Десятилетиями Европейский Союз борется со своим видением и целью: является ли он торговым блоком независимых государств-единомышленников, интересы которых пересекаются, или это миссия по созданию все более тесного союза стран? Этот вопрос часто является причиной некоторых из самых бурных событий, происходящих в политике. На прошлой неделе на выборах в Европейский парламент наблюдался всплеск голосов за националистические партии.
В Брюсселе ведутся дебаты о том, как добиться контроля над обороной. Передадут ли государства-члены ЕС свои вооруженные силы под контроль командования ЕС? Может ли Брюссель диктовать какие оборонные отрасли размещать в ЕС, тем самым ставя всех членов в зависимость друг от друга и от центра? Об этом пишет Лиам Фокс в газете The Telegraph.
Существует риск возникновения запутанной модели "оборонного союза" ЕС достаточно реальной, чтобы подорвать европейскую безопасность. К примеру, в то время, когда растет критика протекционизма США в торговле, ЕС стремится создать совместную оборонную промышленность с протекционистскими элементами, которые могут поставить в невыгодное положение ключевых оборонных союзников, таких как Великобритания.
Контракты, заключенные из оборонного фонда ЕС на основе "расширения стратегической автономии ЕС", будут ограничивать способность государств-членов работать с союзниками в сложных коалициях новых оборонных проектов, считает Фокс.
Великобритания к примеру вышла из ЕС и работает над вопросами обороны и безопасности с блоком несистематически, предпочитая работу в рамках НАТО. Эта независимость позволила ей последовательно продвигаться быстрее и дальше в вооружении Украины, предоставлять танки, когда никто другой этого не делал.
Фокс отмечает, что оборонный проект ЕС рискует подорвать коллективную безопасность НАТО тремя способами. Первый — это из-за денег. Слишком мало европейских членов НАТО сейчас берут на себя обязательство выделять 2% ВВП на свои оборонные бюджеты, при этом 80% оборонных расходов НАТО приходится на страны, не являющиеся членами Альянса. Поскольку структуры ЕС не требуют от своих членов выделять больше, почти неизбежно, что деньги будут перенаправляться от основных функций НАТО.
Второй риск — это повторение организационных процессов. Брюссельская зацикленность на процессах и политических аспектах обороны создала лабиринт оборонных инициатив, программ и аббревиатур ЕС. Создание организаций ЕС лишнее, когда уже существуют НАТО и национальные системы.
Третий риск — политическая слабость ЕС. Великобритания это хорошо знает, но американские союзники должны понимать, что оборонные инициативы ЕС не дополнят способности НАТО, а увязнут в распрях и вето со стороны брюссельской бюрократии.
"Попытки создать параллельные оборонные структуры ЕС ошибочны и рискуют превратиться в дорогой тщеславный проект", — пишет Фокс.
Ранее журнал Foreign Affairs писал, что НАТО, напротив, нужна более мощная Европа. Первым шагом для европейских стран-членов НАТО является увеличение расходов на оборону.