"Для Украины чрезвычайно важно, чтобы все украинцы, независимо от их национального происхождения, хорошо знали государственный язык, а следовательно могли профессионально самореализоваться в собственной стране. Поэтому нам необходимо найти правильные модели обучения для представителей национальных общин, чтобы они прекрасно знали и могли употреблять родной язык и так же прекрасно владели государственным языком. Мы считаем, что опыт Латвии в этом вопросе очень ценен для Украины. И рекомендации, которые мы получили по статье 7 от Венецианской комиссии, в том числе могут быть имплементированы и через такие модели, которые предлагаются в Латвии", – подчеркнула Лилия Гриневич.
В частности, речь идет о соотношении в обучении 60 на 40 в старшей школе, где 60% времени отводится на изучение учебных предметов государственной, а 40% – на родном языке. Например, такая схема применяются в украинской средней школе в Риге.
Напомним, в МИД Украины призвали воздержаться от свободного толкования решения "Венецианки", в том числе не политизировать и не использовать для спекуляций и конфронтации реформу украинского образования.
Закон Украины "Об образовании" вступил в силу 28 сентября. Согласно статье 7 закона, начиная с 1 сентября 2018 года дошкольное и начальное образование дети могут получать на языке нацменьшинства, при этом параллельно изучая государственный язык.
С 5-го класса дети будут начинать учиться на государственном языке, а язык национального меньшинства изучать как отдельную дисциплину. Если язык нацменьшинства относится к языкам Европейского Союза, то на нем возможно преподавание одной или нескольких дисциплин.
Подробнее о новом законе "Об образовании" читайте в интервью министра образования Лилии Гриневич в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".