Украинцы - талантливая, трудоспособная и образованная нация, но - не по-современному. Это аккумулируется в медленное, не инновационное развитие страны и ее экономики.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Василий Кремень, президент Национальной академии педагогических наук Украины, президент общества "Знання" Украины, академик НАН и НАПН Украины.
По мнению Кременя, "народ и конкретного человека изменить одними лишь революциями невозможно, для этого нужно изменить образование, которое готовит новые поколения людей".
Он считает, что в нашем образовании действует своеобразная административно-командная система, в основе которой оценивание количественных характеристик формально усвоенных результатов учебного процесса.
Из поля зрения учителя часто выпадает именно развитие и саморазвитие ребенка, его личностное самодостаточное становление. В итоге после окончания соответствующего уровня образования получаем человека формально образованного, носителя определенной суммы знаний, но недостаточно личностно развитого, неспособного проявить в жизни и деятельности все свои потенциальные возможности, отмечает автор.
В итоге овладение знаниями заканчивается в лучшем случае их пониманием, но никак не умением использовать в жизни. Наше образование часто не формирует желания учиться, познавать новое в течение жизни, уверен Кремень.
"Образование Украины в основном еще не формирует развитого чувства свободы у ребенка, хотя успехи здесь более значимы, чем в решении других проблем. И Майдан 2004 г., и Евромайдан 2013–2014 гг. не были бы возможны без молодежи, сформировавшейся уже в других общественных условиях, в несколько другой системе образования. Но неразумные ограничения и самоограничение свободы еще до сих пор присущи образованию, особенно на уровне учебных заведений и взаимоотношений учителя (профессора) и ученика (студента)", - пишет президент НАПН.
По его мнению, для того, чтобы ответить на вызовы современности, необходимо реформировать всю образовательную систему на основе утверждения принципа ребенко- или студентоцентризма как базового принципа организации учебного процесса и всей системы отношений в образовании, учебном заведении, в частности между тем, кто учит, и тем, кто учится.
Во-вторых, считает Кремень, надо организовать всю систему образования в Украине на основе компетентностного подхода. Не "предметоцентризм", а подчинение всех учебных планов и программ формированию соответствующих компетенций у ученика, студента и вообще у того, кто пришел учиться.
В-третьих, предоставление реальной автономии каждому учебному заведению и свободы учителю, преподавателю.
"И последнее. Нужно провести изменения в сети учебных заведений. Реальное профильное обучение в средней общеобразовательной школе можно осуществлять лишь в однопрофильных или многопрофильных лицеях, которые мы должны создать во всех городах. Тогда каждый выпускник основной школы сможет самостоятельно выбирать место своего дальнейшего обучения, а значит и профиль. На базе профессионально-технического образования, а также техникумов и колледжей мы должны создать мощную систему профессионального образования", - уверен автор статьи.
Подробнее читайте в статье Василия Кременя Почему мы бедные, если такие образованные? в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".