На сегодняшний день в Украине возникла диспропорция с объединенными территориальными громадами. В частности, около 40% объединившихся старых громад создали почти 70% ОТГ, которые предполагаются общим планом. Поэтому почти 60% необъединенных старых громад теперь должны как-то вместиться в 20% оставшегося резерва новых, пишет в своей статье для ZN.UA Инна Ведерникова. Однако, сейчас ОТГ уже не хотят укрупняться или объединяться, поэтому с завершением процесса формирования объединенных громад возникло достаточно сложностей.
Такая диспропорция говорит о том, что в Украине создано огромное количество несостоятельных, экономически слабых ОТГ. По словам экспертов, таких громад подавляющее большинство. Проблему признают и сами кураторы реформы во власти.
"Дело в том, что изначально мы пошли двумя параллельными путями. Закон, с одной стороны, позволял объединяться в двух форматах - по перспективным планам и в любом другом формате. Идея была в том, что так или иначе нужно завести и поддержать сам процесс объединения. И, безусловно, в части областей мы получили проблемы. К примеру, в Днепропетровской области появилось много мелких громад. И сейчас, когда мы приводим к общему знаменателю перспективные планы всех областей, возникает достаточно сложностей. Они не хотят уже укрупняться и объединяться. Хотя в то же время все понимают, что не смогут в таком формате быть эффективными и конкурентными", уточняет заместитель министра развития громад и территорий Вячеслав Негода.
По его словам, из-за принятых жестких решений в отношении ряда громад, в финале будет много неожиданностей. Такие решения будут приниматься и в отношении громад, которые уже объединились.
"Некоторые будут еще больше укрупнены, присоединившись к крупным центрам или городам, а некоторые не увидят себя на карте. И они об этом знают", - добавил Негода.
Автор статьи отмечает, что трудно сказать, сколько в этой истории процентов составляет версия Негоды, а сколько стоит списать на так называемый казус Засухи. Когда по методике несколько близлежащих сел нужно присоединить к более крупному городу, но этому мешает бизнес, используя рычаги давления. Ведь лучше остаться царем в объединившихся вокруг трона мелких громадах, ане выстраивать более сложные отношения с мэром крупного города. Последние обычно более независимы.
"С другой стороны, стоит признать, что команде Минрегиона до определенного момента удавалось сохранять относительный баланс сил и противостоять местным элитам. Народ знал, что особо все равно не надавишь, и так или иначе на методики и критерии формирования громад нужно обращать внимание", - пишет Ведерникова.
При этом за последние месяцы обсуждения финальных перспективных планов реформаторы получили большой негатив из регионов. Ведь последние начали заваливать министерство собственными планами, которые идут вразрез с утвержденной методикой. Первой за годы реформы децентрализации дрогнула бывшая глава Министерства по развитию громад и территорий Алена Бабак, когда удовлетворила просьбу "слуги народа" Михаила Лабы в Закарпатской области.
Ведь дело Оноковской громады, где Лаба раньше был главой сельской рады, дошло до рассмотрения в парламентском комитете и депутаты сказали, что люди должны все решить самостоятельно. Тогда в регионах люди начали протестовать против объединения или разделения. А "слуги народа", в свою очередь, поняли, что таким способом можно давить на исполнительную власть, выторговывая себе разные преференции.
"Сейчас мы в процессе рассмотрения тех перспективных планов, которые обозначены законом об объединении громад. В совещательном режиме обсуждаем финальную версию. Не все предложения ОГА совпадают с нашим видением, но примерно на 90% все-таки совпадают. До конца апреля должны закончить процесс на уровне министерства. И далее включается функция правительства, когда уже Кабмин с учетом всех "за" и "против", а также замечаний, которые еще прозвучат, примет финальное решение, утвердив карту громад страны", - отметил Негода.
По его словам, уже к концу мая Центральная избирательна комиссия на основе сформированных громад сможет начать подготовку к местным выборам.
Какие права получил Кабмин в результате принятия закона, позволяющего закончить процесс объединения громад? Сколько будет громад в Украине? Какова будет их конфигурация? Что победит - логика или хаос? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в материале Инны Ведерниковой "Лихо порежем страну на квадратики" для ZN.UA.