С 9 по 11 октября автомобильной Меккой стал весьма уютный город Ривне. Именно здесь располагается штаб-квартира Автомобильно клуба журналистов Украины (АКЖУ). Подобные клубы существуют во многих странах, и между прочим, весьма тесно сотрудничают между собой, вне зависимости от политики государств. Журналисты в чем-то очень похожи, но между собой делят специфику того, о чем пишут, показывают, говорят. Автожурналисты, естественно, ездят. Согласитесь, для того, чтобы иметь право о чем либо говорить (волей-неволей преподавать), уважающий себя журналист должен хорошо разбираться в сути вопроса не только словом, но и делом. Вот почему едут из разных уголков нашей страны и из клубов близлежащих стран творцы эпистолярного жанра раз в полгода на традиционное ралли журналистов, чтобы на других посмотреть, да и себя показать.
А показать было что. В этом году международное ралли журналистов «Осень-98» собиралось уже в девятый раз в городе Ривне. То, что это шоу для города, нет никаких сомнений. Аэропорт, мототрек и центральная площадь Ривного на проспекте Мира, а также улицы и дороги города превратились на несколько дней в раллийные трассы.
Среди массы впечатлений от самого маршрута запомнились два случая. Однажды между многокилометровыми ПКЧ, куда нельзя приехать ни раньше ни позже, а строго в свою минуту, несколько экипажей, спокойно рассчитав километры и время, добирались к промежуточному финишу. Но жизнь течет своим чередом. Вдруг дорогу преградило огромное стадо коров. Потеряв несколько минут, навстречу рогатой меланхолии по обочине ринулся экипаж днепропетровского «Шинника» на «Волге». Прикрыв собой лишенное спортивного фанатизма стадо, днепропетровцы галантно открыли дорогу нам и литовцам (наше время на ПКЧ было более ранним). Мелочь, но приятно, джентльменский дух витал над журналистами, что, увы, не часто встречается в «большом спорте».
Второй момент был просто живописным. В первый день ралли заезды проходили прямо на взлетной полосе Ривненского аэропорта. Естественно, что все было перекрыто. Но вдруг на посадку в свою родную стихию стал заходить не малых размеров самолет. Озабоченные только своим делом, участники возбужденно не без юмора стали спорить, а знают ли пилот и штурман «легенду» и смогут ли вписаться в наши фигурки. Однако чудо не произошло и самолет куда-то вовремя свернул. Рожденные летать - ездить не умеют.
К сожалению, этой осенью, по техническим, финансовым и другим причинам в Ривне приехало гораздо меньше участников чем предполагалось и даже было весной в Киеве. В последний момент организаторы объединили два класса до 1300 куб.см. и до 1600 куб. см. в один. Соответственно, литовцы оказались со своим Пежо-205 с нами в одном классе, а так бы мы заслуженно получили первое место в классе до 1300 куб. см., но по итогам соревнований экипаж радио «Лидер» отстоял позиции, занятые еще в первый день.
До 1600куб.см.
1. Буткус Линас, Шавинкас Владас, Пежо-205 (Кетуки Ротри) Вильнюс
2. Палий Максим, Клименко Игорь, Шкода Фаворит (ТРК Лидер) Киев
3. Яковлев Сергей, Юрченко Евгений, Шкода-Фаворит (ТК ТЕТ) Киев
Свыше 1600 куб.см.
1. Седой Игорь, Шаповалов Виктор, БМВ 325 («Зеленый Фургон») Одесса
2. Кондратюк Олександр, Миклош Адриан БМВ 318 («Высокий Замок») Львов
3. Брагар Константин, Стрижак Сергей ГАЗ 3110 (Шинник) Днепропетровск
Абсолютный зачет
1. Седой Игорь, Шаповалов Виктор, БМВ 325 («Зеленый Фургон») Одесса
2. Буткус Линас, Шавинкас Владас, Пежо 205 (Кетуки Ротри) Вильнюс
3. Палий Максим, Клименко Игорь, Шкода-Фаворит (ТРК Лидер) Киев
Если вы думаете, что это просто амбиции уставших сидеть в редакциях журналистов и что все было слишком просто - вы глубоко заблуждаетесь. Еще на первой скоростной фигурке в аэропорту в первый же день экипаж одной из киевских радиостанций не удержался в траектории и вылетел с трека, ударившись о бордюр. Удар был настолько сильным и неудачным, что в передней подвеске Хонды почти ничего не осталось целым. Естественно, что в Киев машина была отправлена на «техничке». Откровенно было жаль в данном случае уже не соперников, а просто коллег. Все фигурки выполнялись по два раза и занимали каждая около минуты. Отсчет шел на сотые доли секунды. Однако этой минуты было достаточно, чтобы снимать шлем с уже мокрой головы, а у штурмана от напряжения тряслись руки. Так что свое второе место в классе и третье в абсолюте (кстати, выступая лишь второй раз на подобных соревнованиях) можно считать вполне заработанной, заслуженной, но далеко не легкой победой.
В этом году впервые девятые по счету Международные ралли журналистов проходили под эгидой Федерации автоспорта Украины. Конечно, приятно после успеха в Ривном иметь официальную лицензию на участие в профессиональных ралли второй категории. Но если честно, то лично мне, да и, пожалуй, многим она особо не нужна. На профессиональных соревнованиях журналист должен заниматься своим делом, а выяснять степень мастерства уже на своем уровне. Кстати, в столице имеются силы некогда единого и нерушимого АКЖУ, желающие открыть альтернативную организацию. Станет ли это реальностью или это кризисные отголоски всеобщего разрушительно-перестроечного настроения - покажет время. Поэтому судить о сложности отношений (к сожалению, не только финансовых) между АКЖУ и ФАУ - рано. Пока стоит лишь вспомнить слова Михаила Жванецкого : «Время, конечно, лечит, но когда мы вылечимся, оно уходит».
Огромное искреннее спасибо спонсорам ралли журналистов «Осень-98», а именно: АО «Днепрошина», компании «ТРЕК Любриканс», официальному дистрибьютору масла «Шеврон»; ЗАО Камазтранссервис; страховой компании АСКА. Без их финансовой помощи столь недешевое мероприятие было бы невозможно.
На ралли в Ривном огромную поддержку оказали и местные власти, за что им так же отдельное спасибо. Это и местная ГАИ, и руководство города и области. Мэром города был даже выставлен собственный кубок вне программы ралли, который успешно отвоевали одесситы. Все было как всегда хорошо и красиво. Ривненчане получили незабываемый праздник, участники - неизгладимое чувство соревнований и победы. Но вот на одном весьма символичном моменте стоит остановиться.
По завершении ралли состоялся традиционный фуршет и награждение победителей. По древней традиции кубки наполнялись шампанским и переходили из рук в руки по всем столам. Один из поздравлявших был некий высокий милицейский чин из столицы. Расслабив всех заявлением, что он тоже в прошлом журналист (хотя, кажется, журналистика скорее призвание, чем род занятий), приехавший вручил кубок от ГАИ и внес совершенно потрясающее предложение: устроить ралли между АКЖУ и лучшими сотрудниками ГАИ МВД страны. Подогретая праздником, журналистская братия восприняла предложение «на ура». Однако бравурное окончание речи сего спикера ввело всех присутствующих в странное недоумение. Оратор с радостью в голосе предложил перед соревнованиями выложить всем журналистам «права» что называется «на бочку». Наверное, это было очень смешно, но тонкого милицейского юмора не поняли даже всегда жизнерадостные одесситы.
Но это мелочи, главное, что праздник, несмотря на трудности нашего нестабильного времени, состоялся. Возможно, пройдет время, и поймут и потенциальные спонсоры и бизнесмены, и властьимущие, что не зря прессу называют пятой властью. Она может все и не может ничего, если не будет свободна и способна быть сильной и словом и делом.