Ученые предложили новое объяснение феномену фантомных болей

11 сентября, 17:45 Распечатать

Нейроны, отвечающие за ампутированную конечность, переплетаются с нервными путями, ответственными за боль.

Нейроны, которые отвечают за ампутированную конечность, иногда произвольно срабатывают © Naked Science

Ученые из Технологического университета Челмерс в Швеции предложили новую гипотезу, которая объясняет появление так называемых фантомных болей – болевых ощущений в отсутствующей руке или ноге. Как сообщает ScienceDaily, по мнению исследователей, нейроны, ответственные за ампутированную конечность могут запутываться с нервными путями, которые отвечают за боль.

Ученые подчеркивают, что нейроны никогда не бездействуют. В случае ампутации руки или ноги участки нервных клеток, которые отвечали за сигналы от нее, могут случайным образом приходить в возбужденное состояние. В том случае, если при этом одновременно происходит возбуждение болевых нейронов, возникает неприятное ощущение в ампутированной конечности.

Исследователи отмечают, что когда подобные процессы происходят в обычных условиях, они являются частью "сопутствующего шума" и не воспринимаются организмом. Если же у пациента отсутствует часть тела, активация нейронов, ответственных за конечность является чем-то действительно значительным, поскольку нет других сигналов, которые ее маскируют.

Согласно принципу, известному как "закон Хебба", если один нейрон возбуждает другой, то связь между ними со временем усиливается. Поэтому случайно возбуждающиеся нейроны могут вносить значительный вклад в возбуждение рядом находящихся нервных клеток, отвечающих за боль.

Теперь же исследователи предложили новый способ лечения фантомных болей. Электроды, установленные на культе, перехватывают нейронные сигналы, предназначенные для ампутированной конечности, и транслируют их компьютеру, который переводит их в движения виртуальной руки. Пациенты видят цифровую конечность и могут управлять ею, что стимулирует образование новых нейронных связей, ослабляющих или устраняющих спутывание с болевыми центрами.