Украинцы - одна из самых образованных наций в мире. Во всяком случае, по формальным показателям - по проценту детей, учащихся в школе, по проценту получающих среднее образование, проценту юношей и девушек, получающих высшее образование. К тому же украинцы вроде как славятся своим трудолюбием. Но почему же украинцы в целом живут намного хуже, чем другие народы, у которых, кстати, нет такого чернозема, полезных ископаемых, хуже климатические условия? Почему экономическое развитие страны отстает от других стран? (Не будем учитывать агрессию России, действий внутренних сепаратистов, что, безусловно, крайне негативно сказывается на жизни страны).
Причин такого положения много. Часть из них лежит в исторической и социальной плоскости, в мировоззренческих постулатах. Мы же сосредоточимся на образовании в Украине: насколько оно способствует успешности каждого гражданина и страны в целом. Тогда и поймем, что и как надо менять в образовательной сфере.
Первая методологическая проблема нашего образования заключается в том, что процесс обучения до сих пор сосредоточен преимущественно на том, чтобы ученик формально овладел определенной суммой знаний. В образовании действует своеобразная административно-командная система, в основе которой оценивание количественных характеристик формально усвоенных результатов учебного процесса. И чем больше ребенок загружен какими-то знаниями и больше их сможет, часто механически, воссоздать при контроле, тем более успешным считается процесс обучения.
А тем временем взаимосвязь между усвоенными знаниями и творческим развитием личности недостаточна. Из поля зрения учителя часто выпадает именно развитие и саморазвитие ребенка, его личностное самодостаточное становление. В итоге после окончания соответствующего уровня образования получаем человека формально образованного, носителя определенной суммы знаний, но недостаточно личностно развитого, неспособного проявить в жизни и деятельности все свои потенциальные возможности. Общество, имеющее критическую массу таких людей, неспособно к динамичному инновационному развитию, которое как раз и определяет сегодня место каждой нации под солнцем.
Вторая проблема (связанная с первой) заключается в том, что система преподавания предусматривает лишь овладение учеником знанием как таковым, а не деятельное применение этого знания. В итоге овладение знаниями заканчивается в лучшем случае их пониманием, но никак не умением использовать в жизни. При таком образовании знания на индивидуальном уровне очень быстро теряются, а деятельность индивида не основывается на знаниях. Знание отдельно и его носитель отдельно. В сознании человека не вырабатывается взаимосвязь между приобретенными знаниями и успехами в жизни и деятельности.
Третья проблема. Наше образование недостаточно учит учиться. Направленное на валовый подход, на максимально конкретное и часто второстепенное знание (в истории, например, когда и какая битва была, кто командовал разными подразделениями, какие были потери, кто себя героически проявил и т.п.), оно часто не формирует желания учиться, познавать новое в течение жизни. Как результат, скажем, пребывание в системе повышения квалификации превращается в дополнительный отпуск, а познавательных программ на отечественном телевидении и радио вообще нет.
Четвертая проблема. Традиционный образ обучения (классический урок) сегодня не интересен ребенку. Благодаря современным технологиям детям предлагается огромный спектр виртуальных компьютерных развлечений, которые подменяют деятельную функцию самого ребенка симулякром деятельности и вместе с тем оказывают мощное эмоциональное влияние. В таких компьютерных занятиях ребенок - субъект, супергерой, менеджер своей и чужих жизней и т.п. В обучении же в большинстве случаев срабатывает не стимул интереса, а другие факторы, а именно: обязанность, страх быть наказанным, сформированная любым способом привычка к повседневному посещению школы, запоминание и пересказ материала и т.п. От принудительного обучения - прямой путь к вынужденной занятости в экономике, которая никогда при таком состоянии дел не будет эффективной.
Пятая проблема (непосредственно связанная с предыдущей). Образование Украины в основном еще не формирует развитого чувства свободы у ребенка, хотя успехи здесь более значимы, чем в решении других проблем. И Майдан 2004 г., и Евромайдан 2013–
2014 гг. не были бы возможны без молодежи, сформировавшейся уже в других общественных условиях, в несколько другой системе образования. Но неразумные ограничения и самоограничение свободы еще до сих пор присущи образованию, особенно на уровне учебных заведений и взаимоотношений учителя (профессора) и ученика (студента).
Понятно, что перечисленные (а можно было бы и продолжить перечень) недостатки крайне негативно сказываются на самореализации в жизни и деятельности человека, который находился в указанной образовательной среде. Таким образом, оказывается, украинцы - талантливая, трудоспособная и образованная нация, но - не по-современному.
В результате это аккумулируется в медленное, не инновационное развитие страны и ее экономики. Евромайдан, как взрыв, дал энергию изменениям в обществе, но послемайданная действительность далека от ожидаемой. Народ и, в частности, конкретного человека изменить одними лишь революциями невозможно, для этого нужно изменить образование, которое готовит новые поколения людей.
В последнее время все больше говорят о реформировании образования, принят новый Закон Украины "О высшем образовании", разрабатывается базовый закон об образовании, осуществляются другие шаги, в реализации которых участвуют и ученые Национальной академии педагогических наук Украины. Эта тема широко обсуждается на страницах газеты "Зеркало недели. Украина". Но для того чтобы реформирование было успешным, мы должны четко определить, какого именно человека должно готовить образование, вместе со всем обществом, к жизни в ХХІ в. Вот некоторые соображения по этому поводу.
Мир вступил в инновационный тип прогресса. Востребован в любой области общества лишь инновационный человек, то есть человек с инновационным типом мышления, инновационной культурой и способностью к инновационному типу деятельности. Такой человек должен быть способным воспринимать изменения, создавать изменения, жить в постоянно изменяющейся среде - новые знания, новые идеи, новые технологии, новая жизнь.
В мире все больше утверждается общество знаний. Чтобы не отстать от прогрессивных изменений, человек должен формироваться как "человек знания", для которого знание являются основой жизни и деятельности, методологией поиска и принятия решений. Мало преодолеть расстояние между усвоенными знаниями и деятельностью человека, надо сделать знание основой всего его поведения и жизни в любой сфере, его сущностным стержнем. Для такого человека обучение, получение новой информации является сущностной чертой образа жизни. Человек разумный в ХХІ в. - это человек, который постоянно учится.
Информационно-коммуникационные технологии охватили весь мир и все больше определяют судьбу людей и народов. По-сути, формируется мировое сетевое общество. Человек должен быть готов к жизни и успешной деятельности в таком обществе, то есть быть "сетевым человеком".
Развитие техники и технологий существенно расширило и динамизировало информационно-коммуникативную среду, в которой живет современный человек. Ежедневно человек вступает во множество различных контактов. И чтобы быть самим собой, тем более, эффективно действовать в современном мире, человек должен адекватно чувствовать себя в каждом из этих контактов, сохраняя собственную тождественность. Он должен быть развитой самодостаточной личностью, способной быть самостоятельным и ответственным субъектом современной информационно-коммуникативной среды.
Объективный процесс глобализации показывает, что современное общественное развитие зависит не только от усилий каждого народа, но и от того, как этот народ, страна, а особенно человек, взаимодействует с миром, другими странами и субъектами деятельности. Понимание соотношения глобального и особого, общего и собственного, размежевание необходимого и желаемого, допустимого и запрещенного - признаки глобалистского человека. Только такая личность может быть эффективной в глобальном пространстве. В ее подготовке много задач - от соответствующей мировоззренческой подготовки до свободного владения английским языком.
Готовить глобалистского человека, но патриота Украины - задача крайне актуальная. Глобализация - это не только сближение наций, народов, образование общего экономического пространства, единого неба и т.п., но и нередко - обострение соперничества, а то и противоборства народов. Особенно это ощущают народы, относительно недавно восстановившие свою государственность и ставшие субъектом мирового пространства. Это касается и Украины, которая подвергается прямой агрессии со стороны России.
Динамичные изменения в мире и, в частности, в Украине предопределяют необходимость сформировать соответствующие ценностные ориентиры человека и в образовании, и в обществе в целом. Есть вечные общечеловеческие ценности, без соблюдения которых невозможно само существование современного целостного и хрупкого мира. А среди них такие, значение которых сегодня особенно актуализировалось. Но есть и другие, время которых уже прошло и которые сдерживают развитие и человека, и общества. Обо всем этом надо иметь четкое представление. Но это тема отдельного разговора.
Как же мы должны изменить украинское образование для того, чтобы ответить на вызовы современности, в частности по подготовке человека, сущностные черты которого сформулированы выше. В этой статье мы можем назвать лишь отдельные принципиальные моменты.
Первое и основное заключается в том, чтобы реформировать всю образовательную систему на основе утверждения принципа ребенко- или студентоцентризма как базового принципа организации учебного процесса и всей системы отношений в образовании, учебном заведении, в частности между тем, кто учит, и тем, кто учится.Ребенко- или студентоцентризм я понимаю как максимальное приближение образования, обучения и воспитания конкретного ребенка к его сущности, способностям и жизненным планам.
Во-вторых, надо организовать всю систему образования в Украине на основе компетентностного подхода. Не "предметоцентризм", а подчинение всех учебных планов и программ формированию соответствующих компетенций у ученика, студента и вообще у того, кто пришел учиться. Сформулировав объективно необходимые компетенции для человека и профессионала ХХІ в., мы и сможем устранить недостатки в образовании, о которых говорилось в первой части статьи.
В-третьих, предоставление реальной автономии каждому учебному заведению и свободы учителю, преподавателю. Государственная аттестация - по результатам ВНО после основной и старшей школы. Кстати, это аттестация не только ученика, но и конкретно учителя-предметника. Все остальные оценки, которые выставляет учитель в процессе обучения - это взаимоотношения только между учителем и учеником, а не основание для оценивания работы учителя директором школы или, тем более, другими руководителями. Не может учитель оценивать себя сам. Его оценка в том, как его ученики сдали государственную аттестацию.
И последнее. Нужно провести изменения в сети учебных заведений.
Реальное профильное обучение в средней общеобразовательной школе можно осуществлять лишь в однопрофильных или многопрофильных лицеях, которые мы должны создать во всех городах. Тогда каждый выпускник основной школы сможет самостоятельно выбирать место своего дальнейшего обучения, а значит и профиль.
На базе профессионально-технического образования, а также техникумов и колледжей мы должны создать мощную систему профессионального образования. При этом объединить эти учебные заведения по месту их расположения, превратив во многопрофильные профессиональные колледжи, где бы готовили и квалифицированных рабочих, и младших специалистов по разным специальностям, нужным местному рынку труда, а также предоставляли другие образовательные услуги.
На базе нынешних, часто с малым количеством студентов, узкопрофильных высших учебных заведений - и это бесспорное требование - создать мощные национальные университеты в регионах, где были бы соответствующие педагогические и научные школы, современная материально-техническая база подготовки специалистов.
Образование - сфера консервативная. В этом ее плюсы и минусы. Плюс в том, что она сопротивляется непродуманному реформированию, а минус - что и целесообразные изменения осуществить трудно. Нужны скоординированные усилия и последовательные действия всего общества на протяжении длительного времени. Изменения, которые приведут талантливую и по-современному образованную нацию к достойному развитию своего государства и обеспечат достойную жизнь его граждан.