Кабмин одобрил законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс Украины о финансировании обороноспособности государства и развитии оборонно-промышленного комплекса.
С 1 октября изменениями предлагается зачислять поступления от налогообложения зарплат в секторе обороны в специальный фонд госбюджета вместо бюджетов громад.
Это означает зачисление в госбюджет поступлений от налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ и ставка 18%) денежного довольствия, вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, полицейскими и лицами рядового и начальствующего состава, уплачиваемого в соответствии с Налоговым кодексом на соответствующей территории Украины.
В частности, прогнозируемый объем поступлений в этом году должен составить 25,8 млрд гривен, а уже в 2024 году - 93,7 млрд гривен.
Эти деньги будут поровну между собой распределять Госспецсвязь и Минстратегпром. Первые будут закупать спецоборудование, а министерство будет выделять финансирование на выполнение программ реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, а также наращивание производственных мощностей.
Как отмечает Финансовый клуб, правительство этим законом не только забирает у местных бюджетов часть доходов, но и позволяет им направлять в период действия военного положения на обеспечение поддержки обороноспособности государства свободных остатков средств местных бюджетов и остатков средств специального фонда местных бюджетов, образовавшихся на конец бюджетного. периода. Но только по решениям местных советов.
По словам первого заместителя главы парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослава Железняка, речь идет о расходах на:
- мероприятия и работы ТРО и мобилизационной подготовки;
- поддержку сил безопасности и обороны;
- проектирование, строительство, ремонт укрытий;
- строительство фортификационных сооружений;
- оплату труда бюджетных учреждений, начисление;
- приобретение медикаментов и перевязочных материалов; продукты питания;
- оплату коммунальных услуг и энергоносителей;
- обслуживание и погашение местного долга;
- социальное обеспечение;
- покрытие гарантий местных бюджетов
Законопроект, в случае принятия парламентом на заседании 19 сентября, вступит в силу со дня следующего за днем опубликования, кроме нормы по НДФЛ, действующей с 1 октября.
Налог на доходы военнослужащих стал почти такой же острой темой программ и дискуссий в СМИ и социальных сетях, как и размер их денежного довольствия. Правда, вопрос этого налога перевел направление дискуссии из Центра на общины — те вроде бы не помогают или недостаточно помогают ВСУ.
Так Минфин издал разъяснение, которым приобретение помощи для подразделений Объединенных сил ВСУ из местных бюджетов называет незаконным. И Государственная аудиторская служба Украины дает негативные выводы относительно использования средств общин на оборону. Хотя только сейчас зарегистрированы законопроекты №9559-д и 9560-1, которые должны легализовать расходы муниципалитетов на оборону и дать возможность без уголовной ответственности помогать военным.
Почему помощь общин силам обороны необходимо легализовать и для чего в общины должны и дальше поступать 64% НДФЛ, включая налог с денежного довольствия военнослужащих, обосновывают Александр Слобожан и Оксана Продан в статье на ZN.UA «Военный НДФЛ: «Хіба ревуть воли, як ясла повні?».