Как будет развиваться европейское высшее образование. Прогноз на завтра

24 марта, 13:40 Распечатать Выпуск №1287, 21 марта-27 марта

Основные тренды и вызовы Европейского пространства высшего образования.

Незадолго до карантина, в начале марта, в Киеве состоялось одно из подготовительных заседаний Группы сопровождения Болонского процесса Bologna Follow-Up Group (BFUG). Украина присоединилась к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО) в 2005 году, и подобное мероприятие проходило в нашей стране впервые. Сейчас Украина вместе с Хорватией председательствует в BFUG.

Главной темой встречи была подготовка основных документов для Конференции министров образования Европейского пространства высшего образования, которая должна состояться в Риме в июне нынешнего года. В киевской встрече приняли участие представители всех стран — членов Европейского образовательного пространства, а также ведущих европейских организаций в сфере высшего образования.

В проекте заявления о глобальной политике речь идет о видении роли высшего образования в поиске ответов на основные глобальные вызовы и обеспечении способности противодействовать вызовам будущего. В последних документах ЕПВО, выступлениях ведущих европейских политиков все чаще упоминается, что сегодня мир переживает время потрясений. Ценности правды, знаний, демократии и присущего высшему образованию научного метода ставятся под сомнение. Не везде обеспечены академические свободы и институциональная автономия заведений высшего образования, не достигнут равный доступ к высшему образованию для всех. Пандемия коронавируса, военные конфликты, экономические, политические и другие кризисы создают существенные угрозы как для мира в целом, так и для качества и потенциала систем высшего образования. Между тем высшее образование рассматривается как один из ключевых инструментов решения этих проблем.

С начала деятельности ЕПВО и по сей день среди его ключевых задач — обеспечение качества высшего образования и его соответствия требованиям ключевых стейкхолдеров; повышение мобильности студентов, преподавателей и административного персонала университетов; улучшение сравнимости квалификаций и т.п.

Вместе с тем в течение последних лет происходили и существенные изменения. В частности, первоначальная идея Болонской декларации о выделении двух циклов обучения — додипломного и последипломного — постепенно трансформировалась в идею четырех циклов: это так называемый короткий, первый (бакалаврский), второй (магистерский) и третий (докторский). Идея введения единой шкалы оценивания результатов обучения со временем трансформировалась в видение механизма переведения оценок из одной шкалы в другую при сохранении многообразия шкал, используемых разными странами и университетами.

ЕПВО по-прежнему будет развивать и защищать академическую свободу преподавателей и студентов, институциональную автономию заведений высшего образования, привлечение ключевых стейкхолдеров, в частности студентов, персонала и работодателей, к принятию решений на всех уровнях, социальную ответственность высшего образования и справедливый доступ к нему.

Впрочем, наряду с уже традиционными направлениями развития появляются новые тренды, которые являются ответом на современные вызовы, происходящие в мире социальные, технологические и другие изменения.

Один из них — усиление социальной инклюзии как важного инструмента консолидации общества, драйвера совершенства и открытия незамеченных талантов. В частности, речь идет об обеспечении доступа к высшему образованию так называемых недопредставленных групп населения. К ним относят любые социальные группы, для которых доля соискателей высшего образования существенно меньше средних показателей соответствующих возрастных групп, в том числе семьи с низким доходом; семьи, где родители имеют низкий социальный статус; семьи, проживающие в труднодоступных и отдаленных регионах и сельской местности; беженцев и мигрантов; сирот; лиц с заболеваниями; языковые, этнические и религиозные меньшинства; студентов, которые должны ухаживать за больными членами семьи или лицами преклонного возраста, и т.п.

Для Украины обеспечение социальной инклюзии — большой вызов. Европейские подходы не предусматривают прием лиц из недопредставленных групп на обучение и их текущее оценивание с закрытыми глазами. Для каждой из таких групп разрабатываются отдельные инструменты привлечения их к высшему образованию, такие как социальные стипендии, возможность дистанционного обучения, корректирующие курсы, просветительские меры и т.п. В будущем предполагается расширить требования по социальной инклюзии, чтобы они охватывали вопрос успешного завершения обучения, получения компетентностей, необходимых для содержательной занятости выпускников, их личной и общественной жизни.

Вторым важным направлением является усиление академической мобильности студентов и персонала, в частности международной. ЕПВО не удалось достичь ранее определенной цели — увеличения к 2020 году доли студентов, участвующих в программах международной мобильности, до 20%. Для Украины и многих других стран уровень мобильности значительно ниже. Эта цель на ближайшую перспективу сохраняется. Вместе с тем предполагается стимулировать создание совместных цифровых образовательных пространств университетами разных стран для обеспечения виртуальной мобильности, которая должна не заменить, а дополнить физическую мобильность.

ЕПВО продолжит развивать сотрудничество между университетами и в более широком контексте — это совместные образовательные программы, совместные научные и инновационные проекты и т.п. Но в последнее время все больше речь идет не только об этих традиционных направлениях сотрудничества, но и о создании крупных университетских альянсов, которые позволят эффективнее использовать совместные ресурсы и потенциал каждого партнера. Примером является Альянс берлинских университетов, в который входят Университет имени Гумбольдта, Технический и Свободный университеты Берлина, а также Клинический комплекс "Шарите". Но планы ЕПВО значительно более амбиционные. В июне прошлого года Еврокомиссия объявила о создании 17 альянсов, в которых участвуют 114 заведений высшего образования из 23 стран ЕС. Пока это пилотный проект, и его дальнейшие перспективы зависят от успешности реализации.

ЕПВО планирует расширять применение цифровых технологий во всех сферах своей деятельности — образовательной, научной, организационной, управлении университетами, обеспечении студенческой мобильности, признании результатов обучения и ранее полученных квалификаций и т.п. Одно из направлений цифровизации — создание European Student Card — платформы, которая должна обеспечить обмен данными между всеми европейскими заведениями высшего образования для идентификации студентов с учетом их статусов, полученных результатов в обучении, цифровых приложений к дипломам, требований к защите данных и т.п. Это должно улучшить для студентов и выпускников возможности академической мобильности и трудоустройства. Кроме того, планируется улучшить законодательство стран-участниц для устранения препятствий на пути внедрения цифровых технологий. Украина начала движение в этом направлении, но уже первые попытки массового применения дистанционных технологий в чрезвычайной ситуации свидетельствуют, что мы очень отстаем от ведущих европейских систем высшего образования.

Важным направлением деятельности остается создание механизмов признания результатов обучения и квалификаций (полных и частичных). Но если раньше основное внимание уделяли результатам академической мобильности и документам об образовании, то сегодня наряду с ними все большее значение приобретает признание результатов обучения, приобретенных в неформальном образовании, при профессиональной, волонтерской и общественной деятельности, а также результатов самообразования. В контексте обеспечения социальной инклюзии повышается актуальность обучения на протяжении жизни и, в частности, создание возможности признания результатов предыдущего обучения лиц, делающих перерывы в получении высшего образования. Для многих стран острой проблемой является создание прозрачных механизмов признания квалификаций и результатов обучения лиц, у которых по разным причинам нет документов о предыдущем образовании, прежде всего беженцев и перемещенных лиц. В контексте образования на протяжении жизни и развития мобильности также предполагается внедрение микрокредитов и малых образовательных модулей.

Новый Закон Украины "Об образовании" предусматривает право получателей образования на признание результатов неформального и информального образования. Но до практической имплементации его норм еще далеко. Сейчас у студентов часто бывают проблемы даже при признании результатов обучения, полученных в других украинских университетах.

ЕПВО считает взаимодействие между образованием и исследованиями одним из основных инструментов обеспечения качества высшего образования, его соответствия современным требованиям общества и рынка труда, успешности профессиональной карьеры выпускников. Поэтому соискатели всех уровней образования должны в той или иной форме принимать участие в научных или прикладных исследованиях. Вместе с тем сегодня речь идет уже не только о таком взаимодействии на уровне университетов, но и о всестороннем взаимодействии между Европейскими пространствами высшего образования и исследований. Украине следует эффективнее использовать возможности такого сотрудничества.

Важным трендом последних лет является акцент на совершенстве преподавания. Для этого предполагается создать инструменты объективного оценивания его качества, в частности на основе статистических данных о трудоустройстве выпускников, а также внедрить механизмы, которые позволят учитывать качество преподавания в академической карьере научно-педагогических работников.

События последнего времени — пандемия коронавируса и начало экономической рецессии, очевидно, могут несколько изменить акценты, в частности из-за необходимости временно перераспределить ресурсы на преодоление их социальных и экономических последствий. Впрочем, это, скорее, коснется отдельных деталей, а не принципов. Например, может повыситься внимание к программам сотрудничества в сфере медицинского образования, медицинской инженерии, биофизики и биохимии. Могут быть немного перенесены сроки достижения целей, требующих наибольших ресурсов. Но, бесспорно, они лишь усиливают актуальность решений, которые планируется принять на Конференции министров образования ЕПВО. Прежде всего об усилении потенциала национальных систем высшего образования и сотрудничестве ради достижения совместных ценностей, способности вырабатывать эффективные ответы на новые вызовы. Для Украины участие в совместном с другими европейскими странами развитии ЕПВО остается важным приоритетом. Вместе мы сильнее!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • віолет трофимов віолет трофимов 24 березня, 17:27 мені здається, що треба вже на стадії ЗНО робити відбір і молодь з найвищими балами (за рахунок держави) навчати на Заході до високого рівня - рівня топ-менеджер, професор і т.і. ...інакше де взяти успішних фахівців високого рівня? якщо молода людина буде "варитися" в українському провінційному/архаїчному/жлобському середовищі, то нічого цікавого-світлого не буде... согласен 2 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно