Несмотря на то, что достижения Украины отмечаются на международном уровне (и защищаются партнерами), следует признать: трансформация нашей системы высшего образования пока недостаточно. Об этом в статье для ZN.UA пишет руководитель секретариата НАОКВО Михаил Винницкий.
По его словам, на местах оказывается больше всего половинчатых реформ. Это проявляется в том, что автономия в условиях иерархических отношений, сложившихся во многих ЗВО, становится вывихнутой.
«Чаще всего «ректорский феодализм» проявляется в культуре запуганного выполнения приказов вместо инициативы и творческой самоуправляемости, в отсутствии прозрачных процедур распределения нагрузки и зарплат преподавателям, в обеспечении особых привилегий руководству», - пишет автор.
Он подчеркивает, что между доходами руководителей высших учебных заведений (ректоров и проректоров) и зарплатами их «подчиненных» преподавателей есть поразительная разница.
«Когда эта разница шести- или восьмикратная, следует задуматься, можно ли в таких условиях говорить о «самоуправляемом сообществе», среде свободомыслия, академической культуре, где ценится ответственность за собственную репутацию. А именно эти положительные явления должны были стать производными после введения автономии заведений высшего образования», - отмечает Винницкий.
Для качественной трансформации украинского высшего образования, коллективы заведений должны понять ее ценность.
«Формирование университетского сообщества требует от каждого его члена прежде всего понимания личной ответственности — преобразования структуры заведения из иерархической в гетерархическую, где лидерство проявляется ситуативно, исходя из потребностей, а не исключительно по должности. Очень желательно было бы зарождение такого действующего академического сообщества эволюционным путем «с низов», ведь революционная альтернатива вряд ли приведет к положительным институционным результатам. Во всяком случае, ожидать, что украинские заведения высшего образования будут трансформироваться в европейские благодаря каким-то решениям или распоряжениям МОН или НАОКВО, — напрасно", - резюмирует автор статьи.
Что нужно для того, чтобы повысилось доверие к нашему высшему образованию? Ответ на этот вопрос надо искать не в чиновничьих кабинетах, а в самих вузах. «Преподаватели должны хотя бы начать дискуссию о причинах существования их образовательного учреждения», — считает руководитель секретариата НАОКВО Михаил Винницкий. И предостерегает: во многих заведениях высшего образования автономия становится «вывихнутой». Что это означает и почему реформы высшего образования так и остаются половинчатыми, читайте в его статье «Нам не нужна «вывихнутая» автономия».