Ученые обнаружили, что появление многоклеточных организмов стало возможным благодаря одной мутации Развитие многоклеточных живых организмов стало возможным благодаря мутации одного единственного гена в процессе эволюции простейших
Мутация определенного типа протеина позволила одноклеточным организмам объединяться в многоклеточные.

Ученые из Орегонского университета в США, которые изучали одноклеточных эукариот под названием хоанофлагеллаты (воротничковые жгутиконосцы), пришли к выводу, что развитие многоклеточных живых организмов на Земле, включая людей, стало возможным благодаря мутации одного единственного гена в процессе эволюции простейших, передает издание The Washington Post.

Отчет о работе опубликован в научном издании с отрытым доступом eLife.

"Это было шоком. Если бы вы спросили любого человека в нашей команде, допускают ли они, что за все это отвечает одна мутация, вам бы ответили, что это не представляется возможным", - сказал один из соавторов открытия биохимик Кен Прехода.

Отмечается, что данная мутация сама по себе не могла обеспечить переход от одноклеточных организмов к многоклеточным, но без нее этот переход не смог бы состояться.

Суть мутации заключалась в перепрограммировании протеинов определенного типа. Данные протеины изначально выполняли функции ферментов, которые ускоряют химические реакции в клетках, а стали, по современной терминологии, "доменами взаимодействия". То есть они приобрели способность взаимодействовать и скрепляться с другими протеинами, что в дальнейшем и проложило путь к объединению клеток в сложные системы.

Издание пишет, что любые последующие примеры клеточного взаимодействия - от трилобитов 500 млн лет назад до динозавров, шерстистых мамонтов и нас с вами, - скорее всего, полагались на эту или другую такую же мутацию.

Ранее ученые из института эволюционной биологии Макса Планка выявили 40 фрагментов пептидов, которые, по мнению исследователей, существовали около 3,5 миллиардов лет назад и являются предками современных белков.