Верховная Рада приняла два закона относительно судебной реформы. Однако, существует несколько сценариев, которые могут сорвать или существенно замедлить реформирование судебной системы, пишут в статье для ZN.UA эксперты фонда DEJURE Ирина Шиба и Михаил Жернаков. Они также отметили, что все сценарии могут произойти одновременно и оказывать кумулятивный эффект.
Так, законы о формировании Высшей Квалификационной комиссии судей (3711-д) и очистки от недобродетельных членов Высшего совета правосудия (№5068) могут обжаловать в Конституционном суде. Депутатское представление в КСУ вполне может отменить судебную реформу. Так уже было с первой попыткой президента Владимира Зеленского реформировать судебную власть. Тогда Конституционный суд отменил ключевые положения президентских законов.
Кроме того, заблокировать судебную реформу может Высший совет правосудия, который в 2019 году уже была основным инструментом блокирования первой попытки реформы Зеленского. Учитывая, что членов ВККС будет выбирать ВСП, то перед недобросовестным органом преимущество будут иметь более лояльные, а не более профессиональные кандидаты в ВККС.
"Более того, члены ВСП могут начать искать лояльных "темных лошадок" среди малоизвестных действующих судей или судей в отставке и предлагать им отправиться на конкурс в ВККС. Поскольку анализ добродетели будет происходить за счет открытых источников, проверить каждую деталь судейской биографии невозможно", - указали авторы.
Еще по одному сценарию Верховный суд может отменить решение Этического совета, создание которого предусмотрено законом о ВККС. В частности, именно Этический совет будет оценивать и рекомендовать членов в ВСП. Обжалование решения нового органа в суде предусмотрено все тем же законом. Причем причины для этого могут быть любыми. В Верховном суде эти дела попадут в Кассационный административный суд, который возглавляет недобродетельный Михаил Смокович.
В свою очередь съезды судей, прокуроров, адвокатов и юридических ЗВО также могут оставить на должностях действующих членов ВСП. Авторы отмечают, что оставить действующий Высший совет правосудия на местах могут и те, кто его назначил, - делегаты съездов. У съездов будут три месяца для того, чтобы собраться и большинством голосов подтвердить полномочия членов ВСП, даже несмотря на отрицательное заключение по Этическому совету
"Как уже упоминалось, собрать большинство голосов на съезде - дело нелегкое, особенно с официальным признанием недобродетели от международных экспертов. Именно поэтому так важно, что народные депутаты поддержали поправку №733, которая и предусматривает обязательное подтверждение полномочий члена ВСП большинством голосов съезда", - отметили эксперты.
Также по одному из сценариев конкурс в ВККС может вообще не состояться. Так, закон определяет, что конкурсная комиссия должна отобрать 32 кандидата в Высшую квалификационную комиссию, 16 из которых должен назначить ВСП, который неизвестно очистится ли от нечестных на время назначения. В свою очередь ВСП может отказаться от назначения ВККС, как ранее отказался от делегирования своих представителей в Этическом совете.
Кроме того, существует риск, что в финале не наберется достаточного количества компетентных и добродетельных юристов, чтобы выполнить требования закона. Поэтому формирование новой ВККС может быть отсрочено до завершения повторного конкурса, а то и вообще не состояться.
Подробнее о возможных вариантах развития событий после окончательного принятия законов о ВККС и ВСП читайте в статье Ирины Шибы и Михаила Жернакова "Суд идет: когда заработает судебная реформа, и что может пойти не так".