Они не обладают особыми лидерскими качествами. Они не умнее своих коллег. Они не работают больше, чем остальные. И все-таки быстрее получают повышение по служебной лестнице и платят им больше. Американский профессор Роберт Келли, написал по этому поводу книгу «Как стать «звездой» в коллективе». Вот к каким замечательным выводам он пришел.
Определение понятия
В каждом рабочем коллективе «звезд» от 10 до 15 процентов. Они обращают на себя всеобщее внимание и внимание начальства тем, что выполняют значительно больше работы, чем остальные, и делают это значительно качественнее. О них часто говорят, что один такой работник заменяет десять человек.
Они как будто бы ни в чем не превосходят остальных. Тесты, касающиеся личностных качеств, отношения к работе, поведения в социуме, показали, что разницы между результатами тех и других не оказалось вовсе, хотя ожидалось, что она будет огромной. В среднем одинаковыми были и цифры, определяющие IQ (коэффициент умственного развития) всех опрошенных.
Какие качества присущи «звезде»
В работе они используют особую стратегию: их инициативность побуждает безошибочно определить важный участок, за который по той или иной причине никто не отвечает, и сказать: «Я займусь этим». Как правило, «средние» работники проявляют инициативу лишь в ситуациях, не имеющих прямого отношения к профессиональной деятельности: например, они могут предложить организовать пикник, но не более того.
Другая отличительная черта «звезд» - широкий круг знакомств с людьми, которые могут быть полезны в их профессиональной деятельности и наоборот. Совет, информация, помощь со стороны помогают «звездам» ускорить и улучшить выполнение своей работы. «Средние» работники, как правило, обращаются за информацией и советами стихийно, чаще всего к случайным людям, что негативно сказывается как на качестве их работы, так и на времени, на нее затраченном.
Умение правильно организовать себя
«Звезды» всегда знают, что важно сделать и что необязательно. Они думают не о выборе из своего списка нужных дел, а о том, что вообще следует в этот список внести. Речь в подобном случае идет даже не об организации своей работы, а об организации ее влияния на свою жизнь. «Звезды» повышают свой профессиональный уровень, посещают различные курсы. Вопросы: «Как повысить собственную профессиональную ценность? Какими еще дополнительными знаниями и умениями мне необходимо овладеть для этого?» для них не праздные. Не фирма, а они сами должны позаботиться об этом. Другое дело - попытаться склонить руководство фирмы к тому, чтобы их обучение на курсах было оплачено.
«Звезды» обладают хорошими аналитическими способностями и умеют поставить себя на место другого. К примеру, просчитать ситуацию с позиций босса, клиентов или конкурентов. Для «средних» же работников важно лишь то, что думают они сами.
Работоголики
ли «звезды»?
Вовсе нет. Люди думают, что у «звезд» кроме работы вообще нет жизни. На самом деле «звезды» зачастую работают даже меньше, чем коллеги, потому что делают больше и качественнее за меньшее количество времени. Конечно среди «звезд» есть работоголики. Точно так же, как и среди «средних» работников.
Отказ от лидерства
Очень часто лидировать стремятся работники, которые вовсе не обладают необходимыми для этого качествами. «Звезды» знают, что не всегда важно вести коллег за собой, порой важнее бывает помочь им. «Звезды» также понимают, что если ты помогаешь другим людям преуспеть, они, в случае необходимости, помогут тебе.
Зачем «сиять»
на этой работе?
Возникает вопрос: стоит ли становиться «звездой» на данном месте работы, если завтра ее, возможно, придется сменить? Первый аргумент «за»: знание того, что ты делаешь свое дело превосходно и окружающие это признают, приносит удовлетворение. Второй: если ты «звезда» в своем коллективе, тебя вряд ли сократят, но если ты захочешь уйти, найдутся желающие предложить тебе работу. Быть «звездой местного значения» - значит, застраховаться от безработицы.
Может ли любой стать звездой
Теоретически - да. Профессор Келли обучал 300 человек основным принципам поведения и стратегии работы «звезд». В результате, в течение года профессиональные показатели обучаемых выросли в два раза.
Земными «звездами», в отличие от небесных, не рождаются. Ими становятся. Что лишний раз подтверждает старую истину: успех - дело добровольное.