Жизнь по целевому назначению? Украинцы о будущем

Поделиться
Современные социологические исследования свидетельствуют, что наши граждане не планируют долгосрочных стратегий будущего...

Современные социологические исследования свидетельствуют, что наши граждане не планируют долгосрочных стратегий будущего. Более того, многолетняя зацикленность на проблемах семьи, здоровье и обеспечении более-менее стабильного благосостояния — это не просто проблема каждой отдельной семьи, это история социальных страхов целого общества и неуверенного, зависящего от произвола власти или окружения самоощущения индивида в социуме. А планировать будущее на годы вперед помогает социальный интерес к жизни, прагматическая гибкость сознания, что и отводит гражданину достойное место в обществе.

Будущее на вырост

Киевский международный институт социологии провел социологическое исследование «Видение жителями Украины своего будущего». Характерно, что часто задумываются о своем будущем только 59,1% граждан, никогда — 6,2%. Респонденты, которым за пятьдесят, немного меньше думают о своем будущем по сравнению с младшими возрастными группами, и это странно, поскольку они находятся в весьма продуктивном для профессионалов возрасте. Украинцы в своем большинстве не заглядывают далеко в будущее: так, несколько месяцев или лет вперед пытаются представить 47% опрошенных, исключительно завтрашний день — 32,6%, период в несколько десятков лет — 10,6%. Тем не менее 51,9% смотрят в будущее с оптимизмом, 20,2% видят его таким же, как и сегодняшний день, а завтра кажется хуже чем сегодня 15,1% граждан. Признали, что у них уже нет будущего, — 2,7%.

Характерно, что для 71,7% людей самой важной в будущем сферой является семья, дальше идет здоровье — 67,5%. Интересно, что деньги, материальное благополучие считают значимыми в будущем 47,2% респондентов, работа и карьера оказались важными в будущем только для 18,5% респонден­тов — а это значит, что большинству украинцев все же приходится выживать за счет рабочих мест (где они есть вообще), где платят преимущественно не за квалифицированный труд. К тому же оптимизм таких людей обусловлен в основном патерналистскими настроениями. Незначительная роль в стратегии будущего образования и обучения (за них выступают только 3,7% опрошенных) также не способствует будущим успехам в работе.

— Мы спрашивали у людей, от кого, по их мнению, зависит их будущее, — рассказывает директор по консалтингу КМИС Дмитрий Кракович. — Оказалось, что более 50% молодежи (в возрасте 18—29 лет) считают, что будущее зависит от них лично. Такое же мнение разделяют 38% людей среднего возраста (30—49 лет) — наверное, у них уже есть определенный опыт разочарований. Среди людей постарше полагаются на себя только 20%, остальные — на государственный патернализм. Надо сказать, для пожилого человека в современных условиях потеря работы является фатальной.

Интересно, что обычному украинцу деньги и даже здоровье обычно нужны не как капитал, а с какой-то конкретной целью. В открытых интервью мы часто слышали, например, следующее: «Мне нужны деньги для того, чтобы вступить в брак» или «Я лечусь, чтобы родить ребенка». Трудоголикам-американцам наши люди кажутся вообще какими-то расслабленными. В Соединенных Штатах ценность работы очень высока. А наши люди в современных условиях выдвигают такой аргумент: «Как бы я ни работал, квартиру все равно не куплю».

Кстати, 22,9% респондентов признают, что для достижения желаемого для себя будущего делают достаточно, но могли бы делать и больше. Признали, что вкладывают в свою будущую перспективу все, что в их силах, 60,4% респондентов.

Оказалось, что украинцы весьма чувствительны к проблемам будущего человечества, и это выводит их за пределы «хаты с краю цивилизации»: ведь среди глобальных изменений в мире, которые могут оказать содейст­вие осуществлению желаемого для них будущего, 50,7% из опрошенных называют улучшение экологии Земли, 48,2% — преодоление голода, бедности, болезней. Часто среди ценностей будущего отмечали также и улучшение взаимопонимания между людьми (43,8%), уменьшение количества конфликтов и войн (33,4%). Однако, как и всегда в нашей стране, которая еще не избавилась от постсоветского феодализма, развитию науки и техники отдают должное только 14,8% опрошенных.

Предчувствие будущего

Будущее — категория системотворческая. Готовить себя к будущему — означает творить и развиваться, развивая при этом окружающий мир.

— Проблему будущего следует рассматривать с точки зрения наличия в Украине социального капитала, — считает заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии НАНУ доктор экономики и социологии, профессор Юрий Саенко. — Соци­аль­ный капитал — это уровень солидарности граждан, способности самоорганизованно провести определенные общие действия или создать общие инс­титуты. В 80-х годах американцы, чтобы не загрязнять окружающую среду и уменьшить поток автомобилей на трассах, издали закон, согласно которому за сто километров до Нью-Йорка с водителей, которые не везут хотя бы двух пассажиров, взимался штраф — пос­ле этого в город вместо трех автомобилей въезжал один. Люди, ехавшие в город на работу, сами организовывались в группы и определяли места встре­чи. Это пример самоорганизации.

В нашем мониторинге нас интересовала часть респондентов (в процентах), согласных принимать участие в общественно полезных акциях. Помо­гать инвалидам молодежь соглашается за определенную плату, а пожилые люди — бесплатно. Так же и с организацией досуга, участием в обеспечении правопорядка, в озеленении и упорядочении территории. Моло­дежь наиболее меркантильная часть нашего населения. И это не прагматика, а рвачество. Прагматично — найти деятельность или дело, в которое можно что-то вложить и получить максимум дохода, если человек сам выбирает самый эффективный вариант. Молодому же рвачу нужно все и сразу, словно он живет последний день.

Интересно сравнить, как планируют свою жизнь люди, живущие на Востоке и на Западе Украины. Гори­зонт планирования своей жизни на За­паде составляет четыре месяца, а на Востоке — шесть. Связывают свои интересы с будущим Украины 61% жителей Запада и 59% жителей Востока. Вернуться к плановой советской экономике желают 19% жителей Запада и 34% Востока. Значительное различие между жителями Запада и Востока наблюдается в оценке своей гражданской ценности: с тем, что государство никогда не должно нарушать права и свободы граждан, соглашаются 70% первых и только 58% вторых. С тем, что Украина должна равняться на развитые страны Западной Европы, согласны 71% жителей Запада и только 18% — Востока.

Тревожно, что с зависимостью уровня жизни каждого гражданина от его собственного труда соглашаются только 20% жителей Запада и 12% Востока. Патерналистское советское государство зомбировало народ, уничтожив человека-мастера, уважение к собственнику, интеллигенцию. Модель жизни подавляющего большинства наших людей — это страх перед государством и протянутая рука. К тому же за Днепром все еще не видят Запада, а Россия — рядом.

В видении будущего современным украинцем сталкиваются несколько тенденций. В менталитете украинца укоренилось архетипное представление о цикличности будущего. Все очень просто: летом будем готовить варенье — зимой будем пить чай с ним. Старый анекдот: «Почему вы не строите баню? — Мы в озере купаемся. — А зимой? — Да сколько там той зимы?».

На смену созерцательному восприятию пришло плановое: сверху нам все спустят. Будущее свелось к планированию, и это переросло в четкое представление о своей перспективе: школа, институт, работа, зарплата, квартира, очередь на мебель... Чтобы сделать карьеру, нужно вступить в партию. Не жизнь, а сплошной регламент. Советская действительность — это была мягкая модель тюрьмы.

Третья модель жизни — модель неопределенного будущего. Старшее поколение живет по инерции. Родители современных молодых людей ушли в заробитчанство. Детей воспитывают компьютер и телевизор, и еще «однорукие бандиты». В сознание западного человека четко впечаталась модель порядка. Мы этого лишены. Порядоч­ные родители пытаются дать своим детям определенные базовые ценности, однако большинству из них они кажут­ся абстрактными: ну работают родители на каких-то фирмах... Интересными для них сегодня являются ценности инструментальные, модные, разрушительные. Неопределенная реальность размывает систему ценностей.

В социологии есть такой показатель: «Как люди адаптируются к новым условиям жизни». Молодежь вроде хорошо адаптируется. Но ведь нужно спросить: а какие это условия? Быстрое зарабатывание денег, получение зарплаты в конверте — это перспектива необеспеченного пенсионного будущего. Это и неопределенная модель жизни, и искаженное о нем представление. Преимущественно в этой модели и живет молодежь. Украинское село живет по архетипной и плановой моделям, а город — в суррогате между планом и неопределенностью.

Украинский социум — это постгеноцидное, постимперское, постчернобыльское, постсоветское, посткучмовское сообщество, которое стоит спиной к будущему. После Майдана была надежда, что наша нация стала «обществом новых шансов», но мы снова вернулись к «обществу старых и сомнительно новых ценностей». Всем нам нужно срочно искать сферы общей общенациональной деятельности — объединяться во взаимодействии, работать на изменение национального общего сознания, выполняя общественно-государственную программу украинизации национального сознания. Будущее нужно проектировать.

С философского взгляда, проект будущего — это поиск новой целостности, которая где-то там — за горизонтом, это поиск нового социального порядка. Проектирование будущего — это преобразование какофонии неопределенности в стройную определенность, которая в свою очередь порождает новую неопределенность. Это попытка уменьшить чувство абсурда, которое Альбер Камю определяет как «разлад между человеком и жизнью, его окружающей»... По Камю, «чувст­во абсурда возникает не из простого рас­смотрения единичного факта и не из отдельного впечатления, а высекается в процессе сравнения существующего положения вещей с определенного рода действительностью». Камю словно нашел одну из формул жизни: «Че­ловек, потерявший надежду и осознавший это, перестает принадлежать будущему». Цель проекта будущего заключается в том, чтобы заполнить время и пространство инновационной событийностью — вехами решений, принятых сегодня.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме