Все хотят спасти планету от изменения климата, но никто не желает повышения цен на энергию. Энергетический переход, о котором заявили многие страны, идет слишком медленно. Это наибольший долгосрочный инфраструктурный проект в истории человечества, поэтому правительства должны планировать его умеренно и подробно, пишет Financial Times.
По данным Международного энергетического агентства, ископаемое топливо по-прежнему доминирует в глобальном энергетическом балансе на 81 процент.
Но обеспокоенные инвесторы останавливают финансирование сферы ископаемого топлива без соответствующих инвестиций в «переходные» источники, ядерную энергию и возобновляемую энергетику.
Поскольку цены на нефть будут расти, по прогнозам, ежегодные инвестиции производителей нефти на бирже резко сократятся.
Ожидается, что к 2025 году инвестиции в среднем ежегодно будут падать на пятую часть по сравнению с предыдущим десятилетием.
По словам аналитиков, капитальные затраты на добычу ископаемого топлива по отношению к валовому внутреннему продукту в этом году снизятся более чем вдвое.
Это может объяснить, почему даже после недавнего роста цен на акции нефтяные компании не чувствуют «силы и стабильности» на энергетическом рынке.
США и ЕС планируют потратить более 1 трлн долларов на инициативы по зеленой энергетике.
Но последнее предложение США предусматривает менее половины этой суммы непосредственно на энергоснабжение. Большая часть будет в налоговых кредитах для возобновляемых источников энергии.
Не имея плана увеличения базового энергоснабжения политики только накапливают проблемы себе и преемникам.
Цены на энергоносители выросли частично из-за низких запасов ископаемого топлива. Мировые запасы нефти и всех производных от нее продуктов упали.
Правительства снизили инвестиции во все виды ископаемого топлива. Это препятствовало развитию природного газа, жизнеспособного переходного топлива, если с ним «безопасно обращаться».
Ядерная энергетика политически токсична, но ее нельзя избежать, чтобы обеспечить спасение от энергетического кризиса, пока мир еще не перешел к возобновляемым источникам.
Хранение энергии — еще один важный элемент в головоломке энергетической безопасности, который не учтен.
Частный капитал эффективно распределяет себя на четко определенных рынках. Он не может вынести тяжелую работу, что требуется от него, когда задача, которую перед ним поставили, настолько туманна.
Более жестких климатических целей для энергетического перехода, которые мировые лидеры устанавливают на конференции по изменению климата COP26, будет недостаточно. Правительства должны ежегодно устанавливать и пересматривать сроки перехода к возобновляемым источникам. Без этого можно ожидать, что перебои в обеспечении энергией и повышение цен будут постоянно повторяться, резюмирует издание.
Переход к безуглеродной энергетике — безальтернативное будущее мировой экономики. Неизбежным шагом на этом пути является постепенное прекращение сжигания угля на ТЭС. Европейский Союз, являющийся мировым лидером такого перехода, взял курс на полное закрытие угольных электростанций к 2050 году. Мероприятия по закрытию угольных ТЭС непременно придется проводить и Украине. Более 40 стран мира на климатическом саммите COP26 в Глазго обязались постепенно отказаться от использования угля в энергетике.