"Неотъемлемой частью реформы должно быть образование. Врачей нужно переучивать. Они сами должны заниматься своим самообразованием. Да, у некоторых наших врачей на "первичке" не хватает компетенции. Но даже чтобы выяснить, насколько не хватает, должен быть запущен второй этап", - объясняет она в интервью ZN.UA.
По ее словам, рассмотреть каждый отдельный случай – какое было сделано назначение, как человека лечили – невозможно. Но есть большие показатели, по которым можно оценить учерждение. Например, количество направлений на "вторичку".
"Если у отдельных врачей или в больницах этот показатель значительно превышает (или наоборот) среднестатистическое значение по стране, это повод обратить внимание. Или есть недодиагностирование, или врач некомпетентный и сразу отправляет к узкому специалисту, или о таких направлениях есть договоренность", - отметила Сухорукова.
Но для этого должна заработать "вторичка", когда отследить направление врача "первички" к узкому специалисту можно будет с помощью электронных записей. Пока же в откровенных разговорах врачи рассказывают, что приписок – 30%, показатели приемов, которые потом идут в статистические данные, были завышены в десять раз.
Поэтому, когда заработает "вторичка", можно будет выписать критерии и для "первички", убеждена она.
Отвечая на вопрос о бюджете медицинского образования, Сухорукова отметила, что 72 миллиарда гривень, предназначенные на ПМГ – это "другой бюджет". По словам директора, финансирование медобразования сейчас затормозилось. В частности, застопорилось принятие нормативных актов по интернатуре.
"Застопорилось принятие нормативных актов по интернатуре. От предыдущего политического руководства они достались в полусыром виде. Полгода ничего не происходило, и теперь менять что-то на 2020 год уже поздно. Но есть шансы принять положение об интернатуре на 2021 год, обеспечив постепенный переход к более качественному последипломному образованию", - отметила она.
Этим проектом предусматривалось прозрачное распределение на интернатуру по результатам единого государственного квалификационного экзамена. Предполагалось, что студенты контрактной и бюджетной форм обучения при поступлении в интернатуру будут в трудовых отношениях с заведением, где будут проходить базовую клиническую интернатуру, становиться членами трудового коллектива, работать под наблюдением супервизоров и получать зарплату.
"Это были основные плюсы – зарплата для интернов, прозрачное деление на основе рейтинга и преференций интерна. То есть не так, как решила какая-то комиссия на основе закрытого перечня мест", - рассказала Оксана Сухорукова.
Чтобы попасть на узкую и престижную специальность, студент должен учиться на протяжении шести лет, и иметь как можно более высокие оценки за экзамены. В электронной системе будущий интерн мог выставить условно пять приоритетных для себя мест, и, если претендентов с более высокими баллами нет, – попасть на одно из желаемых мест. Это должна быть достаточно справедливая система.
Однако этим летом с интернами могут быть проблемы. В связи с переходом ко второму этапу реформирования, мотивации у главных врачей открывать ставки для врачей-интернов будет меньше.
"Но это не проблема реформы или программы медицинских гарантий. Это проблема нормативного регулирования. Суммы на зарплаты интернов и надбавки супервизорам в бюджете были заложены, также продумана модель, которая, запустившись, упростила бы ситуацию", - рассказывает Сухорукова.
В Минздраве ожидают, что мест для госзаказа будет немного. Эту ситуацию еще можно подкорректировать, разрешив бюджетникам проходить интернатуру по контракту. Но проблемы это не решит.
"Реформа здравоохранения – это не только изменение финансирования. Это и реформа образования. Все это должно идти в комплексе. И нормативка – также. Однако образовательные вопросы руководством игнорировались. Не было человека, ответственного за образование. Министр и сама не хотела принимать решений, и профильного заместителя не назначила. Замыкание же всей корреспонденции на главе министерства очень замедляет работу", - объясняет она.
Что касается проекта непрерывного профессионального развития, деньги на это направление выделены, уверяет глава директората медицинских услуг Минздрава. Идея заключается в том, чтобы каждый врач мог получить на банковскую карточку около двух тысяч гривень и потратить эти деньги на индивидуальное обучение там, где сам считает нужным. Но в конце года обязан предъявить 50 баллов непрерывного профессионального развития.
"Если повезет, вскоре должен быть утвержден Кабмином порядок использования средств. Врачу нужно просто написать заявление в департамент здравоохранения, указать номер банковской карты, куда ему будут перечислены средства. И все. Одно условие - врач должен быть внесен в реестр медицинских работников НСЗУ. Для этого учреждение здравоохранения нужно присоединиться к электронной системе", - объясняет Сухорукова.
В то же время директор опасается, что в свете рабочей комиссии, инициированной президентом для пересмотра реформы, силы, которые в течение последних 30-40 лет получали средства в рамках госзаказа автоматически, попытаются откусить этот кусок государственного пирога обратно.
"Для монетизации выплат врачам на НПР по их выбору часть средств была изъята из пула госзаказа центров последипломного образования. 50% врачей коммунальных и министерских заведений получают путевки в организации последипломного образования по госзаказу, а 50% - выплату. Причем врачам никто не мешает потратить эти деньги в тех же заведениях, если они будут предлагать адекватные и содержательные мероприятия", - отмечает она.
Однако академии хотят по крайней мере изменить пропорции – 70-80% путевок и только остальное – выплаты. Иначе им придется реорганизовывать кафедры.
"Говорим: "Мы – за демонополизацию рынка последипломных образовательных услуг, переходите на рыночные рельсы. Будете предлагать качественный контент, люди к вам придут". А они нам: "Это – геноцид медицинского образования, много лет все прекрасно работало, отдайте деньги обратно". К сожалению, руководство Минздрава колеблется и оттягивает принятие решения", - объясняет директор.
Кроме того, с 1 апреля возникнет проблема с клиническими базами и университетским клиникам. У каждого университета были отдельные договоры с его клиническими базами. На основе этих договоров главные врачи разрешали сотрудникам кафедры работать с пациентами в своих отделениях.
Однако такой подход противоречит действующему законодательству: чтобы оказывать медицинскую помощь, нужно быть в трудовых отношениях с учерждением здравоохранения. Сотрудники кафедры, в основном, в таких отношениях с учреждениями здравоохранения не были.
"Сейчас мы стараемся это упорядочить, чтобы они все-таки имели доступ к пациентам. Над этим все усиленно работают. Но неизвестно, удастся ли это сделать до 1 апреля", - заключает Сухорукова.
Подробнее о том, чего ждать от второго этапа медреформы в Украине, читайте в интервью Оксаны Сухоруковой для "Зеркала недели. Украина".