Одному уважаемому товарищу довелось недавно побывать в интернате для детей в Боснии. Он вел серьезный разговор с руководителем этого учреждения. Но вдруг подошел один из маленьких воспитанников и стал дергать гостя за рукав, давая понять, что и он тоже хочет поговорить. В ответ ребенок услышал резонное:
— Подожди, у нас сейчас нет времени!
— Вот в этом-то и проблема: ни у кого для меня нет времени… — философски заметил малыш.
Этот красноречивый пример прозвучал на Международной практической конференции «Защита прав ребенка в процессе деинституциализации» (реформирования интернатских учреждений и предупреждения отделения детей от семей). Организаторы — Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта, представительство благотворительной организации «Надежда и жилье для детей» в Украине, представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) поставили перед собой цель — разработать единые подходы органов государственной власти и общественных организаций к реформированию системы опеки и заботы в Украине.
По мнению присутствующего на конференции министра по делам семьи, молодежи и спорта Юрия Павленко, в последнее время в стране, благодаря развитию семейных форм воспитания, происходят позитивные изменения в обеспечении права детей без родительской опеки на жизнь в семейном окружении. В частности, утверждена государственная целевая социальная программа реформирования системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Однако в Украине действуют 275 интернатских учреждений, в которых содержится около 30 тысяч осиротевших детей, а также 357 специальных школ-интернатов для детей с особыми потребностями (более 40 тысяч воспитанников). Плюс к этому ежедневно около полусотни детей лишаются родительской заботы.
Как же предупредить попадание детей в интернаты? Как разобраться, какие именно интернатские учреждения в первую очередь нуждаются в реформировании? Как учесть интересы каждого ребенка? Ответы на эти и другие вопросы пытались найти участники международной конференции.
Проблем, для решения которых требуется не поверхностный, а глубокий профессиональный подход, было так много, что собравшиеся приняли решение разделиться на секции. На одной из них речь шла о самой деинституциализации. По мнению доктора наук из Великобритании Делии Поп, этот процесс следует рассматривать не просто как механическое закрытие интернатов. Нужно предварительно провести анализ потребностей и ресурсов в том регионе, где находится интернат. Такой подход может привести к сокращению количества детей, воспитывающихся в интернатских учреждениях и к сохранению семей.
Но как быть, если на местах реформирование интернатов порой встречают в штыки? Парадокс, но, как свидетельствуют опросы, даже дети, проживающие не в лучших условиях, боятся того, что с ними могут произойти перемены. Что уж говорить о персонале интернатских учреждений. Конечно, есть в системе отечественных интернатов увлеченные люди, талантливые педагоги и организаторы, отдающие частичку души осиротевшим детям. Специалисты такого класса могут не волноваться за свое будущее даже в условиях нынешнего финансового кризиса. Нет нужды спорить и о том, что есть образцовые интернаты и что бывают ситуации, когда ребенку в интернате лучше, чем с родными мамой и папой — пьяницами или наркоманами. Тем не менее часть интернатского персонала остерегается всяких перемен, — так ведь и без работы можно остаться. По мнению участников конференции, психологам, социологам и социальным работникам придется много работать и с детьми, и со взрослыми. А пока что, увы, на конференции говорилось о просматривающихся намерениях сохранить ребенка в интернате, которые может поколебать только один аргумент. Вот примеры таких высказываний:
— Ни одного ребенка для семейного детского дома я не получил, не положив в карман директора соответствующего «аргумента».
— Я всех своих детей просто купил…
С другой стороны, многих поразил пример 12-летней девочки, которая уже в аэропорту, за несколько минут до начала посадки отказалась вылететь за рубеж к приемным маме и папе. Никаких видимых причин, провоцирующих такое неожиданное решение, не было — девчушка просто испугалась грядущих перемен…
Из-за сложности самого процесса деинституциализации важно спланировать его таким образом, чтобы свести к минимуму возможные моральные травмы как для детей, так и для взрослых. Такого подхода требует нынешняя ситуация. По информации директора Национального центра усыновления министерства образования Республики Беларусь Натальи Поспеловой, ежегодно в каждом из регионов закрываются одно или два интернатских учреждения. На сегодня в них отсутствуют первые-третьи, пятые-шестые классы. Количество воспитанников белорусских детских интернатских учреждений за последние пять лет сократилось почти на 30 процентов. В нашей стране, по официальным данным, в некоторых интернатах число воспитанников составляет 60—70 процентов. А в Западной Украине вообще 50, а иногда и 30 процентов. Позитивный момент такого процесса — мальчики и девочки в таких заведениях стали чувствовать себя не стесненно. Ведь освобождение площадей приводит к тому, что в комнатах, рассчитанных на определенное количество спальных мест, находится меньше детей.
Задача взрослых — сделать все возможное, чтобы избежать попадания детей в интернаты. На конференции шла речь о том, что если проблемной семье вовремя оказать профессиональную помощь, то можно ожидать, что такая семья сохранится, а ребенок не окажется в интернате. Более того, в некоторых случаях такую работу следует начинать… до рождения малыша. Ведь именно работники женских консультаций, центров матери и ребенка непосредственно сталкиваются с будущими мамами, не особенно скрывающими свои намерения отказаться от новорожденных. Именно эти специалисты способны сыграть важную роль в процессе предотвращения раннего сиротства и определения малышей в интернаты.
— Начав свою деятельность в 1998 году с проекта развития и поддержки детских домов семейного типа, мы осознали, что одновременно с пропагандой семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, важна работа по сохранению родной для ребенка семьи, — рассказала директор представительства благотворительной организации «Надежда и жилье для детей» в Украине Галина Постолюк. — С этой целью мы в 2003 году начали проект по предупреждению отказов матерей от новорожденных в родильных домах, созданию социальных центров матери и ребенка. Еще одно направление — разработка комплексного похода к реформированию интернатских учреждений, создание и обеспечение доступны и качественных социальных услуг для детей и семей.
В Херсоне были созданы экспериментальные площадки реинтеграции родителей для работы с матерями, намереваюшимися отказаться от детей. Налажена такая работа в Макаровском районе Киевской области. Оксана Малина, мама из Макарова, рассказала, что сама она — воспитанница интерната, родила ребенка, которого пришлось оставить. Судьба привела ее в Макаров, где она родила еще раз. И только благодаря социальным работникам ей удалось встать на ноги: побороть пагубную тягу к спиртному, получить документы, воссоединиться с первым, оставленным ею ребенком.
— Мы собрались, чтобы обсудить будущее самого ценного, что есть в Украине, — будущее детей, — сказал президент-основатель международной благотворительной организации «Надежда и жилье для детей» Марк Кук. — За последние 10 лет нашей команде в Украине удалось многое сделать, но главное — обеспечить более чем тысяче детей самый ценный подарок — любовь в семьях и свой дом.
А вот что написал в благодарность один из тех, на кого распространилась эта помощь:
«...жить я начал с четырех лет, когда мама забрала меня из детского дома».