Наряду с уже традиционными направлениями развития появляются новые тренды, которые являются ответом на современные вызовы, происходящие в мире социальные, технологические и другие изменения. Один из них - усиление социальной инклюзии как важного инструмента консолидации общества, драйвера совершенства и открытия незамеченных талантов. Такую точку зрения в материале для ZN.UA высказал член национальной команды экспертов по реформированию высшего образования Владимир Бахрушин.
Эксперт объяснил, что речь идет об обеспечении доступа к высшему образованию так называемых недопредставленных групп населения.
"К ним относят любые социальные группы, для которых доля соискателей высшего образования существенно меньше средних показателей соответствующих возрастных групп, в том числе семьи с низким доходом; семьи, где родители имеют низкий социальный статус; семьи, проживающие в труднодоступных и отдаленных регионах и сельской местности; беженцев и мигрантов; сирот; лиц с заболеваниями; языковые, этнические и религиозные меньшинства; студентов, которые должны ухаживать за больными членами семьи или лицами преклонного возраста, и т.п.", - добавил ученый.
Бахрушин также утверждает, что для Украины обеспечение социальной инклюзии - большой вызов.
"Европейские подходы не предусматривают прием лиц из недопредставленных групп на обучение и их текущее оценивание с закрытыми глазами. Для каждой из таких групп разрабатываются отдельные инструменты привлечения их к высшему образованию, такие как социальные стипендии, возможность дистанционного обучения, корректирующие курсы, просветительские меры и т.п. В будущем предполагается расширить требования по социальной инклюзии, чтобы они охватывали вопрос успешного завершения обучения, получения компетентностей, необходимых для содержательной занятости выпускников, их личной и общественной жизни", - объяснил эксперт.
Также, по словам Бахрушина, в планах ЕПВО планирует расширять применение цифровых технологий во всех сферах своей деятельности - образовательной, научной, организационной, управлении университетами, обеспечении студенческой мобильности, признании результатов обучения и ранее полученных квалификаций. Кроме этого, одно из направлений цифровизации - создание European Student Card - платформы, которая должна обеспечить обмен данными между всеми европейскими заведениями высшего образования для идентификации студентов с учетом их статусов, полученных результатов в обучении, цифровых приложений к дипломам, требований к защите данных.
В планах также улучшение законодательства стран-участниц с целью устранения препятствий на пути внедрения цифровых технологий.
"Украина начала движение в этом направлении, но уже первые попытки массового применения дистанционных технологий в чрезвычайной ситуации свидетельствуют, что мы очень отстаем от ведущих европейских систем высшего образования", - добавил эксперт.
О том, какие тренды развития высшего образования определили европейские эксперты и какие изменения, вероятно, внесет в них пандемия коронавируса, читайте в статье Владимира Бахрушина "Как будет развиваться европейское высшее образование. Прогноз на завтра".