Глобальное потепление может помочь открыть морской путь в Арктике, не подконтрольный России

Поделиться
Глобальное потепление может помочь открыть морской путь в Арктике, не подконтрольный России Таяние льда может облегчить судоходство в Арктике © unsplash/goosegrease
Северный морской путь на данный момент является одним из немногих способов проплыть через Арктику.

Один из немногих путей, по которому корабли могут пройти через Арктику, контролируется Россией. Но уже к середине этого столетия таяние льда может привести к появлению нового маршрута, который будет неподконтролен РФ, сообщает New Scientist.

Северный морской путь простирается от Карского моря к Берингову проливу, охватывая большую часть арктического побережья России протяженностью 24 тысячи километров. Движение по этому маршруту сейчас нельзя назвать интенсивным: общий объем судоходства в Арктике в прошлом году был эквивалентен одному или двум дням в Суэцком канале. Но таяние льдов, вызванное глобальным потеплением, может сделать арктическое судоходство более привлекательным. Некоторые полярные маршруты вдвое короче привычных.

Одним из препятствий увеличения международных перевозок по существующему маршруту, который контролируется Россией, является большое количество сборов и ограничений. По словам Аманды Линч из Университета Брауна в Род-Айленде, один судоходный оператор сказал ей: «Мы не боимся айсбергов. Мы боимся айсбергов российской бумажной волокиты».

Юридическое обоснование юрисдикции России проистекает из положения Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которое дает странам юрисдикцию над покрытыми льдом водами в пределах 200 морских миль (300 километров) от их побережья — район, известный как исключительная экономическая зона. Но, как отмечает Линч, таяние морского льда и повышение уровня моря дестабилизировали эти границы.

Линч и Чарль Норчи из Университета штата Мэн смоделировали то, как различные сценарии глобального потепления повлияют на юрисдикцию арктических судоходных маршрутов. Оказалось, что при всех сценариях выбросов, кроме наиболее контролируемых, таяние льда откроет путь над Северным морским путем минимум на месяц в год, начиная с 2035-2065 годов, в зависимости от сценариев изменений климата.

На суда, которые будут двигаться по этому маршруту, не будут распространяться ограничения, наложенные Россией на Северный морской путь. Кроме того, по нему смогут ходить обычные суда без помощи ледоколов.

Вместе с тем, это будет происходит при том условии, что РФ и другие страны будут соблюдать международные нормы и законы на море.

«У меня нет большой уверенности в том, что Россия остановится в пределах своей исключительной экономической зоны в том, что они считают своими правами на обеспечение соблюдения своей юрисдикции над покрытыми льдом водами», — заявил Скотт Стефенсон из RAND Corporation, американского аналитического центра.

Норчи также подчеркивает, что российское вторжение в Украину изменило арктическое сотрудничество, от научных проектов до поисково-спасательных операций. В марте семь из восьми стран приостановили свое участие в Арктическом совете, который возглавляет Россия.

Ранее ученые провели исследование, которое показало, что вскоре дожди заменят снегопады в качестве наиболее распространенных видов осадков Арктики. Произойдет это из-за изменений климата и нагревания северного полярного региона нашей планеты.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме