью остановить поддержку Киева. События в Авдеевке и сибирском Харпе потенциально могут повлиять на решение конгрессменов рассмотреть недавно проголосованный Сенатом пакет. Если нет, то существуют и другие способы возобновить поставки очень нужной Украине помощи.

Обусловленное предвыборными гонками политическое противостояние заставило администрацию Байдена «упаковать» помощь Украине на 2024–2025 финансовый год вместе с поддержкой Израилю и Тайваню. Понимая насущность вопроса и критичность фактора времени для демократов, республиканцы связали прохождение помощи Киеву с изменениями в миграционное законодательство, которое не реформировалось с середины 1980-х годов. Вопрос имеет глубокую предысторию и приобрел особую остроту в конце прошлого года, когда всего за месяц в страну через мексиканскую границу попало около трехсот тысяч нелегалов — это самый высокий показатель в истории. Стоит заметить, что борьба с нелегалами была предвыборным коньком Дональда Трампа еще в 2016 году. Сразу после принятия присяги Трамп подписал свой первый исполнительный указ, который запрещал въезд в США гражданам нескольких мусульманских стран, а в течение каденции пытался оградиться от Мексики стеной и заставить соседнюю страну заплатить за это.

Согласно опросам PEW Research, подавляющее большинство американцев (78%) встревожены ситуацией на южной границе: 45% считают ее кризисом, а 32% — серьезной проблемой. Проблематика занятости и состояния экономики (25%), а также инфляция (32%) уступили миграционным вопросам (35%) среди самых острых тем выборов в этом году. Впрочем, вдвое меньшее количество американцев (17%) действительно ощущают на себе негативные последствия нелегальной миграции, что свидетельствует об искусственном перегревании темы республиканцами. Как бы то ни было, но в октябре прошлого года за системное решение проблемы взялась двухпартийная группа сенаторов, предложившая в январе компромиссный вариант, который мог кардинально улучшить ситуацию. Но и он был торпедирован Трампом и его приверженцами, ведь хорошо разогретая и острая проблема — это повод критиковать политического соперника и сплачивать вокруг себя электорат. Дональда Трампа сложно обвинить в том, что он поступается собственными интересами в пользу национальных.

Майк Джонсон
Майк Джонсон
EPA-EFE/MICHAEL REYNOLDS

Похоронив «миграционный компромисс», сенаторы, включительно с 22 республиканцами, наконец смогли проголосовать пакет помощи трем странам. Новой преградой на пути стал спикер Палаты представителей Майк Джонсон. Формально его аргументация базируется на том, что решение проблемы США в сфере безопасности должно предшествовать какой-либо иностранной помощи. Спикера не волнует, что лучшего компромисса по иммиграционной политике вряд ли удастся достичь при условиях то ли максималистских требований однопартийцев, то ли желания Дональда Трампа совсем не допустить решения проблемы при каденции Джо Байдена. Неформально Майк Джонсон не желает совершить политический суицид, ведь, поставив на голосование законопроект, он получит двойной выстрел. Критика Трампа может похоронить его переизбрание в Палату осенью, а еще до этого его могут отстранить от должности, как это произошло с его предшественником Кевином МакКарти. Те, кто был за отстранение предыдущего спикера по идеологическим соображениям, хотят прекращения помощи Украине во что бы то ни стало. И это при том, что большинство американцев (74%) считают российско-украинскую войну важной с точки зрения национальных интересов США. Даже по партийным признаком тех, кто разделяет такое мнение, большинство и у демократов (81%), и у республиканцев (69%). Нужно вспомнить крайне негативную роль Илона Маска, который и сам усиливает антиукраинские посылы, и предоставляет свою платформу другим симпатикам Владимира Путина и диких теорий заговоров типа Такера Карлсона, Алекса Джонса и других.


Выход Сил обороны из Авдеевки и убийство Алексея Навального добавили сторонникам Киева моральных аргументов для усиления давления. Американские политики признают, что драматические события на российско-украинском фронте являются результатом промедления с помощью, вызвавшим «снарядный голод». Джо Байден угрожал серьезными последствиями в случае смерти российского оппозиционера, это поддерживает и подавляющее большинство республиканцев. Влиятельный республиканец Линдси Грэм требует признать Россию страной — спонсором терроризма. Некоторые предлагают разблокирование помощи Украине в качестве наказания Владимира Путина за убийство оппонента, имя которого тот избегал называть. Это было бы довольно иронично, ведь при жизни этот оппозиционер, как и его соратники, избегали четких формулировок в отношении Украины и выступали против помощи Украине в сфере безопасности, что может нанести вред «их ребятам». Они отдавали преимущество антикоррупционным расследованиям, интервью и флешмобам, которые, по их мнению, являются самыми лучшими методами борьбы с кровавой тиранией.

Демократы могут обратиться к двум процедурным ходам, чтобы обойти блокирование спикером вынесения на голосование законопроекта о помощи. Первая опция — «петиция об увольнении» требует 218 подписей конгрессменов. Сейчас у демократов есть 212 голосов, но некоторые не хотят голосовать за пакет, содержащий помощь Израилю. Впрочем, необходимое количество могут обеспечить приверженцы Украины среди республиканцев, если такая приверженность перевесит партийную дисциплину (принцип «большинства большинства», по которому нельзя голосовать вместе с демократами, пока большинство республиканцев не придут к соглашению по сути вопроса) и страх перед возможным номинантом от республиканской партии на президентские выборы. Другая опция — так называемый предварительный вопрос дает шанс меньшинству получить возможность руководить дебатами и внести изменения в процедуру, а значит — поставить на голосование любой законопроект. Правда, голоса республиканцев все равно понадобятся для принятия этого документа.

Браян Фицпатрик
Браян Фицпатрик
EPA-EFE/Ting Shen

Кризисная ситуация в Палате представителей подтолкнула двухпартийную группу конгрессменов во главе с сопредседателем украинского «кокуса» Брайаном Фицпатриком подать в прошлую пятницу законопроект на сумму 66,3 млрд долл. От сенатской версии (95 млрд долл.) он отличается отсутствием экономической и гуманитарной помощи Украине и сектору Газы, но в то же время для Украины предусмотрено 13,8 млрд долл. помощи в сфере безопасности и 13,4 млрд долл. на пополнение Пентагоном запасов вооружения и боеприпасов, переданных непосредственно Украине, а также другим странам по схеме замещения. Сейчас неизвестна реакция Трампа на такую инициативу, поэтому и спикер Палаты представителей молчит.

Вместо этого Трамп разродился идеей о предоставлении помощи в виде займа. «Никакие деньги в форме иностранной помощи не должны предоставляться ни одной стране, если это не делается в виде займа… Деньги можно одолжить на чрезвычайно выгодных условиях — без процентов и на неограниченный срок, но все же как займ. Соглашение должно быть (при условии!), что США помогают вам как нации, но если страна, которой мы помогаем, когда-то обернется против нас или когда-то в будущем разбогатеет, займ будет выплачен, а деньги будут возвращены Соединенным Штатам», — написал Дональд Трамп в своей социальной сети. Эту идею сразу подхватили республиканцы, включая тех, кто уверял Украину в поддержке «столько, сколько нужно». Конечно, формула «когда-то обернется против нас» может произвольно трактоваться Трампом, если он будет переизбран. Мы хорошо помним «перфектный разговор с президентом Зеленским», который послужил причиной первого импичмента «стабильного гения», требовавшего компромат на Джо Байдена в обмен на разблокирование помощи в сфере безопасности. Да и «выгодные» финансовые условия тоже относительное понятие, особенно из уст деятеля, поощряющего Владимира Путина напасть на страну — члена НАТО, взносы которой меньше 2% ВВП.

В прошлом году осенью закончился срок действия торжественно подписанного президентом Байденом 9 мая 2022 года «Закона о ленд-лизе в защиту демократии в Украине». По иронии судьбы, он ни разу не был применен. Четкого объяснения причин этого не предоставили, кроме тех, что лучше осваивать выделенные Конгрессом живые деньги. Если идею Трампа можно трактовать как своеобразный «ленд-лиз», то почему бы не инициировать внесение в Конгресс обновленного закона?

Впрочем, даже в нынешних сложных условиях у администрации Байдена есть механизм предоставления определенных видов вооружения и боеприпасов в обход Конгресса на сумму в 500 млн долл. ежегодно. Речь идет о возможности продажи со скидкой или даже передачи бесплатно избыточного вооружения и боеприпасов. По открытым данным, в США на хранении находятся более четырех миллионов артиллерийских снарядов с кассетной боевой частью, которые могут быть определены как избыточные оборонные товары ввиду признания их Армией США ненадежными (несрабатывание 14% суббоеприпасов) и опасными. Конечно, есть и много других вооружений и боеприпасов, которые могут пригодиться. Даже вопрос покрытия стоимости доставки может быть оптимизирован, если сначала эти боеприпасы будут доставлены в Германию (это единственная страна, доставка избыточных оборонных товаров в которую предусматривает финансирование правительством США), а уже оттуда — в Украину.

Если фактор Трампа уже существенно усложнил оказание помощи в сфере безопасности, попробуйте представить, какой негативный сценарий может ожидать нас в случае его переизбрания. Впрочем, если не будет сговора с Владимиром Путиным по принуждению Украины к «компромиссу», Дональд Трамп охотно будет позволять покупать американское оружие. Именно поэтому еще большую актуальность приобретает решение нашими партнерами вопроса передачи Украине 300 млрд долл. замороженных активов российского государства. В конце января сенатский комитет по иностранным делам принял проект «Закона о восстановлении экономического процветания и возможностей для украинцев», принятие которого необходимо, чтобы синхронно с европейцами были определены правовые и политические рамки использования замороженных активов РФ. Без решения в Вашингтоне европейцы решились только на возможность передачи Киеву процентов с российских активов, которые хранятся в их финансово-банковской системе.

Следовательно, перспективы дальнейшей помощи не радостные, но и не выглядят фатальными. Демократы и симпатики Украины среди республиканцев способны преодолеть преграды, чтобы возобновить поставки помощи еще на год. Будущая политика по Украине при условии переизбрания Дональда Трампа останется «котом в мешке», поэтому жизненно важно, чтобы до конца года были решены вопросы, которые дали бы Украине простор для маневра (доступ к замороженным активам), возможность пополнить запасы оружия и боеприпасов, а также максимально привлечь в Украину компании американского оборонно-промышленного комплекса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме