Директор директората Минздрава называет важную составляющую успеха медреформы

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Директор директората Минздрава называет важную составляющую успеха медреформы Директор директората Минздрава отмечает важность самообразования врачей
Удастся ли решить большую часть проблем с образованием врачей до 1 апреля, неизвестно.

Неотъемлемой частью медицинской реформы в Украине должно быть образование врачей, считает директор директората медицинских услуг Минздрава Оксана Сухорукова.

"Неотъемлемой частью реформы должно быть образование. Врачей нужно переучивать. Они сами должны заниматься своим самообразованием. Да, у некоторых наших врачей на "первичке" не хватает компетенции. Но даже чтобы выяснить, насколько не хватает, должен быть запущен второй этап", - объясняет она в интервью ZN.UA.

По ее словам, рассмотреть каждый отдельный случай – какое было сделано назначение, как человека лечили – невозможно. Но есть большие показатели, по которым можно оценить учерждение. Например, количество направлений на "вторичку".

"Если у отдельных врачей или в больницах этот показатель значительно превышает (или наоборот) среднестатистическое значение по стране, это повод обратить внимание. Или есть недодиагностирование, или врач некомпетентный и сразу отправляет к узкому специалисту, или о таких направлениях есть договоренность", - отметила Сухорукова.

Но для этого должна заработать "вторичка", когда отследить направление врача "первички" к узкому специалисту можно будет с помощью электронных записей. Пока же в откровенных разговорах врачи рассказывают, что приписок – 30%, показатели приемов, которые потом идут в статистические данные, были завышены в десять раз.

Поэтому, когда заработает "вторичка", можно будет выписать критерии и для "первички", убеждена она.

Отвечая на вопрос о бюджете медицинского образования, Сухорукова отметила, что 72 миллиарда гривень, предназначенные на ПМГ – это "другой бюджет". По словам директора, финансирование медобразования сейчас затормозилось. В частности, застопорилось принятие нормативных актов по интернатуре.

"Застопорилось принятие нормативных актов по интернатуре. От предыдущего политического руководства они достались в полусыром виде. Полгода ничего не происходило, и теперь менять что-то на 2020 год уже поздно. Но есть шансы принять положение об интернатуре на 2021 год, обеспечив постепенный переход к более качественному последипломному образованию", - отметила она.

Этим проектом предусматривалось прозрачное распределение на интернатуру по результатам единого государственного квалификационного экзамена. Предполагалось, что студенты контрактной и бюджетной форм обучения при поступлении в интернатуру будут в трудовых отношениях с заведением, где будут проходить базовую клиническую интернатуру, становиться членами трудового коллектива, работать под наблюдением супервизоров и получать зарплату.

"Это были основные плюсы – зарплата для интернов, прозрачное деление на основе рейтинга и преференций интерна. То есть не так, как решила какая-то комиссия на основе закрытого перечня мест", - рассказала Оксана Сухорукова.

Чтобы попасть на узкую и престижную специальность, студент должен учиться на протяжении шести лет, и иметь как можно более высокие оценки за экзамены. В электронной системе будущий интерн мог выставить условно пять приоритетных для себя мест, и, если претендентов с более высокими баллами нет, – попасть на одно из желаемых мест. Это должна быть достаточно справедливая система.

Однако этим летом с интернами могут быть проблемы. В связи с переходом ко второму этапу реформирования, мотивации у главных врачей открывать ставки для врачей-интернов будет меньше.

"Но это не проблема реформы или программы медицинских гарантий. Это проблема нормативного регулирования. Суммы на зарплаты интернов и надбавки супервизорам в бюджете были заложены, также продумана модель, которая, запустившись, упростила бы ситуацию", - рассказывает Сухорукова.

В Минздраве ожидают, что мест для госзаказа будет немного. Эту ситуацию еще можно подкорректировать, разрешив бюджетникам проходить интернатуру по контракту. Но проблемы это не решит.

"Реформа здравоохранения – это не только изменение финансирования. Это и реформа образования. Все это должно идти в комплексе. И нормативка – также. Однако образовательные вопросы руководством игнорировались. Не было человека, ответственного за образование. Министр и сама не хотела принимать решений, и профильного заместителя не назначила. Замыкание же всей корреспонденции на главе министерства очень замедляет работу", - объясняет она.

Что касается проекта непрерывного профессионального развития, деньги на это направление выделены, уверяет глава директората медицинских услуг Минздрава. Идея заключается в том, чтобы каждый врач мог получить на банковскую карточку около двух тысяч гривень и потратить эти деньги на индивидуальное обучение там, где сам считает нужным. Но в конце года обязан предъявить 50 баллов непрерывного профессионального развития.

"Если повезет, вскоре должен быть утвержден Кабмином порядок использования средств. Врачу нужно просто написать заявление в департамент здравоохранения, указать номер банковской карты, куда ему будут перечислены средства. И все. Одно условие - врач должен быть внесен в реестр медицинских работников НСЗУ. Для этого учреждение здравоохранения нужно присоединиться к электронной системе", - объясняет Сухорукова.

В то же время директор опасается, что в свете рабочей комиссии, инициированной президентом для пересмотра реформы, силы, которые в течение последних 30-40 лет получали средства в рамках госзаказа автоматически, попытаются откусить этот кусок государственного пирога обратно.

"Для монетизации выплат врачам на НПР по их выбору часть средств была изъята из пула госзаказа центров последипломного образования. 50% врачей коммунальных и министерских заведений получают путевки в организации последипломного образования по госзаказу, а 50% - выплату. Причем врачам никто не мешает потратить эти деньги в тех же заведениях, если они будут предлагать адекватные и содержательные мероприятия", - отмечает она.

Однако академии хотят по крайней мере изменить пропорции – 70-80% путевок и только остальное – выплаты. Иначе им придется реорганизовывать кафедры.

"Говорим: "Мы – за демонополизацию рынка последипломных образовательных услуг, переходите на рыночные рельсы. Будете предлагать качественный контент, люди к вам придут". А они нам: "Это – геноцид медицинского образования, много лет все прекрасно работало, отдайте деньги обратно". К сожалению, руководство Минздрава колеблется и оттягивает принятие решения", - объясняет директор.

Кроме того, с 1 апреля возникнет проблема с клиническими базами и университетским клиникам. У каждого университета были отдельные договоры с его клиническими базами. На основе этих договоров главные врачи разрешали сотрудникам кафедры работать с пациентами в своих отделениях.

Однако такой подход противоречит действующему законодательству: чтобы оказывать медицинскую помощь, нужно быть в трудовых отношениях с учерждением здравоохранения. Сотрудники кафедры, в основном, в таких отношениях с учреждениями здравоохранения не были.

"Сейчас мы стараемся это упорядочить, чтобы они все-таки имели доступ к пациентам. Над этим все усиленно работают. Но неизвестно, удастся ли это сделать до 1 апреля", - заключает Сухорукова.

Подробнее о том, чего ждать от второго этапа медреформы в Украине, читайте в интервью Оксаны Сухоруковой для "Зеркала недели. Украина".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме