В этом году студентами украинских вузов стали 2 083 жителя временно оккупированных Крыма и Донбасса; из них 1 746 – жители Донецкой и Луганской областей, 337 – Крыма. Учиться на подконтрольную Украине территорию выехали лишь около 8% юношей и девушек, пишет журналистка Наталья Адамович в статье «Утраченные агенты перемен: действительно ли Украина делает все для привлечения абитуриентов из ВОТ?»
«Одной из самых больших проблем, связанных со поступлением на подконтрольной территории, абитуриенты и их родители называют невозможность дистанционно подать документы в вуз. Поскольку КПВВ на границе подконтрольных и неподконтрольных территорий в любой момент могут закрыться, просчитать, успеет ли поступающий своевременно подать заявление, невозможно», - пишет автор.
Въехать можно через Россию, но «за нарушение порядка пересечения границ в обход КПВВ» в Украине могли оштрафовать. Хотя такое наказание летом 2021 года отменили, определенная часть потенциальных студентов из ОРДЛО так и не отважилась на поступление.
«Определенной сложностью, особенно в начале обучения, поступающие с ВОТ считают психологическую адаптацию и потребность в помощи во время обучения, в частности из-за недостаточного уровня знания украинского языка», - отмечает Адамович.
Именно из-за боязни не вписаться в студенческий коллектив многие выпускники с неподконтрольных территорий выбирают местные или российские вузы. По словам студентов киевских вузов, у них был сложный период после приезда с неподконтрольной территории в свободную Украину, и помощь психолога тогда была бы уместной.
В 2022 году в МОН планируют позволить поступающим с ВОТ получать консультации и подавать копии документов дистанционно – на электронную почту приемных комиссий учебных заведений.
В МОН также заверили, что из-за карантинных ограничений обучение в вузах продолжат в смешанной форме: учиться дистанционно смогут студенты из Крыма и Донбасса, не имеющие возможности лично посещать занятия. Ни одного случая отчисления студентов из-за невозможности пересечь линию разграничения в министерстве не зафиксировали.
«Однако информацию о разработке соответствующей стратегии не предоставили, а именно это правозащитники считают ключевым условием для улучшения ситуации с образованием для детей с временно оккупированных территорий», - подчеркивает Адамович.
Кроме того, студенты, которые поступили в медицинские вузы на временно оккупированной территории и хотели бы перевестись в университеты на подконтрольной, не могут этого сделать: механизм восстановления на обучение студентов-медиков работает лишь для тех, кто учился в Луганске или Донецке до 2014 года. Из-за сложности и непонятности процедуры от продолжения образования отказались и некоторые студенты, учившиеся в крымских вузах.
По мнению правозащитницы ОО «Восток SOS» Ольги Куришко, с каждым годом документы министерства становятся все более сложными, процедуры поступления – более зарегулированными. Чтобы пройти процедуру поступления, нужно быть максимально осведомленным в нюансах вступительной кампании.
«Если раньше МОН шло навстречу в сложных случаях, то теперь там не хотят понимать, что может быть иначе (например, ребенок не имеет каких-то документов, не смог своевременно выехать из-за карантинных ограничений и т.п.)», – рассказала правозащитник.
По ее мнению, необходимы курсы адаптации, программы стажировки, чтобы студенты понимали, где реально смогут работать на подконтрольной территории, или даже знакомиться с работодателями.
«Правила вступительной кампании для ВПЛ меняются ежегодно, причем в разгар этой самой кампании», - говорит правозащитник Алена Лунева.
Например, в этом году поступать в вуз на льготной основе могли только те, кто получил справку переселенца в 2021 году. Однако многие дети из ОРДЛО и Крыма такое удостоверение получили раньше (оно требовалось, чтобы получить украинский паспорт).
Некоторые абитуриенты отменяли предыдущую справку и получали ее с новой датой. Но имеет значение лишь дата выдачи первого документа, после проверок у студентов, которые получили его повторно, могут возникнуть проблемы.
Глава Центра гражданского просвещения «Альменда» Валентина Потапова убеждена: нужно срочно изучать и систематизировать факторы, влияющие на решение выпускников, в частности из Крыма, поступать в вузы на подконтрольной территории. В противном случае их будет очень мало, а в будущем Украина вообще рискует утратить связи с молодежью с ВОТ.
«Сейчас Минобразования не мониторит образовательные потребности выпускников с ВОТ перед тем, как планировать свои задачи и действия. Чиновники говорят, что не имеют для этого возможности. Однако когда мы не понимаем, что этим детям нужно, очень сложно что-то им предлагать», - уверена она.
По словам эксперта, государство могло бы обратиться за помощью к общественным организациям, которые такой мониторинг проводят.
Среди барьеров на пути поступления в вузы на подконтрольной территории Потапова назвала отсутствие репетиторов для изучения необходимых предметов, в частности истории Украины. Например, в Крыму, по ее данным, таких специалистов всего четыре.
Работая дистанционно с украинскими учителями, ребенок получает двойную нагрузку, ведь первую половину дня он должен посвятить местной школе. Поэтому эксперт предлагает снизить нагрузку за счет предметов, где программы совпадают, как, например, химия, математика.
К тому же, по ее мнению, государству уместно было бы создать дистанционные школы специально для учеников с ВОТ и использовать их для сдачи ВНО.
Все эти предложения с 2018 года активисты и правозащитники стараются донести до Минобразования, однако пока безуспешно.
Именно эти дети будут рассказывать своим друзьям, родителям, родным правду и станут теми агентами перемен, которые будут формировать отношение к Украине на Донбассе и в Крыму после деоккупации. О том, почему так мало молодежи с неподконтрольных территорий выбирает украинское образование и можно ли этому помочь, читайте в статье Натальи Адамович «Утраченные агенты перемен: действительно ли Украина делает все для привлечения абитуриентов из ВОТ?» в ZN.UA.