Мы живем в глобальном обществе изменений, которые поражают и вместе с тем пугают масштабами и непредсказуемыми последствиями.
Среднестатистический человек боится перемен и, сознательно или нет, старается им противостоять. Согласно исследованиям классика теории инноваций американского профессора Эверетта Роджерса, лишь 2,5% людей являются приверженцами изменений, инноваторами по сути, 13,5% готовы поддержать перемены на начальном этапе. Большинство же относится к ним с подозрением либо же откровенно враждебно. В традиционных обществах изменения вообще считались чем-то крайне негативным, своеобразным дьявольским посягательством на устойчивый и понятный порядок бытия. Отсюда древнее китайское проклятье: "Чтобы ты жил в эпоху перемен!".
Но в нынешних условиях инновационного типа прогресса, характеризующего современную цивилизацию, тенденция к изменениям становится объективной реальностью для всех: государств, обществ, наций, коллективов и, самое главное, - людей. Скажем больше, способность создавать назревшие изменения или хотя бы следовать им является необходимым условием прогрессивного развития. Вот почему так важно благодаря системе образования и общества в целом формировать инновационного человека - с соответствующим мышлением, культурой (в широком понимании этого слова) и способностью к инновационной деятельности, то есть способного быть эффективным в постоянно меняющейся среде. Такого человека невозможно сформировать даже в самом престижном университете, если не привить ему желание, умение и потребность постоянно получать знания, информацию и активно их использовать в своей жизни и деятельности. Это должно стать первоосновой образа жизни современного человека. Вспоминая известное классификационное определение homo sapience - человек разумный, можно продолжить, что таким сейчас является только человек, который постоянно учится.
Следует помнить, что процесс обучения - это социально обусловленный процесс перманентных изменений. Они происходят как на макроуровне, когда формируется определенный тип сознания, миропонимание, закладываются этические принципы, представление о смысле жизни и ее приоритетах, так и на микроуровне, когда полученные компетентности позволяют человеку успешно адаптироваться к изменениям в профессиональной среде, к стремительному развитию информационных и коммуникационных технологий, а следовательно, быть успешным независимо от возраста и базового образования. Неслучайно концепция образования в течение жизни стала одним из фундаментальных принципов формирования Европейского пространства высшего образования (EHEA).
Рассматривая принцип образования в течение жизни в отечественном контексте, мы сталкиваемся с парадоксом: образование у нас традиционно привязано преимущественно к молодым людям и соответствующей специфике процессов их социализации, важными этапами которой являются обучение в средней школе и вузах. Разные курсы повышения квалификации и тренинги значительная часть населения все еще воспринимает как что-то второстепенное по сравнению с получением аттестата о среднем образовании или диплома о высшем. Обучение взрослого населения маргинализировано в общественном сознании, и это опасно для будущего украинского общества. Тем более что учреждения высшего образования в большинстве случаев тоже ориентированы на потребности молодежной аудитории и не всегда учитывают перспективные возможности работы со взрослым населением. Поэтому мы можем говорить о ментальном сопротивлении концепции обучения в течение жизни как на индивидуальном, так и на институционном уровне. И надо думать, как это сопротивление преодолеть уже в ближайшее время, чтобы повысить конкурентоспособность нашего общества на европейском и мировом уровнях.
Кстати, по результатам последней версии Индекса глобальной конкурентоспособности (2017–2018 гг.), который рассчитывают эксперты Всемирного экономического форума, высшее образование Украины заняло 35-е место в мире, и это является наилучшим показателем среди других критериев этого индекса. В целом же, согласно исследованию, наша страна занимает 81-е место среди 137 стран мира.
Следует понимать, что радикальные трансформационные процессы в сфере образования в наше время происходят не только в Украине, но и в ведущих странах мира. В принятом 25 мая 2018 г. Парижском коммюнике конференции министров образования европейского континента подчеркивается, что в течение последних 20 лет повышение качества образования и уровня его соответствия общественным потребностям служило основой как Болонского процесса, так и других структурных реформ в этой области. В будущем же, по мнению авторов коммюнике, важно сделать акцент на сотрудничестве во внедрении инновационных практик преподавания и обучения, их поддержке, стимулировании и распространении. Студентоцентрированное обучение и открытое образование в контексте обучения в течение жизни рассматриваются в этом документе как своеобразный мейнстрим современной академической политики. Особое внимание уделено цифровому и смешанному обучению, а также дигитализации образовательного процесса как такового.
Действительно, сейчас как никогда инновационный по сути процесс обучения требует и ультрасовременных средств и методов его реализации. Вряд ли традиционные для нашей учебной аудитории мел и доска могут открыть человеку окно в информатизированное цифровое будущее. Но современное техническое оборудование для учебной аудитории можно приобрести либо же выиграть в рамках многочисленных программ поддержки образовательных реформ в Украине. Однако с условными мелом и доской в сознании нынешних преподавателей бороться значительно труднее, ведь речь идет о некоторых ментальных патернах, дидактических стереотипах и клише, которые формировались годами и десятилетиями. Поэтому так важно сейчас анализировать и применять к украинским реалиям самые прогрессивные и инновационные учебные практики, которые разрабатываются в ведущих странах Западной Европы и США.
Следует отметить, что автор термина "инновация", американский социолог и экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер, впервые применил его для анализа экономических изменений в предпринимательской среде. Сейчас экономическое измерение образовательной деятельности является едва ли не главным при обсуждении ее современного состояния и перспектив дальнейшего развития. Коммерциализация образовательной сферы является определяющим фактором, который, несмотря на негативные моменты, несет мощный потенциал для прогрессивной трансформации образовательной сферы. Поэтому так важно знать реальные ожидания от образования лидеров глобальной предпринимательской среды и их видение, как здесь можно применить новейшие технологии. Тем более что представители глобального бизнеса прекрасно понимают значение образования и стараются влиять на трансформационные процессы, которые в нем происходят.
Так, еще в 1993 г. ведущие транснациональные компании мира, работающие в сфере высоких технологий, среди которых Apple Computer, Sony, Adobe Systems, инициировали создание сети центров новых медиа (NMC), главная цель которых - способствовать распространению инноваций в образовательной сфере. В 2017 г. в рамках этой инициативы была разработана и опубликована 14-я редакция доклада, посвященного ситуации в высшем образовании, - NMC Horizon Report > 2017 Higher Education Edition. Партнером NMC в осуществлении этого проекта выступила неприбыльная ассоциация EDUCAUSE в рамках EDUCASE Learning Initiative. Разработчики доклада идентифицировали краткосрочные (один-два года), среднесрочные (три-пять лет) и долгосрочные (более пяти лет) тренды, которые будут определять развитие образовательных технологий в ближайшем будущем.
Так, в краткосрочной перспективе нас ожидает активное развитие новых форм смешанного обучения (blended learning), которое объединяет лучшие черты как очного, так и онлайн-подхода и уже доказало свою эффективность. Особого внимания заслуживает форма смешанного обучения, которая основана на принципе "перевернутой классной комнаты" (the flipped classroom). При этом радикально меняется распределение учебного времени, изучение нового материала происходит онлайн в удобное для студента время с привлечением наиболее современных технологий, а очный компонент обучения сводится к активному обсуждению преподавателем и студентами приобретенных знаний.
Другим трендом, который определяет развитие образовательных технологий в краткосрочной перспективе, является развитие общего обучения (collaborative learning), базирующегося на четырех принципах: 1) студентоцентрированный характер обучения; 2) активное взаимодействие преподавателя и студентов; 3) групповой характер обучения; 4) решение реальных текущих проблем.
Среднесрочная перспектива предполагает больший акцент на оценке результатов обучения, что позволит преподавателям адекватно оценить процесс овладения студентами новыми знаниями, умениями и компетентностями и вместе с тем выяснить их образовательные потребности. Также речь идет о своеобразном переформатировании учебного пространства, когда на смену традиционным лекциям приходит активное взаимодействие студентов как с преподавателями, так и с представителями профессиональной среды. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют сделать это качественно, эффективно и относительно дешево.
В долгосрочной перспективе можно ожидать формирования развитой инновационной культуры, когда учреждение высшего образования превращается в движущую силу разработки и распространения инноваций на основе органичной имплементации в образовательную среду принципов предпринимательской культуры. В связи с этим нужно пересмотреть имеющиеся учебные программы, насколько они соответствуют инновационным подходам и практикам, и вместе с тем легитимизировать право на ошибку как необходимый компонент процесса обучения. Также предполагается углубить учебные стратегии на основе усиления элементов критического мышления, ориентации на решение реальных проблем, групповую и проектную работу, ввести в практику индивидуальную учебную траекторию каждого студента.
Руководствуясь принципом критического мышления, можно уверенно утверждать, что идентифицированные выше тренды развития инновационных образовательных технологий ни в коем случае не являются императивом. Скорее, наоборот - это что-то вроде мяча, который представители предпринимательской сферы забросили на академическое поле. Поэтому у нас теперь задача - внимательно проанализировать обозначенные подходы, обнаружить конструктивные моменты, которые следует внедрить в программу реформирования отечественной системы образования, и попробовать аргументированно отбросить моменты, категорически неприемлемые, с точки зрения образовательного сообщества, и несущие угрозу гуманистическим ценностям и принципу человекоцентризма. К тому же несколько тысячелетий истории существования учебных заведений и почти тысячелетняя история университетов свидетельствуют о том, что относительно молодым предпринимательским структурам есть тоже чему у них поучиться на институционном уровне в плане адаптации к головокружительным историческим изменениям!
Таким образом, активное взаимодействие, диалог предпринимательского и образовательного сообществ - это залог успешного развития образования и общества, а также повышения собственной конкурентоспособности в процессе глобальных трансформаций, которые переживает современный мир.